Автор: Баранова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 11"
Населённый пункт: г.Кимры Тверской области
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Не с причастиями"
Раздел: полное образование
Разработка урока по русскому языку
Слитное и раздельное написание
НЕ с причастиями
7 класс
Подготовила учитель русского
языка и литературы МОУ «Средняя школа №11»
Баранова С.И.
Тверская область
г. Кимры, 2020 г
Тема урока: Правописание не с причастиями
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и
умений по теме, первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
обучающие:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному
пониманию правила правописания не с причастиями, формировать умение
слитного и раздельного написания не с причастиями, обогащать словарный
запас, отрабатывать навык взаимопроверки и взаимоконтроля
развивающие:
формировать
самостоятельное
мышление
в
условиях фронтальной, индивидуальной и
групповой работы, развивать
логическое
мышление,
мыслительные
операции
(анализ,
сравнение,
обобщение)
воспитывающие:
формировать
положительную
мотивацию
учения, воспитывать чувство прекрасного, уважения к культуре других стран
и народов.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование:
учебник,
текст
для
анализа,
алгоритм,
тест,
мультимедийный проектор, ваза с букетом живых хризантем
I
Организационный момент
( на доске эпиграф к уроку)
Я понял одну нехитрую
истину, состоящую в умении
создавать чудеса своими руками
А. Грин
Как вы понимаете эти слова? О каких «чудесах» говорит
писатель? (устами своего героя Артура Грея Грин говорит о счастье человека
дарить радость людям. Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, на
котором мы постараемся подарить радость друг другу)
II
Актуализация знаний.
Какую часть речи мы изучаем?
Послушайте, какое письмо причастию написал один из учеников
Чтение письма
Здравствуй, причастие! Пишет тебе Котов Сергей из 7-г класса. Мне
кажется, после того как ты появилось в моей жизни, проблем у меня стало
больше, а вот хороших оценок меньше. Признаться, вначале я ничего
опасного в тебе не увидел: подумаешь, летящий шарик – тот, который летит.
Причастие несовершенного вида, настоящего времени. Но потом появились
суффиксы. Каждый раз думать над спряжением глагола, от которого ты
образовалось, чтобы правильно их написать, - сущий ад. А твои одна и две
буквы н? А причастный оборот? А не – то слитно, то раздельно? Мои
чувствительные мозги отказывались воспринимать всё это, и, честно скажу, я
тебя возненавидел. Ты стало хуже «двойки». И если бы не морфологический
разбор, за который я получил «5», не знаю, как дальше сложились бы наши
отношения.
В-общем,
стал
я
к
тебе
потихонечку
присматриваться,
привыкать. И хотя принесло в мою жизнь ты много забот, но своего
добилось: зауважал я тебя. Передавай привет папе и маме. До свидания.
Понравилось письмо? Согласны вы с его автором? Почему
причастие – сложная часть речи? (совмещает признаки 2-х частей речи)
Обратимся снова к эпиграфу, найдите причастие, определите его
морфологические признаки.
Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему.
III
. Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.
Вспомните письмо Сергея. Какую орфограмму, связанную с
причастием, мы не проходили? (учащиеся определяют тему урока, запись в
тетрадь)
Какими будут цели нашего урока? (познакомиться с правилом ,
научиться применять его)
IV
. Усвоение новых знаний.
Давайте попробуем проанализировать примеры, записанные на
доске, и выяснить, почему в одних случаях не пишется слитно, а в других
раздельно.
Ненавидящий цветы
Цветы не сорваны
Не выращенные, а купленные цветы
Не воспетые в стихах цветы
Неувядающая красота цветов
А сейчас, опираясь на примеры, составим алгоритм правописания
не с причастиями. ( Алгоритм - последовательность мыслительных операций
при решении орфографической задачи)
(Приложение №1)
Откройте учебники на с. 68. Прочитаем правило. Совпадают ли
наши выводы с теоретическим материалом учебника? (Молодцы!)
А сейчас ещё раз посмотрите на алгоритм, постарайтесь
запомнить и перескажите своему соседу по парте (1 вар. – 2, 2 вар. – 1)
V
. Первичная проверка понимания
Многие из вас, наверное, слышали ставшее крылатым выражение А.П.
Чехова: «Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то к концу пьесы оно
должно выстрелить».
А если на столе стоят хризантемы, значит, как минимум, мы должны о
них поговорить. Тем более, это очень древний цветок, ему более двух с
половиной тысяч лет.
Что вы знаете о хризантеме? Чем она интересна?
Откройте
текст,
напечатанный
на
листочках,
прочитаем
его
(Приложение №2)
Какова тема данного текста?
Как его можно озаглавить?
Какова основная мысль текста?
Обратите внимание, в тексте немало слов с приставкой не, с
отрицательной частицей не. Какова их роль в повествовании?
А сейчас объясните правописание выделенных слов.
Какое новое слово встретилось вам в тексте? Определите его
значение, подберите синонимы
Эликсир – чудодейственный напиток; настой, бальзам
Физкультминутка
VI
. Первичное закрепление
1)
Откроем «Зачетные работы по русскому языку» Л.А. Аксеновой стр.
29, упр. 1 и поработаем у доски.
Вы можете выбрать любое с/с, записать на доске, обозначить
орфограмму. Если кому-то нужен алгоритм, можете взять его с собой.
Д/р будет аналогичной : упр.1,стр.31
Давайте ещё раз повторим правило слитного и раздельного написания
не с причастием.
2)
Думаю, теперь вы готовы к выполнению теста (Приложение №3).
- Взаимопроверка. Выставление оценок.
VII
. Рефлексия
Кроме оценки, каждый учащийся на своем листочке рисует смайлик
,
,
.
VIII
. Итоги урока
Итак, что же вы узнали и чему научились сегодня на уроке? (учащиеся
подводят итоги)
Приложение №1
Приложение №2
Мало кого удивляющее слово «хризантема» в переводе с
древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим
растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую
печаль, и не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в 3 веке до н.э. не имеющий жалости
император узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос
на одном из островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было
приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от
неизлечимых болезней и смерти. Но только искренний, не желающий зла
окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста
девушек и юношей отправились за нераспустившимся сокровищем. Но
ненавидящему императору так и не удалось дождаться возвращения
оказавшихся в райском уголке смельчаков. Тайна исчезновения этих людей
не раскрыта.
Известно лишь, что через некоторое время на островах возникло новое
государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня изображена золотая
хризантема.
Приложение №3
Тест
Не с причастиями
1.
Пишется слитно
А) (не) спрятанные ценности
Б) никем (не) спрятанные ценности
В) ценности (не) спрятаны
2.
Пишется раздельно
А) (не) выращенный куст
Б) (не) продуманный ответ
В) (не) тронутый морозом
3.
Пишется слитно
А) (не) замеченная ошибка
Б) (не) обжитый, а заброшенный край
В) никем (не) нарушаемая тишина
4.
Пишется раздельно
А) ещё (не) прочитанная книга
Б) (не) прочитанная книга
В) (не) законченное письмо
5.
Пишется раздельно
А) (не) навидящий взгляд
Б) (не) начатое сочинение
В) теорема (не) доказана
6.
Пишется слитно
А) (не) верящий, а всегда сомневающийся человек
Б) (не) прикрытые листвой деревья
В) (не) удавшаяся экскурсия
7.
Пишется слитно
А) (не) успевшие облететь листья
Б) (не) расчищенные дорожки парка
В) поля (не) убраны