Автор: Авитиди Марина Геннадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: детский сад № 189 АНО ДО
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание развивающей среды для детей с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование
Создание развивающей среды в группах комбинированной направленности для
детей с нарушением слуха.
М.Г. Авитиди, учитель – дефектолог первой квалификационной категории, АНО ДО «Планета
детства «Лада» детский сад №189 «Спутник», г.Тольятти
Эффективность образовательного процесса дошкольников с нарушением слуха зависит от
многих факторов, в том числе от специально организованной предметно – пространственной среды.
Активно действовать, проявлять себя в реальной среде для дошкольника так же естественно, как
двигаться, играть, рисовать.
Мы работаем над созданием для ребенка комфортабельной, уютной обстановки, рационально
организованной и насыщенной разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Именно в
такой среде, по нашему мнению, возможно одновременное включение в деятельность всех
воспитанников группы, включая и детей с нарушением слуха.
Специфика требований к организации развивающей среды в группах комбинированной
направленности для детей с нарушением слуха:
Организация пространства, в котором обучается ребенок с нарушением слуха;
Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является
зрительный анализатор. Следовательно, в среде группы должны присутствовать удобно
расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о
правилах поведения, правилах безопасности, а также с материалами по изучаемой теме.
Важным моментом в организации учебного пространства является выбор стола для ребенка с
нарушенным слухом. Рекомендуется сажать детей с нарушением слуха как можно ближе к
воспитателю и обеспечить достаточное пространство, чтобы дошкольник с нарушенным слухом
в условиях речевого общения имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать
речь одногруппников.
Технические средства обучения для каждой категории детей с нарушением слуха:
индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры кохлеарных имплантов ( у детей
после операции по кохлеарной имплантации), компьютерные программы, ориентированные
на удовлетворение особых образовательных потребностей.
Дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на
дошкольной ступени образования..
При создании предметно-пространственной среды в инклюзивном пространстве необходимо
учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды,
однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:
Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия,
которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким
образом, что дети в любой момент самостоятельно могут выбрать, чем они хотят заниматься,
а игрушки и пособия для этого находятся в доступных для них местах.
Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень
важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с
нарушением слуха особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это
обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с
учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и
знаниями.
Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования
предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития
каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального,
ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно
быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему
содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение
игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка, а дополнительные
надписи- на уровни глаз или в поле зрения ребёнка.
Материалы, игрушки и оборудование отвечают педагогическим и эстетическим требованиям
(способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в
индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (способствуют
обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т. д.); и способствуют приобщению
детей к миру искусства.
У
детей
с
нарушением
слуха
активизируется
зрительное
восприятие, поэтому в группах комбинированной направленности в среде
имеются дополнительные картинки, пиктограммы, надписи деятельности
или действий: «стол», «что это?», «красный», «я рисую», «я хочу играть»,
которые помогают детям обогащать и закреплять словарь в разных видах
деятельности. При организации совместной деятельности в таких группах
педагоги используют интерактивные панно, картинки – алгоритмы и
пиктограммы. Для обозначения центров детской деятельности педагоги
используют картинку с названием и сюжетом, раскрывающую эту
деятельность.
Для
полноценного
физического
развития,
охраны и укрепления здоровья детей в детском саду в наличии: участок на территории
со
специальным оборудованием (физкультурным инвентарём), в помещении — спортивный зал
(включающий
оборудование
для
ходьбы,
бега,
прыжков,
катания,
бросания,
лазанья,
общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра, изолятор, физкультурные
центры в группах; оборудована сенсорная комната, бассейн.
В двигательных центрах групп имеется инвентарь и оборудование для физической активности
детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, тренажеры и т.п.). Подготовлены
пиктограммы «Школа мяча», «Школа скакалки» и др., алгоритмы проведения гимнастики для глаз,
дыхательных упражнения, пальчиковой гимнастики.
Пиктограммы и схемы помогают детям
организовать игру, выполнить правила.
Центр для познавательно – исследовательской деятельности и сенсорного развития оформляется,
как и в группах общеразвивающей направленности, так как деятельность детей в этом центре
возможна и без использования слуха. В помощь детям с ОВЗ можно использовать дополнительно
алгоритмы действий.
Например, в центре имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету,
развитию представлений о величине предметов и их форме, материал
для развития пространственных представлений (схемы квартала,
группы, план комнаты) и временных представлений (календари,
часы).
Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского
экспериментирования( лупы, магниты, цветной песок, манка, вода,
мерные стаканы), настольно-печатные игры,
наглядные пособия,
иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи,
дидактические игры и пр.)
Для развития представлений о человеке в истории и культуре имеются подборки книг, комплекты
репродукций, игры, знакомящие с историей, культурой, трудом разных народов, с техническими
достижениями человечества. В группах имеется уголок краеведения, организованы мини – музее,
выставки коллекций, образцы предметов народного быта, сказки народов мира.
Для социально-коммуникативного развития игровое оборудование в группах и на участках
включает предметы, игрушки, материал для игр с правилами, центры уединения и социально-
эмоциональные уголки. Для глубокого развития социально – коммуникативных умений детей с ОВЗ,
снятия тревожности, развития адекватной самооценки в детском саду имеется кабинет психолога.
Для речевого развития в группах оборудованы речевые центры, наполнение которых помогает
активизировать
словарь
детей
с
ОВЗ:
интерактивные
панно,
пиктограммы,
алгоритмы,
дидактические игры, книжки-самоделки с адаптированными текстами, пословицы и загадки в
картинках, чистоговорки в картинках, пальчиковая гимнастика, упражнения артикуляционной
гимнастики в картинках.
Детям с нарушением слуха очень нравится работать с наборным полотном «Мои новые слова».
Туда дети помещают самостоятельно написанные таблички со словами и фразами, которые узнали
на занятии. Также для этого панно с удовольствием рисуют картинки дома и составляют подписи к
ним, а в детском саду выставляют их на панно и рассказывают о них другим детям. Такой вид
деятельности очень понравился и детям общего развития. На таком наборном полотне можно учить
составлять фразы из отдельных слов, можно дописывать недостающее слово, учить увеличивать
количество слов в предложении. Мишка. Мишка спит. Мишка спит на кровати. Мишка спит на
деревянной кровати. Мишка долго спит на деревянной кровати.
Для художественно-эстетического развития
в детском саду имеется музыкальный и
хореографический зал. В каждой группе
организован
центр
творчества,
в
которых
находится
специальное
оборудование (доска для рисования
мелом
и
маркером,
магнитные
планшеты, место для презентации детских работ в группах и помещениях детского сада;
строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные
и бросовые материалы и др.). Музыкальные инструменты, игрушки и атрибуты для различных видов
театра, носители с записями произведений музыкального искусства, художественная литература в
соответствии
с возрастом. А для детей с ОВЗ – книги с адаптированными тексами сказок.
Организация самостоятельной деятельности детей в группах комбинированной направленности в
центрах производится с опорой на схемы, пиктограммы, алгоритмы
В групповых комнатах выделено пространство для игр, также как и в группах общеразвивающей
направленности.
В заключение хотелось бы сказать, что если в
общеразвивающей группе появляется
слабослышащий ребенок, больше делайте акцент на наглядности, используйте алгоритмы, схемы,
модели деятельности – они помогут вам в воспитании и бучении такого ребенка.
Опыт нашей работы показывает, что благодаря тесной взаимосвязи узких специалистов,
родителей, созданию благоприятной развивающей среды, дошкольники с нарушением слуха
всесторонне развиваются, комфортно чувствуют себя в группе детей с нормой развития, а некоторые
из них,
впоследствии, поступают в общеобразовательные школы,