Напоминание

Современный урок в условиях реализации ФГОС


Авторы: Хисамов Раис Габдуллович, Хисамова Гульсиня Зайнулловна
Должность: учитель физической культуры,учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Каргалинская гимназия"
Населённый пункт: город Чистополь,Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок в условиях реализации ФГОС

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта

второго поколения?

С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный

государственный образовательный стандарт), урок претерпевает

кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от

ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика

к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире,

научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже

урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм

достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие

(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины

затруднения).

Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается

потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию

окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-

следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных

способностей.

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и

учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете

должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность

учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам

нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие

аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической

техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии

ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,

сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за

пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков

преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь

использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,

знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с

помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен

рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем

ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель

рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,

усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,

продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение

отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к

жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в

реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным

учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск

дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и

выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и

выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше

всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда

учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный

опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на

взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих

учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного

процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются

незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то

услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может

побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся

состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало

того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не

каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых

стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя

детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что

ведут урок сами.

Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование

образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с

развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

требований к результатам освоения основной образовательной

программы;

требований к структуре основной образовательной программы

начального общего образования;

требований к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены

изменения

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью

изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,

консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку

умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение

единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет

целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка

изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения

основной образовательной программы начального общего образования. Они

представлены в виде личностных, метапредметных и предметных

результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного

подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на

основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может

развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно

собственное действие может стать основой формирования в будущем его

самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий,

провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым

подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с

помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,

совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например,

переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично –

запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться

создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной

деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную

ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или

диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному

правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного

текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания

учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия

(работает со справочной литературой, анализирует текст, находит

орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает

характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с

предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием

набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную

деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика

в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по

отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата

образования.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот

это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к

организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут

существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его

профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового

и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях

он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет

своего умения быстро перестраиваться.

Рекомендации для учителей в рамках ФГОС

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы,

которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их

рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально

эффективным:

При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели,

которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый

этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться

подведением кратких итогов.

Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет

дифференциации и индивидуального подхода к обучению.

Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных

умений и навыков.

Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют

выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально

возможное число каналов получения информации. Если ребенок не

понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется

трудно.

Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.

Современный учитель не должен быть единоправным оратором на

уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве

консультантов, помощников, экспертов.

Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать

заранее.

Эффективно использовать на занятиях различные формы работы:

индивидуальную, парную, групповую.

Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные

домашние задания с учетом возможностей школьников.

Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином

положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и

огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом

команды, а не ее командиром.

На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение

здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы,

разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на

уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно,

чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова

К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого

заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван

осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем

учащихся

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам

необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных

ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями,

необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя

целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной

личности. И более важным является привить ребятам умение учиться,

находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные

ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти.



В раздел образования