Авторы: Хисамов Раис Габдуллович, Хисамова Гульсиня Зайнулловна
Должность: учитель физической культуры,учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Каргалинская гимназия"
Населённый пункт: город Чистополь,Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Современный урок в условиях реализации ФГОС
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта
второго поколения?
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный
государственный образовательный стандарт), урок претерпевает
кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от
ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика
к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире,
научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже
урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм
достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднения).
Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается
потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию
окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-
следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и
учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время сбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической
техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии
ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь
использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен
рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем
ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель
рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,
усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к
жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным
учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск
дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и
выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и
выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше
всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда
учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный
опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на
взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих
учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного
процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются
незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то
услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может
побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало
того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не
каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых
стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя
детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что
ведут урок сами.
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной
программы;
требований к структуре основной образовательной программы
начального общего образования;
требований к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены
изменения
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет
целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые
дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка
изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования. Они
представлены в виде личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного
подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может
развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий,
провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым
подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с
помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,
совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например,
переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично –
запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться
создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную
ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или
диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному
правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного
текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания
учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия
(работает со справочной литературой, анализирует текст, находит
орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает
характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с
предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием
набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную
деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика
в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по
отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата
образования.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот
это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут
существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового
и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях
он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет
своего умения быстро перестраиваться.
Рекомендации для учителей в рамках ФГОС
Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы,
которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их
рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально
эффективным:
При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели,
которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый
этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться
подведением кратких итогов.
Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет
дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных
умений и навыков.
Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют
выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально
возможное число каналов получения информации. Если ребенок не
понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется
трудно.
Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
Современный учитель не должен быть единоправным оратором на
уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве
консультантов, помощников, экспертов.
Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать
заранее.
Эффективно использовать на занятиях различные формы работы:
индивидуальную, парную, групповую.
Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные
домашние задания с учетом возможностей школьников.
Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином
положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и
огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом
команды, а не ее командиром.
На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение
здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы,
разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на
уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно,
чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил
этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова
К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого
заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван
осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем
учащихся
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам
необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных
ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями,
необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя
целиком своей работе.
Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной
личности. И более важным является привить ребятам умение учиться,
находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные
ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти.