Автор: Никифорова Лариса Моисеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Белебей, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Чародейка Зима"
Раздел: начальное образование
Тема: Чародейка-Зима.
Цели: Совершенствовать умение составлять текст-описание с элементами рассуждения.
Обобщить знания учащихся о приметах зимы. Развивать творческое воображение ,
обогащать словарный запас детей, развивать монологическую речь
учащихся.Содействовать воспитанию любви к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: обобщение, развитие речи с элементами исследования.
Оборудование: картина зимнего леса; рисунки: пуха, яблоня в цвету, зимней яблони,
салфетка кружевная, платок кружевной, алгоритм текста.
Ход урока:
1.
Организационный момент. (под музыку инструментальную)
Настал новый день. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как
хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры , приветливы и
ласковы. Мы все здоровы. Вдохните глубоко забудьте вчерашнюю обиду, злобу,
беспокойство. И пусть нас окружает тепло солнечных лучей, бодрит и радует
зимняя свежесть. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг
к другу.
2.
Нацеливание.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю ( учитель читает наизусть) стихотворение вы
подумайте и скажите, почему я вспомнила именно это стихотворение?
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл, -и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
-Почему я вспомнила именно это стихотворение?
(Потому, что зима.)
-Кто автор стихотворения? ( А.С.Пушкин)
-О чем говорит писатель? ( Он точно передает картину зимней природы)
-Какие месяцы радуют нас снегом, морозом? ( Декабрь, январь, февраль).
-Теперь послушаем , что там за зимнем окном?( Скрипит снег под ногами, каркают
вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на
дереве..)
-Постарайтесь найти самое яркое , точное слово для описания сегодняшнего утра.
( Утро пасмурное, морозное, ненастное, холодное, хмурое, солнечное, ясное,
ветреное, безветренное, студеное, ласковое).Выбираем , лишние слова убираем)
-Закроем глаза и шепотом произнесём зима.
-Что вы себе представили? ( Мороз, снег, холод, забавы, узоры на окне, зимний
лес…)
-Какое чувство возникло?(Стало грустно, холодно. Мне стало радостно , я люблю
зиму).
- С каким чувством встречает народ зиму? ( С чувством радости, нетерпения,
ожидания чуда.)
- С каким чувством вы ждёте зиму? ( Мы рады зиме, с нетерпением ждём её забав;
весёлого катания с гор на санках, лыжных прогулок по лесу; любим нарядную
ёлку, новогодний праздник)
-Прочитайте название темы: Зима.
-Сегодня мы посвящаем свой урок Зиме. Будем учиться передавать красоту
природы.
-Как мы передаем , при помощи чего, через что в своей речи?( В своей речи с
помощью слов, предложений, составлением текста.)
-Мы будем опираться на красоту языка, которую используют писатели, поэты.
художники, музыканты.
- Поэты и писатели через что передают свои мысли? ( Через рассказы, стихи ).
-Музыканты как выражают свои чувства?( Через музыку, музыкальные
произведения)
-Как художники передают свои чувства? ( Через картину, с помощью кисти,
красок).
-Кто видел как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.
( Он шёл медленно , неторопливо. И всё , что попадалось ему на пути , снег красил
в белый цвет).
- Теперь послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского « Первый снег». Как он
описал первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох
во сне. Я лежал с закрытыми глазами. Долго прислушивался и наконец понял, что я
не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую
тишину называют « мёртвой».
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну-
за стёклами всё было снежно и безмолвно.
-Почему автору показалось, что он оглох? ( Потому, что наступила
необыкновенная тишина).
- Как он назвал такую тишину? ( Мёртвой).
Вывод: -Когда идёт первый снег, что происходит вокруг нас? ( Когда идёт первый
снег всё замирает вокруг).
-Кто пахнет, чем пахнет снег? ( Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью,
зимой).
-Одному из чудес зимы- первому снегу посвящены многие стихи. Кто желает нам
прочитать.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
-Ребята, какой снег? Какое художественное средство языка использует автор?
Какое сравнение прозвучало в стихотворении? С чем его сравнивают?
( Снежинки как пушинки).
-Расскажите , какие вы снежинки видели? ( Пушистые, лёгкие, серебристые,
нежные, ажурные).
-На что похожи снежинки? ( Снежинка похожа на звёздочку, которая светит в
ночном небе; они переливаются на солнце как драгоценные камни…)
- С чем бы вы могли сравнить снежинки?( Они лёгкие воздушные как пушинки. С
тополином пухом, с лебяжьим.)
-Они словно белые бабочки , кружатся в воздухе и медленно падают, устилая
белым бархатом всё кругом).
- Они как яблоневый цвет. У цветов яблонь тоже крупные белые лепестки.)
-По цвету с чем можно сравнить снег? Белые, как ( сахар, молоко, соль , как лист
белый бумаги..)
-Ажурные, словно ( кружево, звёздочки).
-Воодушевлённые люди мастерицы увековечивают эту красоту на вещах,
окружают себя в повседневной жизни: вяжут салфетки, паутинки.( показ салфеток,
паутинки).
-Что же делают эти лёгкие снежинки? Как они опускаются к нам? ( Они падают ,
летают, кружатся, ложатся.)
-Можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят,
плачут?
-Когда мы так говорим? ( В сказках, когда хотят наделить снежинки свойствами
живых существ.)
-Снег падает медленно, тихо кругом и вот поднимается ветер завывает метель и
вьюга, кругом белым бело. Снег идет быстро, как сказать это одним словом?
( (Снегопад). Сложное слово с двумя корнями « снег» и «пад».
-Снегопад с чем можно сравнить? Что ещё падает в другое время года? ( с
листопадом, листья осенью)
-Ночью падают звёзды и можно сказать..( звездопад). Ночью видно, как на чёрном
небе падают звёзды.
Вывод: Людям нравится эта красота, они восхищаются этой красотой, мастерицы
вяжут салфетки, паутинки; поэты и писатели пишут стихи.
-Как бы вы передали красоту снежинок. Составление предложений.
1) На варежку садятся снежинки.
2) Снежинка похожа на маленькое серебряное кружево.
3) Белый пушистый снег кружится в воздухе и медленно падает.
4) Белые снежинки полетели к земле белой стаей.
( на фоне музыки)
-Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что к нам прилетели
снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок,
которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на
другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А теперь
представьте себе одну единственную снежинку, не похожую ни на ничью, потому
что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении.
-Представили? Теперь возьмите цветные карандаши, нарисуйте каждый свою
снежинку, которую создала ваша фантазия.
( Дети показывают друг другу, учителю).
-С какой бы интонацией , как бы вы прочли фразу : « Тишина, даже ветка не
хрустнет»? ( Прочту тихо, чтобы не нарушить тишину леса).
-Как произнести эту строку: « Дремлет лес под сказку сна?».
( Медленно, осторожно, очень тихо, ведь лес спит, дремлет).
-Давайте, мы тоже войдём в зимний лес. Полюбуемся красотой.
-Вот перед нами зимний лес. Что можно услышать в зимнем лесу? ( Птица каркает,
воробей чирикает, снег упал с ветки, ветка хрустнула).
-Наполнен ли лес голосами, звуками? ( Нет, лес спит.)
-Каким мы увидели лес? ( Лес неподвижный, белый, сонный, загадочный).
- Какую красоту мы увидели?
1) Деревья в шубках.
2). Ёлочки под снежным покрывалом.
3). Берёза покрыта ажурной вуалью.
4). Снег блестит на ветках.
-Кто хозяйка этого загадочного леса? ( Зима.)
-Как можно её назвать? ( Зима морозная, снежная, волшебница).
-Чародейка- (открываем запись )
-Зима действительно волшебница? ( Да, зима действительно волшебница, она
преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее
способностью рисовать одной белой краской.)
- И нас с вами заколдовала. Мы сегодня попробуем составить рассказ о зиме.
Составление алгоритма:
План:
1.
Название предмета. Начало.(Вступление) Зима
2.
Расположение
3.
Описание ( форма, цвет, Середина. Мороз, ветер, снежинки,
размер, детали, особенности). ( основная часть) зимние забавы,
4.
Значение ( настроение) Деревья
предмета
5.
Отношение автора. Концовка
6.
Моё отношение. ( заключение) Своё отношение
Работа по группам ( Даю листы-помощники)
1 группа 2 группа 3 группа
Снежинки Забавы Лес
Каждая группа составляет 3-4 предложения. Затем, каждая группа выступает со
своим текстом.
Снежинки:
Лёгкие кружатся в воздухе, будто хоровод;
Пушистые опускаются медленно;
Нежные кружатся в вальсе ветерка;
Серебристые
Ажурные
Забавы
:
Кататься с гор на санках, на лыжах.
Кататься на коньках.
Играть в снежки
Лепит снеговика
Лес
Пушистые сугробы
Пышная снежная шапка
На ветках снежный пух
Чудесен лес
- Мы живём в стране, где есть такое удивительное время года, как зима. В
жарких странах люди лишены этой красоты. Давайте поделимся этой красотой,
напишем письмо. Представьте, что в жаркой Африке у вас есть друг. С чего бы
начали наше письмо?
( Здравствуй, милый друг. Я живу а России, в республике Башкортостан. Хочу
описать тебе удивительное время года –зиму. На улице –мороз……и дальше по
плану).
Итог урока.
-Чему учились целый урок7
-Что особенно понравилось вам на уроке?
-Не каждому дано познакомится с Чародейкой-Зимою поближе. Не надо
бояться видеть красоту, удивляться ею и передавать своё восхищение , своё
состояние души словами.
Домашнее задание : Попробуйте описать зиму своими словами , используя эти
опоры.