Автор: Кириченко Олеся Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Николаевская СОШ им. Г.Е. Кучерявого
Населённый пункт: Новосибирская область, Татарский район , село Николаевка
Наименование материала: технологическая карта по русскому языку
Тема: " Творительный падеж имен существительных"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта
по русскому языку в 3 классе
по теме
«Творительный падеж имён существительных»
Автор: Кириченко О.С.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Оглавление
1.
Технологическая карта урока ………………………………… 3-6
2.
Конспект урока русского языка
по теме «Творительный падеж имён существительных», 3 класс …………………. 6-13
Описание урока
Предмет/класс
Русский язык, 3
Тема
Творительный падеж имён существительных
Тип урока
Открытие «новых знаний»
Этап обучения
Начальное общее образование
Форма урока
Урок изложение нового материала
Форма проведения
урока
Фронтальная, групповая
Время реализации
урока
45 минут
Цель урока
способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в
форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи урока
Обучающие:
–
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
–
дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
–
развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
–
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения
работать с текстом.
Воспитательные:
–
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и
толерантности
Планируемые
результаты
Предметные:
Научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять
грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена
существительные по падежам.
Личностные:
–
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
–
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
–
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
–
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
–
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
–
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под
руководством учителя);
–
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
–
устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
Коммуникативные УУД:
–
слушать собеседника и понимать речь других;
–
работать
в
парах,
учитывать
мнение
партнёра,
высказывать
своё
мнение,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Дидактическая
структура урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3.Формулирование темы и постановка учебной задачи.
4. Построение проекта учебных действий
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6. Самостоятельная работа
7. Обобщение знаний о творительном падеже .
8. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
Применение современных информационных технологий позволит процесс формирования
знаний сделать более доступным и наглядным.
Оборудование и
материалы
Компьютер, мультимедиа проектор, листы индивидуальных достижений.
Используемые
образовательные
ресурсы
Печатные:
1.
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса:
В 2 ч. – М:
«Просвещение», 2013.
2.
Васильева Ю.А.Контрольно-измерительные материалы :«ВАКО» ,2017
ЭОРы, ЦОРы:
1.
Презентация к уроку, созданная учителем Кириченко О.С. в программе Micrsoft Offce
Power Point.
Используемые
педагогические
технологии, методы и
приемы
системно-деятельностный подход, проблемно-поисковая технология, использование ИКТ,
здоровьесберегающая технология, технология оценивания уровня учебных успехов;
групповая технология;
Ход урока
I.
Организационный момент (создать психологический настрой на урок).
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
(Слайд 1) Добрый день, друзья! Я рада вас видеть.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались!
Работаю нашей довольны остались.
Вы готовы начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят,
все ль внимательно глядят,
и каждому хочу пожелать получить сегодня пять. Я пришла к вам в гости, а в гости ходят неспустыми руками и поэтому, хочу подарить вот
такую снежинку. Эта снежинка будет нашим листом самооценки. А почему я выбрала снежинку, вы, наверное, уже догадались? (Слайд 2)
Абсолютно правы. Потому что зима. Это прекрасное время года его любят и взрослые, и дети. А сколько забав, радости, хороших
впечатлений приносит зима. Поэтому надеюсь и наш урок, пройдет также живо и интересно.
Откройте тетради, запишите число.
II.
Актуализация знаний
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ
объектов с целью выделения признаков
1) Что мы знаем об имени существительном?
- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. Вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя
существительное», используя вопросительные слова. (Слайд 3)
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)
Сколько… ( падежей в русском языке?)
Как … ( изменяются имена существительные?)
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
За каждый правильный ответ получают жетон.
2)
Определи падеж по признакам с помощью карточек. (Слайд 4)
Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет
Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про
Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из
Член предложения: второстепенный
Посчитайте свои жетоны, если набрали 5 и более, то оценка«5»;
Если 4 - оценка «4».
Если 3 - оценка «3».
III. Формулирование темы и постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); на основе
анализа объектов делать выводы.
Вот вам конверты со словами вам нужно распределить их в три столбика по падежам В. п, Р. п, Д.п. . (Слайд 5)
до января, к декабрю , из серебра , по морозу, про февраль , на календарь, инеем
– Все слова распределили? А почему? (Слайд 6)
Ответы детей: это слово относится к другому падежу.
Тогда сформулировать тему урока, определив падеж слова «инеем»
Ответы детей: Творительный падеж имен существительных.
Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка. (Слайд 7)
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным
Надо всё теперь понять
В падеже творительном. ( Т. Рик)
- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?
Ответы детей: учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…
По ходу изучения темы мы с вами составим схему
IV. Построение проекта учебных действий.
Регулятивные УУД: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы., обобщать и
классифицировать по признакам.
Какую информацию мы можем сразу внести в схему?
Ответы детей: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении.
1)
Давайте , побудем исследователями упр.94, с.52
–
Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
–
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
–
С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
–
4-ое предложение разберите по членам.
Сделайте вывод.
V . Первичное закрепление
Познавательные УУД: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других.
Почему птицам нужно помогать?
А вот поэты восхищались этим временем года. Давайте вспомним стихотворения о зиме:
Зимнее утро . А. С. Пушкин (Слайд 8)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры
Звездою севера явись!
****
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. С. Есенин
А еще один отрывок у вас в учебнике с.53 у. 96. давайте и его прочтем и ответим на вопросы
Перед вами таблица со словами, дайте характеристику этим существительным. (Слайд 9)
Бахрома-
Мороз-
Ель-
Метелица-
Солнце-
Запишем эти слова в творительном падеже на доске и выделите окончания.
Бахрома- бахромой, метелица -метелицей, мороз- морозом, солнце- солнцем, ель- елью.
Назовите окончания существительных 1, 2, 3- го склонения
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой (ей) - ом(ем) - ю
Сделайте вывод, пополним нашу схему.
Физкультминутка. (Слайд 10)
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает ложиться.
Отдохнули. Продолжаем работу.
VI. Самостоятельная работа
Познавательные УУД: обосновать свой выбор
1.Карточка (Слайд 11)
Спишите, найдите существительные в Т.п, подпишите сверху вопрос и выделите окончание.
Наступила зима. Мороз покрыл землю пушистым одеялом, реки сковал прозрачным скользким льдом. Снег укрыл крыши домов белой
краской. Миша с Алёшей встретились во дворе. Дети стали из снега лепить снеговика.
Взаимопроверка (учащиеся в парах обмениваются рабочими листами и проверяют, выставляя оценки за работу). (Слайд 12)
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других
Ребята, давайте сделаем вывод. Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках
творительного падежа, проговорите их друг другу. (Слайд 13)
VIII. Итог урока и рефлексия
Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих
действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
–
Ребята, какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
–
Как вы думаете, достигли мы цели?
–
Как можно определить падеж имён существительных?
Подведите итоги, подсчитайте количество баллов за урок.
А теперь давайте устроим снегопад из снежинок
- У меня всё получилось, справился со всеми заданиями, получил оценку «5» – руку со снежинкой поднимаем высоко-высоко.
- Мне было трудно, но я справился, получил оценку «4» – не так высоко.
- Задания на уроке оказались слишком трудные; мне нужна помощь, получил оценку «3» – снежинки оставим на столе.
Домашнее задание
1. с. 53 правило
2. задание по выбору:
у. 95 стр. 53 или составить свой текст из трех предложений, в котором будут встречаться существительные в Т.п.;