Напоминание

Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности взаимодействия ребенка с ТМНР и взрослого.


Автор: Тимошина Светлана Вячаславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ Кунцевский
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование сенсорных предпочтений как дополнительной возможности взаимодействия ребенка с ТМНР и взрослого.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование сенсорных предпочтений

как дополнительной возможности взаимодействия

ребенка с ТМНР и взрослого.

Имея достаточно опыта, понимаю, что в одночасье не получится убрать

стереотипные действия у особых детей полностью. Это достаточно серьезная,

кропотливая работа, которая, возможно, потребует помощи разных

специалистов. В своей работе я предлагаю своего рода среду, где ребенок может

(или даже вынужден, не замечая для себя самого) попробовать лучше ощущать

себя, справляться со стрессовыми ситуациями и иначе коммуницировать со

сверстниками и взрослыми.

Стереотипия - устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз,

наблюдающиеся при умственной отсталости, расстройствах аутистического

спектра, сенсорной депривации и других состояниях. (Википедия)

Самостимулирующее поведение, аутостимуляция, стимминг – повторяющиеся

действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих

предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечения

внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с

эмоциональным напряжением.

Два этих понятия очень схожи, однако стереотипии не являются эмоционально

заряженными - это скорее импульсивная моторная разрядка. Так же это не

навязчивые движения к которым относятся тики. А самостимулирующее

поведение пытается достигнуть тонизирующего эффекта и всегда имеет

аффективную окраску.

Однако на деле поведение при стереотипиях и аутостимуляциях очень схожи.

Как стереотипии, так и аутостимуляция могут быть двигательными, сенсорными,

речевыми, поведенческими, влечением к ритму. Эмоционально заряженные

стереотипии могут использоваться детьми в качестве аутостимуляции.

Нехватка двигательных ощущений проявляется в постоянном желании

двигаться, раскачиваться из стороны в сторону, крутить головой, махать кистями

рук, прыгать. Сенсорный дефицит задействуют все сферы ощущений. Нехватка

зрительных ощущений выражается в верчении перед глазами игрушек, пальцев,

пересыпание мозаики, надавливании на глаза. Звуковых ощущений ребенок

достигает сминанием и разрыванием бумаги, шуршанием целлофановым

пакетом, раскачиванием скрипящих створок двери, мычание и скрипение

зубами. Стереотипные обонятельные ощущения выражаются в постоянном

обнюхивании одних и тех же предметов или даже нравятся плохие запахи, такие

как человеческие испражнения. Тактильные ощущения ребенок компенсирует

расслоением тканей, пересыпанием круп, манипуляциями с водой. Вкусовые

ощущения проявляются в упорном сосании тканей, облизывании предметов,

игры с языком и слюной. Недостаток ощущений собственного тела приводят к

произвольному напряжению конечностей, тела, зажиманию ушей, ударам

головой обо что то, мастурбации.

К речевым стереотипиям относят эхолалии, склонность к стереотипным

манипуляциям со звуками, словами, фразами. Поведенческие проявляются в

ритуальности поведения, выборе одежды и еды, выбор маршрута прогулок,

сюжета игры. Влечение к ритму проявляется выкладыванием орнаментов из

рядов игрушек, мелких предметов, одержимость в листании страниц книг,

безудержное стремление к качелям.

Что же это такое «нежелательное поведение»? Нужно ли запрещать?

Многие педагоги пытаются решить эту проблему традиционным

педагогическим способом: запретить- отвлечь- воспитать. Но как показывает

практика в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

это сделать невозможно. При отвлечении, ребенок все равно возвращается к

значимому для него действию. При запрещении, ребенок может впадать в

истерику. А воспитанию это не поддаётся. Стереотипии и аутостимуляция это не

плохое или нежелательное поведение, а проявление сенсорных потребностей

ребенка. Такое поведение показывает на недостаток определенных ощущений у

ребенка. Поэтому при проявлениях стереотипий и самостимулирующего

поведения даёт возможность педагогу выявить и использовать сенсорные

предпочтения ребенка с ТМНР как дополнительную возможность

взаимодействия. Такая активность ребенка не направлена на коммуникацию, она

имеет односторонний вектор, но педагог может использовать её с целью

установления зрительного контакта, расширения игровой деятельности и

возможности коммуникации со взрослым. Педагогу необходимо подключиться к

такому поведению ребенка. Важно использовать продуктивные формы

самостимулирующего поведения и не использовать виды стимуляции,

вызывающие сильные телесные ощущения такие как напряжение конечностей,

зажимание ушей, удары головой обо что то, мастурбация, скрип зубами.

Важно выявить сенсорные предпочтения ребенка. Используя эти знания

необходимо войти в «круг доверия» ребенка. Нельзя запрещать, иначе ребенок

может утратить доверие ко взрослому. Если ребенок видит, что взрослый

разделяет его предпочтения, то это повысит эффективность работы. С этого

момента можно формировать мотивацию и перевод сенсорных предпочтений в

приемлемую форму. На этом этапе сенсорные предпочтения ребенка используем

для создания совместных игр с педагогом. Исходя из предпочтений ребенка

можно по не многу добавлять что- то новое в совместную игру. Необходимо

придумать условное название в виде знака, звука или слова, то есть форму

доступную для ребенка и использовать каждый раз в начале этой игры, чтобы у

ребенка обусловились слово и действие, последующее за ним. В дальнейшем,

чтобы ребенок мог сам показать, что хочет поиграть именно в эту игру.

Например, если ребенок всё время раскачивается, на первом этапе, можно сеть

рядом с ним и пораскачиваться вместе. Потом положить руку на плечо и

продолжать качаться. Если ребенок разрешает до себя дотрагиваться, то сесть

сзади него, чтобы ребенок чувствовал педагога своей спиной и раскачиваться

вместе. Далее можно сесть перед ребенком, взять его за руки и поиграть в

«Лодочку». Желательно, чтобы игра сопровождалась ритмичным текстовым

высказыванием. Играть нужно в эту игру всегда одинаково и несколько раз. Игра

должна нравиться ребенку. Когда он запомнит её хорошо, надо дать ребенку

возможность проявить желание еще раз поиграть в эту игру. Именно здесь и

появляется коммуникация и взаимодействие ребенка со взрослым. Когда

ребенок освоил эту игру и может показать, что хочет играть то можно в эту игру

вводить предметы или материалы. Далее, играя в игру «Лодочка» можно

использовать фактурные перчатки держа ребенка за руки, чтобы он получал

новые сенсорные ощущения.

У многих детей встречается самостимулирующее поведение в виде

облизывания, рассматривания своих пальцев. Использование пальцев не по

назначению. Можно начать дотрагиваться до рук. Далее включить пальчиковые

игры и игровой массаж рук. На первых этапах все прикосновения должны быть

максимально приятными. Затем можно вводить игры где ребенок должен

сделать движения пальцами и руками самостоятельно, такие как игры с

мыльными пузырями. В дальнейшем можно собирать разные сенсорные коробки

для получения различных ощущений. Можно использовать краски, различные

тактильные поверхности, чтобы ребенок мог получить новые сенсорные

ощущения. В дальнейшем можно ввести предметы и игры с ними, которые

частично восполняют самостимулирующее поведение этого ребенка.

Когда педагог использует сенсорные предпочтения ребенка для выстраивания

педагогического процесса важно соблюдать поэтапность в этой работе. Сначала

педагог должен завоевать доверие ребенка, затем научить ребенка играть вместе

и потом вводить новые предметы и материалы. После освоения в совместной

игре новых предметов можно переходить к обучению самостоятельной игре.

Успех и продолжительность этого процесса во многом зависит от тяжести

нарушений ребенка. В любом случае педагогу потребуется выработать алгоритм

действий индивидуально в отношении каждого ребенка, имеющего

самостимулирующее поведение и запастись терпением.

Список литературы:

1.

Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми,

имеющими тяжелые множественные нарушения развития. – Спб.: Скифия,

2017.

2. Виноградова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых

познавательных функций с помощью адаптивно- игровых занятий. - М.:

Теревинф, ЦЛП, 2018.

3. Воспитание и обучение детей в условиях домов- интернатов: пособие для

педагогов/ ред. Т.В. Лисовская, - Минск: НИО, 2007.

2.

Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика.

– М.: Теревинф, 2017.



В раздел образования