Напоминание

Создание развивающей среды для детей с нарушением слуха


Автор: Авитиди Марина Геннадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: детский сад № 189 АНО ДО
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание развивающей среды для детей с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание развивающей среды в группах комбинированной направленности для

детей с нарушением слуха.

М.Г. Авитиди, учитель – дефектолог первой квалификационной категории, АНО ДО «Планета

детства «Лада» детский сад №189 «Спутник», г.Тольятти

Эффективность образовательного процесса дошкольников с нарушением слуха зависит от

многих факторов, в том числе от специально организованной предметно – пространственной среды.

Активно действовать, проявлять себя в реальной среде для дошкольника так же естественно, как

двигаться, играть, рисовать.

Мы работаем над созданием для ребенка комфортабельной, уютной обстановки, рационально

организованной и насыщенной разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Именно в

такой среде, по нашему мнению, возможно одновременное включение в деятельность всех

воспитанников группы, включая и детей с нарушением слуха.

Специфика требований к организации развивающей среды в группах комбинированной

направленности для детей с нарушением слуха:

Организация пространства, в котором обучается ребенок с нарушением слуха;

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является

зрительный анализатор. Следовательно, в среде группы должны присутствовать удобно

расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о

правилах поведения, правилах безопасности, а также с материалами по изучаемой теме.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор стола для ребенка с

нарушенным слухом. Рекомендуется сажать детей с нарушением слуха как можно ближе к

воспитателю и обеспечить достаточное пространство, чтобы дошкольник с нарушенным слухом

в условиях речевого общения имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать

речь одногруппников.

Технические средства обучения для каждой категории детей с нарушением слуха:

индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры кохлеарных имплантов ( у детей

после операции по кохлеарной имплантации), компьютерные программы, ориентированные

на удовлетворение особых образовательных потребностей.

Дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на

дошкольной ступени образования..

При создании предметно-пространственной среды в инклюзивном пространстве необходимо

учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды,

однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:

Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия,

которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким

образом, что дети в любой момент самостоятельно могут выбрать, чем они хотят заниматься,

а игрушки и пособия для этого находятся в доступных для них местах.

Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень

важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с

нарушением слуха особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это

обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с

учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и

знаниями.

Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования

предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития

каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального,

ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно

быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему

содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение

игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка, а дополнительные

надписи- на уровни глаз или в поле зрения ребёнка.

Материалы, игрушки и оборудование отвечают педагогическим и эстетическим требованиям

(способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в

индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (способствуют

обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т. д.); и способствуют приобщению

детей к миру искусства.

У

детей

с

нарушением

слуха

активизируется

зрительное

восприятие, поэтому в группах комбинированной направленности в среде

имеются дополнительные картинки, пиктограммы, надписи деятельности

или действий: «стол», «что это?», «красный», «я рисую», «я хочу играть»,

которые помогают детям обогащать и закреплять словарь в разных видах

деятельности. При организации совместной деятельности в таких группах

педагоги используют интерактивные панно, картинки – алгоритмы и

пиктограммы. Для обозначения центров детской деятельности педагоги

используют картинку с названием и сюжетом, раскрывающую эту

деятельность.

Для

полноценного

физического

развития,

охраны и укрепления здоровья детей в детском саду в наличии: участок на территории

со

специальным оборудованием (физкультурным инвентарём), в помещении — спортивный зал

(включающий

оборудование

для

ходьбы,

бега,

прыжков,

катания,

бросания,

лазанья,

общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра, изолятор, физкультурные

центры в группах; оборудована сенсорная комната, бассейн.

В двигательных центрах групп имеется инвентарь и оборудование для физической активности

детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, тренажеры и т.п.). Подготовлены

пиктограммы «Школа мяча», «Школа скакалки» и др., алгоритмы проведения гимнастики для глаз,

дыхательных упражнения, пальчиковой гимнастики.

Пиктограммы и схемы помогают детям

организовать игру, выполнить правила.

Центр для познавательно – исследовательской деятельности и сенсорного развития оформляется,

как и в группах общеразвивающей направленности, так как деятельность детей в этом центре

возможна и без использования слуха. В помощь детям с ОВЗ можно использовать дополнительно

алгоритмы действий.

Например, в центре имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету,

развитию представлений о величине предметов и их форме, материал

для развития пространственных представлений (схемы квартала,

группы, план комнаты) и временных представлений (календари,

часы).

Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского

экспериментирования( лупы, магниты, цветной песок, манка, вода,

мерные стаканы), настольно-печатные игры,

наглядные пособия,

иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи,

дидактические игры и пр.)

Для развития представлений о человеке в истории и культуре имеются подборки книг, комплекты

репродукций, игры, знакомящие с историей, культурой, трудом разных народов, с техническими

достижениями человечества. В группах имеется уголок краеведения, организованы мини – музее,

выставки коллекций, образцы предметов народного быта, сказки народов мира.

Для социально-коммуникативного развития игровое оборудование в группах и на участках

включает предметы, игрушки, материал для игр с правилами, центры уединения и социально-

эмоциональные уголки. Для глубокого развития социально – коммуникативных умений детей с ОВЗ,

снятия тревожности, развития адекватной самооценки в детском саду имеется кабинет психолога.

Для речевого развития в группах оборудованы речевые центры, наполнение которых помогает

активизировать

словарь

детей

с

ОВЗ:

интерактивные

панно,

пиктограммы,

алгоритмы,

дидактические игры, книжки-самоделки с адаптированными текстами, пословицы и загадки в

картинках, чистоговорки в картинках, пальчиковая гимнастика, упражнения артикуляционной

гимнастики в картинках.

Детям с нарушением слуха очень нравится работать с наборным полотном «Мои новые слова».

Туда дети помещают самостоятельно написанные таблички со словами и фразами, которые узнали

на занятии. Также для этого панно с удовольствием рисуют картинки дома и составляют подписи к

ним, а в детском саду выставляют их на панно и рассказывают о них другим детям. Такой вид

деятельности очень понравился и детям общего развития. На таком наборном полотне можно учить

составлять фразы из отдельных слов, можно дописывать недостающее слово, учить увеличивать

количество слов в предложении. Мишка. Мишка спит. Мишка спит на кровати. Мишка спит на

деревянной кровати. Мишка долго спит на деревянной кровати.

Для художественно-эстетического развития

в детском саду имеется музыкальный и

хореографический зал. В каждой группе

организован

центр

творчества,

в

которых

находится

специальное

оборудование (доска для рисования

мелом

и

маркером,

магнитные

планшеты, место для презентации детских работ в группах и помещениях детского сада;

строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные

и бросовые материалы и др.). Музыкальные инструменты, игрушки и атрибуты для различных видов

театра, носители с записями произведений музыкального искусства, художественная литература в

соответствии

с возрастом. А для детей с ОВЗ – книги с адаптированными тексами сказок.

Организация самостоятельной деятельности детей в группах комбинированной направленности в

центрах производится с опорой на схемы, пиктограммы, алгоритмы

В групповых комнатах выделено пространство для игр, также как и в группах общеразвивающей

направленности.

В заключение хотелось бы сказать, что если в

общеразвивающей группе появляется

слабослышащий ребенок, больше делайте акцент на наглядности, используйте алгоритмы, схемы,

модели деятельности – они помогут вам в воспитании и бучении такого ребенка.

Опыт нашей работы показывает, что благодаря тесной взаимосвязи узких специалистов,

родителей, созданию благоприятной развивающей среды, дошкольники с нарушением слуха

всесторонне развиваются, комфортно чувствуют себя в группе детей с нормой развития, а некоторые

из них,

впоследствии, поступают в общеобразовательные школы,



В раздел образования