Напоминание

Этапы профориентации в школе


Автор: Хамаганова Ольга Викторовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: №40
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Этапы профориентации в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Этапы профориентации в школе

Хамаганова Ольга Викторовна,

учитель изобразительного искусства

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у

школьников

склонностей

и

талантов

к

определённым

видам

профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на

формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.

Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а

также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Профориентация

в

школе,

несомненно,

является

необходимым

компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе

над

построением

целостной

системы,

учитывая

индивидуальные

и

возрастные

особенности

обучающихся,

ребята получают

возможность

самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими

проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с

помощью педагогов и родителей.

Для

максимальной

эффективности

профессиональная

ориентация

должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском

саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает обучающегося

на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.

Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии

становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок

получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются

уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и

интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям, педагогам,

также и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях,

склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно

проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни

умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. В школьной

профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по

целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста

учеников:

1-4 классы

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с

профессиями

через

профориентационные

уроки

с

приглашёнными

специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, выставки и

т.д.

У

обучающихся

начальных

классов

происходит

формирование

ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в

различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую,

социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность к

учению.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя

заинтересовать

детей

предстоящим

выбором

профессии.

Большим

подспорьем будет большое количество кружков, секций, дополнительных

занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить

психологические игры и занятия.

5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается

разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические.

Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется

возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя

профессии.

Обучающиеся

начинают

осознавать

свои

интересы

и

возможности,

приобретают

базовые

представления

о

направлениях

возможных

специальностей,

знакомятся

с

требованиями,

которые

предъявляют различные профессии.

8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных

государственных итоговых экзаменов профориентационная работа от игр и

экскурсий переходит к целенаправленному содействию обучающимися

дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора

профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного

психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Ребята изучают

более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к

сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия

и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в

осознании

собственных

ценностей,

интересов

и

осознанного

выбора

профессии.

Школьным

психологом,

совместно

с

учителями,

проводятся

индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или

иной

профессии,

адекватного

соотношения

интересов,

способностей,

здоровья ребёнка и требований профессии.

10-11 классы

Это

наиболее

ответственный

этап

школьной

профориентации,

успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной

и

средней

школе.

Школьным

психологом

ещё

больше

расширяется

консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. В школе

проводятся презентации ведущих ВУЗов города и областного центра,

организуются экскурсии на дни открытых дверей как в средние специальные

образовательные организации, так и в высшие учебные заведения.

Большое

внимание

уделяется

саморазвитию

и

самоподготовке

старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших

профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к

выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Профориентационная работа имеет огромное значение для школьников

всех уровней образования.



В раздел образования