Автор: Хамаганова Ольга Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: №40
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Этапы профориентации в школе
Раздел: среднее образование
Этапы профориентации в школе
Хамаганова Ольга Викторовна,
учитель изобразительного искусства
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у
школьников
склонностей
и
талантов
к
определённым
видам
профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на
формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а
также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Профориентация
в
школе,
несомненно,
является
необходимым
компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе
над
построением
целостной
системы,
учитывая
индивидуальные
и
возрастные
особенности
обучающихся,
ребята получают
возможность
самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими
проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с
помощью педагогов и родителей.
Для
максимальной
эффективности
профессиональная
ориентация
должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском
саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает обучающегося
на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.
Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии
становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок
получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются
уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и
интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям, педагогам,
также и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях,
склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно
проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни
умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. В школьной
профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по
целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста
учеников:
1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с
профессиями
через
профориентационные
уроки
с
приглашёнными
специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, выставки и
т.д.
У
обучающихся
начальных
классов
происходит
формирование
ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в
различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую,
социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность к
учению.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя
заинтересовать
детей
предстоящим
выбором
профессии.
Большим
подспорьем будет большое количество кружков, секций, дополнительных
занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить
психологические игры и занятия.
5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается
разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические.
Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется
возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя
профессии.
Обучающиеся
начинают
осознавать
свои
интересы
и
возможности,
приобретают
базовые
представления
о
направлениях
возможных
специальностей,
знакомятся
с
требованиями,
которые
предъявляют различные профессии.
8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных
государственных итоговых экзаменов профориентационная работа от игр и
экскурсий переходит к целенаправленному содействию обучающимися
дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора
профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного
психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Ребята изучают
более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к
сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия
и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в
осознании
собственных
ценностей,
интересов
и
осознанного
выбора
профессии.
Школьным
психологом,
совместно
с
учителями,
проводятся
индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или
иной
профессии,
адекватного
соотношения
интересов,
способностей,
здоровья ребёнка и требований профессии.
10-11 классы
Это
наиболее
ответственный
этап
школьной
профориентации,
успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной
и
средней
школе.
Школьным
психологом
ещё
больше
расширяется
консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. В школе
проводятся презентации ведущих ВУЗов города и областного центра,
организуются экскурсии на дни открытых дверей как в средние специальные
образовательные организации, так и в высшие учебные заведения.
Большое
внимание
уделяется
саморазвитию
и
самоподготовке
старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших
профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к
выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Профориентационная работа имеет огромное значение для школьников
всех уровней образования.