Напоминание

"Чародейка Зима"


Автор: Никифорова Лариса Моисеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Белебей, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Чародейка Зима"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Чародейка-Зима.

Цели: Совершенствовать умение составлять текст-описание с элементами рассуждения.

Обобщить знания учащихся о приметах зимы. Развивать творческое воображение ,

обогащать словарный запас детей, развивать монологическую речь

учащихся.Содействовать воспитанию любви к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: обобщение, развитие речи с элементами исследования.

Оборудование: картина зимнего леса; рисунки: пуха, яблоня в цвету, зимней яблони,

салфетка кружевная, платок кружевной, алгоритм текста.

Ход урока:

1.

Организационный момент. (под музыку инструментальную)

Настал новый день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как

хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры , приветливы и

ласковы. Мы все здоровы. Вдохните глубоко забудьте вчерашнюю обиду, злобу,

беспокойство. И пусть нас окружает тепло солнечных лучей, бодрит и радует

зимняя свежесть. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг

к другу.

2.

Нацеливание.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю ( учитель читает наизусть) стихотворение вы

подумайте и скажите, почему я вспомнила именно это стихотворение?

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл, -и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

-Почему я вспомнила именно это стихотворение?

(Потому, что зима.)

-Кто автор стихотворения? ( А.С.Пушкин)

-О чем говорит писатель? ( Он точно передает картину зимней природы)

-Какие месяцы радуют нас снегом, морозом? ( Декабрь, январь, февраль).

-Теперь послушаем , что там за зимнем окном?( Скрипит снег под ногами, каркают

вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на

дереве..)

-Постарайтесь найти самое яркое , точное слово для описания сегодняшнего утра.

( Утро пасмурное, морозное, ненастное, холодное, хмурое, солнечное, ясное,

ветреное, безветренное, студеное, ласковое).Выбираем , лишние слова убираем)

-Закроем глаза и шепотом произнесём зима.

-Что вы себе представили? ( Мороз, снег, холод, забавы, узоры на окне, зимний

лес…)

-Какое чувство возникло?(Стало грустно, холодно. Мне стало радостно , я люблю

зиму).

- С каким чувством встречает народ зиму? ( С чувством радости, нетерпения,

ожидания чуда.)

- С каким чувством вы ждёте зиму? ( Мы рады зиме, с нетерпением ждём её забав;

весёлого катания с гор на санках, лыжных прогулок по лесу; любим нарядную

ёлку, новогодний праздник)

-Прочитайте название темы: Зима.

-Сегодня мы посвящаем свой урок Зиме. Будем учиться передавать красоту

природы.

-Как мы передаем , при помощи чего, через что в своей речи?( В своей речи с

помощью слов, предложений, составлением текста.)

-Мы будем опираться на красоту языка, которую используют писатели, поэты.

художники, музыканты.

- Поэты и писатели через что передают свои мысли? ( Через рассказы, стихи ).

-Музыканты как выражают свои чувства?( Через музыку, музыкальные

произведения)

-Как художники передают свои чувства? ( Через картину, с помощью кисти,

красок).

-Кто видел как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.

( Он шёл медленно , неторопливо. И всё , что попадалось ему на пути , снег красил

в белый цвет).

- Теперь послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского « Первый снег». Как он

описал первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох

во сне. Я лежал с закрытыми глазами. Долго прислушивался и наконец понял, что я

не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую

тишину называют « мёртвой».

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну-

за стёклами всё было снежно и безмолвно.

-Почему автору показалось, что он оглох? ( Потому, что наступила

необыкновенная тишина).

- Как он назвал такую тишину? ( Мёртвой).

Вывод: -Когда идёт первый снег, что происходит вокруг нас? ( Когда идёт первый

снег всё замирает вокруг).

-Кто пахнет, чем пахнет снег? ( Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью,

зимой).

-Одному из чудес зимы- первому снегу посвящены многие стихи. Кто желает нам

прочитать.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

-Ребята, какой снег? Какое художественное средство языка использует автор?

Какое сравнение прозвучало в стихотворении? С чем его сравнивают?

( Снежинки как пушинки).

-Расскажите , какие вы снежинки видели? ( Пушистые, лёгкие, серебристые,

нежные, ажурные).

-На что похожи снежинки? ( Снежинка похожа на звёздочку, которая светит в

ночном небе; они переливаются на солнце как драгоценные камни…)

- С чем бы вы могли сравнить снежинки?( Они лёгкие воздушные как пушинки. С

тополином пухом, с лебяжьим.)

-Они словно белые бабочки , кружатся в воздухе и медленно падают, устилая

белым бархатом всё кругом).

- Они как яблоневый цвет. У цветов яблонь тоже крупные белые лепестки.)

-По цвету с чем можно сравнить снег? Белые, как ( сахар, молоко, соль , как лист

белый бумаги..)

-Ажурные, словно ( кружево, звёздочки).

-Воодушевлённые люди мастерицы увековечивают эту красоту на вещах,

окружают себя в повседневной жизни: вяжут салфетки, паутинки.( показ салфеток,

паутинки).

-Что же делают эти лёгкие снежинки? Как они опускаются к нам? ( Они падают ,

летают, кружатся, ложатся.)

-Можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят,

плачут?

-Когда мы так говорим? ( В сказках, когда хотят наделить снежинки свойствами

живых существ.)

-Снег падает медленно, тихо кругом и вот поднимается ветер завывает метель и

вьюга, кругом белым бело. Снег идет быстро, как сказать это одним словом?

( (Снегопад). Сложное слово с двумя корнями « снег» и «пад».

-Снегопад с чем можно сравнить? Что ещё падает в другое время года? ( с

листопадом, листья осенью)

-Ночью падают звёзды и можно сказать..( звездопад). Ночью видно, как на чёрном

небе падают звёзды.

Вывод: Людям нравится эта красота, они восхищаются этой красотой, мастерицы

вяжут салфетки, паутинки; поэты и писатели пишут стихи.

-Как бы вы передали красоту снежинок. Составление предложений.

1) На варежку садятся снежинки.

2) Снежинка похожа на маленькое серебряное кружево.

3) Белый пушистый снег кружится в воздухе и медленно падает.

4) Белые снежинки полетели к земле белой стаей.

( на фоне музыки)

-Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что к нам прилетели

снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок,

которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на

другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А теперь

представьте себе одну единственную снежинку, не похожую ни на ничью, потому

что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении.

-Представили? Теперь возьмите цветные карандаши, нарисуйте каждый свою

снежинку, которую создала ваша фантазия.

( Дети показывают друг другу, учителю).

-С какой бы интонацией , как бы вы прочли фразу : « Тишина, даже ветка не

хрустнет»? ( Прочту тихо, чтобы не нарушить тишину леса).

-Как произнести эту строку: « Дремлет лес под сказку сна?».

( Медленно, осторожно, очень тихо, ведь лес спит, дремлет).

-Давайте, мы тоже войдём в зимний лес. Полюбуемся красотой.

-Вот перед нами зимний лес. Что можно услышать в зимнем лесу? ( Птица каркает,

воробей чирикает, снег упал с ветки, ветка хрустнула).

-Наполнен ли лес голосами, звуками? ( Нет, лес спит.)

-Каким мы увидели лес? ( Лес неподвижный, белый, сонный, загадочный).

- Какую красоту мы увидели?

1) Деревья в шубках.

2). Ёлочки под снежным покрывалом.

3). Берёза покрыта ажурной вуалью.

4). Снег блестит на ветках.

-Кто хозяйка этого загадочного леса? ( Зима.)

-Как можно её назвать? ( Зима морозная, снежная, волшебница).

-Чародейка- (открываем запись )

-Зима действительно волшебница? ( Да, зима действительно волшебница, она

преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее

способностью рисовать одной белой краской.)

- И нас с вами заколдовала. Мы сегодня попробуем составить рассказ о зиме.

Составление алгоритма:

План:

1.

Название предмета. Начало.(Вступление) Зима

2.

Расположение

3.

Описание ( форма, цвет, Середина. Мороз, ветер, снежинки,

размер, детали, особенности). ( основная часть) зимние забавы,

4.

Значение ( настроение) Деревья

предмета

5.

Отношение автора. Концовка

6.

Моё отношение. ( заключение) Своё отношение

Работа по группам ( Даю листы-помощники)

1 группа 2 группа 3 группа

Снежинки Забавы Лес

Каждая группа составляет 3-4 предложения. Затем, каждая группа выступает со

своим текстом.

Снежинки:

Лёгкие кружатся в воздухе, будто хоровод;

Пушистые опускаются медленно;

Нежные кружатся в вальсе ветерка;

Серебристые

Ажурные

Забавы

:

Кататься с гор на санках, на лыжах.

Кататься на коньках.

Играть в снежки

Лепит снеговика

Лес

Пушистые сугробы

Пышная снежная шапка

На ветках снежный пух

Чудесен лес

- Мы живём в стране, где есть такое удивительное время года, как зима. В

жарких странах люди лишены этой красоты. Давайте поделимся этой красотой,

напишем письмо. Представьте, что в жаркой Африке у вас есть друг. С чего бы

начали наше письмо?

( Здравствуй, милый друг. Я живу а России, в республике Башкортостан. Хочу

описать тебе удивительное время года –зиму. На улице –мороз……и дальше по

плану).

Итог урока.

-Чему учились целый урок7

-Что особенно понравилось вам на уроке?

-Не каждому дано познакомится с Чародейкой-Зимою поближе. Не надо

бояться видеть красоту, удивляться ею и передавать своё восхищение , своё

состояние души словами.

Домашнее задание : Попробуйте описать зиму своими словами , используя эти

опоры.



В раздел образования