Напоминание

Тактические идеи в шахматах для начинающих


Автор: Шнайдер Артур Владимирович
Должность: тренер
Учебное заведение: МБФСУ "СШ № 2"
Населённый пункт: Прокопьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тактические идеи в шахматах для начинающих
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление по физической культуре и спорту

администрации города Прокопьевска

Муниципальное бюджетное физкультурно-спортивное учреждение

«Спортивная школа № 2»

ТАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ШАХМАТАХ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Методическая разработка

Составитель:

Шнайдер Артур

Владимирович,

тренер МБФСУ «СШ № 2»

Прокопьевск

2020

2

Содержание

Введение

3

1. Тактический прием двойной удар

5

1.1 Коневая вилка

5

1.2 Пешечная вилка

5

1.3 Двойной удар ферзем

6

1.4 Двойной удар слоном

6

1.5 Двойной удар ладьей

6

1.6 Двойной удар королем

6

2.Двойной удар в комбинациях

7

3.Тактический прием связка

10

3.1 Знакомство со связкой

10

3.2 Типы связок

10

3.3Использование связки

11

3.4 Относительная связка в комбинациях

13

3.5 Абсолютная связка в комбинациях

14

4. Тактический прием завлечение

16

4.1 Завлечение для достижения мата

16

4.2 Завлечение для нанесения дойного удара

16

4.3 Связывание при помощи завлечения

16

5. Тактический прием отвлечение

18

5.1 Отвлечение для завоевания важного поля

18

5.2 Отвлечение фигуры (пешки) прикрывающие важное поле

18

5.3 Отвлечение защитника

19

Заключение

20

Список литературы

21

Приложение

22

3

Введение

Обучая игре в шахматы, тренер должен научить распознавать типичные

позиции, с тактическими элементами.

Тактика инструмент помогающий

получить преимущество того или иного типа. Например, поставить мат или

добиться материального преимущества.

Из сочетания различных тактических элементов рождается комбинация.

Комбинация

-

это

форсированный

вариант

с

жертвой,

преследующий

позитивную цель и приводящий к качественному преобразования позиции.

Комбинация

является

кратчайшим

путем

для

достижения

выгоды

в

сложившемся положение. Нахождение и проведение комбинации во время

партии улучшает понимание и мастерство юного шахматиста. Комбинация

приводит к объективной выгоде ,например, мат неприятельскому королю.

Завоевание материального преимущества, улучшение своих фигур, а также

результатом партии может быть ничья. Любая комбинация состоит из трех

элементов.

1.

Мотив

комбинации

это

особенности

сложившегося

положения,

например,

стеснённое

положение

короля

соперника,

слабость

первой

(восьмой)

горизонтали,

удаленность

фигур

от

защиты

короля,

«висячие

фигуры» и другие.

2.Идея

комбинации

какими

тактическими

методом

осуществляется

комбинация.

3. Расчет форсированного варианта.

Форсированный ход - ход, который содержит в себе угрозу, ухудшить

положение соперника, выиграть у него материал или объявить мат. Создавая

различные угрозы, соперник будет вынужден делать определённые ходы,

если

ходов

будет

несколько

подряд,

то

это

и

будет

называться

форсированным вариантом. К форсированным ходам относятся сильнейшие

угрозы (шах и угроза мата в один ход), взятие, нападение, размен и жертва.

Жертва осознанная отдача материала с целью улучшения положения. Идея

комбинации состоит из простых тактических приемов таких как – связка,

двойной

удар,

отвлечение,

завлечение,

и

других.

Эти

приемы

помогают

добиться выгоды активной стороне. Комбинация во время партии находится

так. Вначале замечаем наличие мотивов. На основе этого ищем идеи

комбинации. Потом рассчитываем форсированный вариант.

4

Актуальность данной темы состоит в том, что шахматная партия состоит

на 90% из тактики и 10% . Поэтому тактическое мастерство делает игрока

сильнее.

Также

умение

комбинировать,

развивает

фантазию

и

дальновидность.

Любая

комбинация

проведённая

юным

шахматистом

оставляет приятное .

Методическая

разработка

адресована

тренерам-преподавателям

по

шахматам для работы с учебно-тренировочными группами первого и второго

года обучения.

5

1. Тактический прием «двойной удар»

Двойной удар – это нападение на две фигуры или пешки в одно и тоже

время. Если удается совершить нападение на две или более фигур или пешки

соперника

,

то

защитить

оба

атакованные

объекты

не

всегда

возможна,

поэтому

часто

ведет

к

материальным

приобретениям.

Разновидностью

двойного удара являются вилки. Самые опасные вилки осуществляет конь и

пешка.

От

их

нападения

защититься

почти

не

возможно.

Обучение

начинается с простых примеров .

1.1 Коневая вилка

Ходом 1.Кс7+ белый конь нападает на черного

короля

и

черную

ладью.

Король

должен

отступить

и

белые

взятием

ладьи

выиграют

материал.1…Крd7 2.К:a8.

1.2 Пешечная вилка

1.b5 белая пешка атаковала черную ладью и коня ,

после отступления одной из фигур белая пешка

съест другую 1…Ла8 2.bc bc у белых лишняя

фигура.

1. Ход белых

2. Ход белых

6

1.3 Двойной удар ферзем

Ферзь

опасная

фигура

при

нанесение

двойного

удара.

Его

способность

атаковать

в

восьми

направлениях,

дает

ферзю

преимущество

перед

другими фигурами. После 1. Фd4+ белый ферзь

нападает

на

черного

короля

,

ладью

и

слона.

Черные

ходом

1…Сf6

слон

ушел

из

нападения

ферзя и прикрыл короля. После 2.Ф:а7 у белых

решающее материальное преимущество.

1.4 Двойной удар слоном

На

диаграмме

4

у

черные

материальное

преимущество , но после 1.Сс6 первый двойной

удар от белого слона, атакованы черный кроль и

конь 1…Крf8 2.С:е4 второй двойной удар от

слона,

сведущим

ходом

слон

заберет

одну

из

черных ладей. Материальное преимущество уже

белых.

1.5 Двойной удар ладьей

1.Лс7+ черный король должен отступить из под

шаха.1…Крb6

2.Л:f7

белые

получили

лишнего

коня.

Обладая

техникой

разыгрывания

такого

окончания, игрок белыми выиграет партию. Если

двойной удар совершает фигура и при этом одной

из атакованных фигур будет король защита в этом

3. Ход белых

4. Ход белых

5. Ход белых

7

1.6 Двойной удар королем

Король,

как

и

ферзь

способен

атаковать

в

восьми направлениях, но удар его короток, только

соседние поля. Атакующие возможности король

проявляет в окончаниях. На диаграмме 6 черные

не

осторожно

побили

пешку

1…Л:с4

пожелав

быстрее

отыграть

недостающий

материал,

но

после 2.Крb3 выясняется , что черные теряют или

коня

или

ладью.

Заметим,

что

ход

2…Кb6

не

помогает (конь отступил и защитил ладью) так

как после 3.К:b6 ладья снова беззащитна.

6. Ход черных

8

2.Двойной удар в комбинациях

После

того

как

разобраны

простые

примеры

двойного удара, переходим к знакомству двойных

ударов в комбинациях. Рассмотрим внимательно

позицию на диаграмме 7, замечаем, что белый

слон нападает на пешку

b6, так же если слон

окажется на поле b6 будет атаковать поле d8 и

черную

ладью

на

а5.

Идея

комбинации

избавления

от

защитника

черного

слона

d8

.

После

1.Лd1+

Кре7

2.Л:d8

Кр:d8

.

Белые

временной

жертвой

качества

добились

устранения

защитника

.

3.Сb6+

двойной

удар

3…Крd7

4.С:а5

у

белых

лишний

слон

и

выигранное окончание.

У черных большое материальное преимущество.

Но ход белых , и этим обстоятельством белым

нужно распорядится наилучшим образом. Белый

конь прыжком на f5 или b5 совершит вилку и

после

съест

пешку

на

d6,

но

это

не

уравняет

стороны.

Белые

могут

использовать

вилку

для

выигрыша ферзя. Идея комбинации завлечь на

поле d6 черного ферзя или короля. 1.С:b6 первая вилка от слона. У черных

выбор

побить

слона

королем

или

ферзем.

На

1…Кр:d6

следует

2.Кb5+

вторая вилка от коня 2…Крd7 3.К:с7 Кр:с7. Если 1…Ф:d6, то последует

2.Кf5+

снова

вилка

2…Крd7

3.К:d6

Кр:d6

в

обоих

случаях

у

белых

выигранное пешечное окончание.

7. Ход белых

8. Ход белых

9

Черные

хотят

разменять

ферзей

и

облегчить

защиту.

Идея

комбинации

завлечение

черного

ферзя

на

плохую

позицию.

1.Фg6+

бить

ферзя

черные

вынуждены.1…Ф:g6

2.fg+

,белая

пешка

совершает

вилку.

Следующим

ходом

белые

выиграют ладью.

Черный

конь

и

слон

находятся

на

одной

горизонтали. Идея комбинации освободить поле f5

для белой ладьи. 1.f5 gf 2.Лf5 следующим ходом

ладья съест одну из легких фигур черных.

9. Ход белых

10. Ход белых

10

3.Тактический прием «связка»

3.1 Знакомство со связкой

Связкой

называется

нападение

дальнобойной

фигуры

(ферзя,

ладьи,

слона) на неприятельскую фигуру или пешку, за которой на линии нападения

расположена

другая

неприятельская

фигура

(равнозначная

либо

более

ценная) или какой-либо важный пункт.

3.2 Типы связок

Различают

абсолютную

(полную)

связку,

где

прикрываемая

фигура

король,

и

относительную

(неполная),

где

прикрываемая

фигура

любая

другая или важный пункт. Более опасной связкой

является абсолютная, так как меньше возможности

для защиты, ведь связанная фигура прикрывает

короля, не имеет хода. На диаграмме 11 черные

не могут ходить конем с6, так как он на одной

диагонали между королем и белым слоном b5.

Это

абсолютная

связка.

Белым

же

не

выгодно

ходить конем f3 , потому что это ведет к потере

ферзя белых, это не полная связка.

Связка – один из наиболее часто встречающихся в шахматах тактических

приемов

и

имеет

огромное

практическое

значение,

поэтому

необходимо

изучить

этот

прием

с

особой

тщательностью.

Действие,

приводящее

к

образованию связки, называется связывание.

11. Ход белых

11

3.3Использование связки

На диаграмме 12 черная пешка на g7 связана

белым

слоном.

Белые

могут

использовать

эту

связку следующим образом 1.Ф:h6x. Мат. Черная

пешка обездвижена.

На диаграмме 13 черный ферзь расположен на

одной

диагонали

с

кролем.

Белые

ходом

1.Сb5

связывают ферзя, черным придется отдать ферзя за

слона.

Белые

получают

большое

материальное

преимущество.

На связанную фигуру надо нападать, так ка ее

подвижность ограничена. Если удастся на такую

фигуру

пешкой,

это

приведет

к

выигрышу

материала. Черный конь е6 связан. Попробуем это

использовать нападением пешкой.

1.f4

пешка

начинает

свое

движение

атаковала

коня g5. Выиграв темп для дальнейшего движения

1…Кh7

2.f5

с

дальнейшим

3.

fe

с

выигранной

позицией.

13. Ход белых.

12. Ход белых

14. Ход белых

12

Черный конь связан. Белые могут извлечь выгоду

из этой связки нападая на коня 1.b5 Ке7 2.С:а8

Л:а8. Белые выигрывают качество.

Если удалось связать фигуру надо искать пути для

наращивания давления на связанную фигуру. На

диаграмме 16 черный конь связан, отступить он не

может, так как последует 1…Кd72.С:d8 и белые

выиграют.

Поэтому

черным

нужно

попытаться

избавится от связки. 2…Крg7 3.Фс3 теперь черный

конь связан абсолютной связкой. 3…d4 черные

готовят

перекрыть

линию

связки.

4.Лf1

белые

усиливают

давление

на

коня

3…d4

Фf3

следующим

ходом

белые

возьмут

коня

4.C:f6

выиграв фигуру.

На диаграмме 17 пешка d5 связана белой ладьей с

d1.

Черный

ферзь

не

защищен.

Белые

могут

использовать

связку.

1.Ф:е4

de

временно

пожертвовав ферзя, но после 2.Л:d7 отыгрывают

и остаются с лишней фигурой.

17. Ход белых.

15. Ход белых

16. Ход белых

13

3.4 Относительная связка в комбинациях

На

диаграмме

18

белые

могут

создать

относительную связку и добиться преимущества.

1.Л:f6

К:f6

2.Cg5

временной

жертвой

качества

белые,

заставили

черного

коня

встать

на

одну

диагональ

с

ладьей.

После

хода

слона

связали

коня.

Теперь

черные

не

могут

развязаться

и

защитить коня. 2…Ле8 3.С:f6 у белых две фигуры

за

ладью,

материальное

и

позиционное

преимущество.

Разменом на белого слона на черного коня ,

белые завлекают ферзя на одну линию с пешкой, и

атакующей

ладьей

на

е1.

1.С:е5

Ф:е5

,

далее

следует

известный

уже

нам

прием,

временной

жертвой

ферзя

,белые

выигрывают

фигуру.

2.Ф:d3 ed 3.Л:е5.

На

диаграмме

20

удары

черных

фигур

направлены

на

поле

с4.Черный

слон

и

белый

ферзь находятся на одной диагонали. Временной

жертвой

качества

белый

конь

завлекается

под

связку.

1…Л:с4

2.К:с4

b5связанная

фигура

прекрасный

объект

для

нападения

(нападение

пешкой) . 3.Фа3 уходя от связки. 3…bc у черных

две легких фигуры за ладью и грозная позиция в

центре.

18. Ход белых.

20. Ход черных.

19. Ход белых

14

3.5 Абсолютная связка в комбинациях

На

диаграмме

21

белый

ферзь

нападает

на

черного ферзя, который защищен черным конем.

Белые

при

помощи

абсолютной

связки

обездвиживают коня. 1.Лd8+ Кр:d8 благодаря

жертве ладьи черный король завлечен на поле d8

,

теперь

черный

конь

связан

белым

слоном.

2.Ф:с6

и

белых

большое

материальное

преимущество.

На диаграмме 22 черный ферзь связан белым

ферзем по диагонали. Белые вынуждают

ходом

1.Лb7 черных сдаться. Так как на 1…Ф:а5 следует

2.Л:d7х или расстаться с ферзем 1…Кb6 2.Л:с7

Кр:с7.

1.Фf6+

замечательный

шах,

создающий

абсолютную

связку.

Проигрывает

сразу

1…Лg7

2.Ле8х. Поэтому 1…Фg7 , далее следует идея из

предыдущего

примера.

2…

Лf7!

и

черные

остаются без ферзя или получают мат.

21. Ход белых.

22. Ход белых.

23. Ход белых.

15

На диаграмме 24 белые с большим эффектом

использовать связку коня. Сначала жертвой коня

белые

получат

позиционное

преимущество,

а

после

и

материальное.

1.Кh5+

gh 2. Фg5

Крf8

3.Ф:f6 Лg8 4.Лd1 с неотвратимой угрозой 5.Лd8+.

24. Ход белых.

16

4. Тактический прием «завлечение»

Завлечение

– тактический прием, цель которого завлечь неприятельскую

фигуру на невыгодное поле. Завлечение фигуры или пешки часто является

вспомогательным приемом для других тактических идей, например, двойной

удар, связка, двойной шах и др.

4.1 Завлечение для достижения мата

Белые жертвой ладьи завлекают черного короля

на

поле,

где

он

получает

мат.

1.Ле8+

Кр:е8

2.Фе7х.

4.2 Завлечение для нанесения дойного удара

На

диаграмме

26

черные

временной

жертвой

качества

завлекают

ладью

для

нанесения

двойного

удара.

1…Л:d4

2.Л:d4

Кf3+

3.Крg2

К:d4 черные выиграли фигуру.

25. Ход белых.

26. Ход черных.

17

4.3 Связывание при помощи завлечения

1…

Ла1+

замечательный

ход,

2.Кр:а1

белый

король завлечен. Теперь черный ферзь связывает

ладью на с3 абсолютной связкой. 2…К:b3+ вилка

от коня, конь не прикосновенен. 3.Крb2 К:а5 у

черных

материальное

преимущество.

На

диаграмме

27

черные

использовали

такие

тактические приемы завлечение, связка и двойной

удар. Умение сочетать и находить тактические

мотивы

в

практической

партии

определяет

сильного

игрока.

Тактические

приемы

в

комбинациях делают шахматы красивой игрой.

27. Ход белых

18

5. Тактический прием «отвлечение»

Отвлечение – принуждение фигуры перейти на другое поле, где она

перестает выполнять защитительные функции. Чаще всего достигается путем

жертвы.

5.1 Отвлечение для завоевания важного поля

На диаграмме 28 слон защищает важное поле f6

от вторжения на него белого ферзя. Ищем ход,

который отвлек бы черного ферзя 1. К:d6 двойной

удар, атакован черный ферзь и пешка f7, поэтому

жертву коня черные принимать обязаны. 1…С:d6

2.Фf6 белые создали не отразимую угрозу мата

3.Лh8x.

5.2 Отвлечение фигуры (пешки), прикрывающей важное поле

На диаграмме 29 пешка прикрывает поле b7 .

Ходом 1.Л:а5+ отвлекаем пешку 1…ba брать

ладью приходится 2. Ф:b7x.

28. Ход белых.

29. Ход белых.

19

5.3 Отвлечение защитника

На диаграмме 30 черный ферзь атакован дважды

(ферзь и ладья) защищен так же дважды (ладья и

король). Идей отвлечения белые отвлекают одного

из защитников. 1.С:g7 Кр:g7 король отвлечен от

защиты ферзя 2.Ф:е7 Л:е7 3.Л:е7 белые

выиграли качество.

30. Ход белых.

20

Заключение

Построение тренировочного процесса строится от простого к сложному ,

разбираются

простые

шаблоны

тактических

идей

с

последующим

усложнением.

Упражнения

также

стоит

подбирать

в

сочетании

разных

тактических идей.

Тренер

с

учениками

должен

разбирать

подробно

тактические

возможности, которые возникают в тренировочных и турнирных партиях,

это поможет ребенку быстрее совершенствовать свои навыки и улучшить

турнирные результаты.

21

Список литературы

1. Добринецкий, П. И. «Двойной удар»

[Текст] - Новгород-Волынский:

НОВОград, 2012. – 104с.

2. Добринецкий, П. И. «Связка» [Текст] - Новгород-Волынский: НОВОград,

2010. – 100с.

3. Журавлев, Н. И. Шахматы. Шаг за шагом

[Текст] – М.: «Russian CHESS

House/Русский шахматный дом», 2012. -312с.

4. Калиниченко, Н. М. Шахматная тактика. Начальный курс [Текст] – М:

«Издательство ФАИР», 2008. – 352 с.

5. Нанн, Дж. Шахматы. Лучшая кника по стратагиям и тактике игры [Текст]

– СПб.: Питер, 2014. – 160с.

6. Полгар, Ж. Шахматная тактика для будущих чемпионов /пер. с анг. А.

Елькова

[Текст] – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 351,с.

7. Сейраван, Я. Шахматный учебник тактики [Текст] – М.: Астрель: АСТ,

2007. – 271.с.

8. Трофимова, А. С. Секреты мастерства для юных шахматистов [Текст] –

Ростов н/ Д : Феникс, 2016. – 319 с.

22

Приложение

Найти лучшее продолжение

1. Ход белых. 2. Ход белых. 3. Ход белых.

4. Ход белых. 5. Ход белых. 6. Ход белых.

7. Ход белых. 8. Ход белых. 9. Ход белых.

10. Ход белых. 11. Ход белых. 12. Ход белых.

23

13. Ход белых. 14. Ход белых. 15. Ход белых.

16. Ход белых. 17. Ход белых. 18. Ход белых.

19. Ход белых. 20. Ход белых. 21. Ход белых.

22. Ход белых. 23. Ход белых. 24. Ход белых.



В раздел образования