Напоминание

Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ


Автор: Огнева Юлия Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Первоуральск
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего

возраста к условиям ДОУ

На сегодняшний день существует вопрос, который волнует многих

родителей, отдающих своего ребенка в детский сад: «Как же пройдет

адаптация у моего малыша?». И действительно, данная проблема имеет

большое значение. Ведь от того, насколько успешно пройдет адаптация,

зависит психологическое состояние малыша, и соответственно, состояние его

волнующихся родителей. Впервые придя в детский сад, ребенок любого

возраста испытывает стресс, иногда затягивающийся на продолжительное

время и переходящий в тяжелую форму адаптации.

Период адаптации – серьезное

испытание для ребенка, так как

вызванные адаптацией стрессовые

реакции

не

редко

нарушают

эмоциональное состояние детей.

Как мы знаем,

адаптация – это приспособление или привыкание

организма к новой обстановке, а детский сад, для ребенка – это ничто иное,

как новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми

отношениями.

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и

зарубежные педагоги и психологи, такие как Н. М. Аксарина, М.Р. Битянова,

Ж. Пиаже, Э. Эриксон и многие другие. Анализируя деятельность

дошкольных учреждений в период адаптации можно заметить,

что эта

проблема одна из наиболее трудно решаемых.

На помощь педагогам, педагогам-психологам ДОУ в обозначенный ранее

период приходит одно из направлений психологии – арт-терапия.

Арт-терапевтические

методы

позволяют

ребенку

проигрывать,

переживать, осознавать какую-либо ситуацию наиболее удобным для

психики ребенка способом.

Для работы с детьми дошкольного возраста специалисты используют

несколько видов арт-терапии. К числу наиболее часто используемых

относятся:

- сказкотерапия;

- песочная терапия;

- изотерапия (использование различных форм рисования, включая

лепку, роспись, рисунок);

- библиотерапия (исцеление при помощи книг);

- имаготерапия (работа с театральными образами);

- фототерапия;

- цветотерапия;

-музыкотерапия.

Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно

использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском

саду:

- игротерапия – это игры на знакомство; игры на общение; игры с

предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;

- изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать

поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из

ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;

- сказкотерапия – это инсценированние сказок; чтения или обсуждения

самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению

выразительно

интонировать

реплики

героев;

передавать

ритмизацией

движения

героев

сказок;

угадывать

по

выразительному

исполнению

эмоциональные ситуации;

- песочная терапия – это конструирование из песка; рисование песком и на

песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на

песке и “песочного мира; создание песочных композиций.

Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду

можно использовать авторскую диагностику М. В. Корепановой, Е. В.

Харламповой

«Диагностика

развития

и

воспитания

дошкольников

в

Образовательной системе». Ее цель – определить уровень адаптации детей к

дошкольной образовательной организации.

Для определения успешности адаптационного периода,

используются

следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная

и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с

детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым

условиям и к новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает

все

факторы,

способствующие адаптации ребенка

к

дошкольному

учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющие.

Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и

изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д., а также к

изменениям в организме, например заболеванию, смена режима дня. Вместе

с тем у ребенка обнаруживаются способности к произвольной психической

регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет

его адаптационные возможности.

Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как

личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с

собственными

потребностями,

мотивами

и

интересами.

Психологическая адаптация осуществляется

путем

усвоения

норм

и

ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к

ближайшему

социальному

окружению

в

группе

детского

сада).

Ее

проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с

окружающими

людьми

и

его

активной

деятельности.

Важнейшим средством достижения

психологической адаптации является

образование и воспитание.

Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику

определения

уровня

адаптации

ребенка

к

условиям

дошкольной

образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать

жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти

правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым

условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге,

положительное отношение к детскому саду.

Таким образом, чтобы адаптация

ребенка к детскому саду прошла

успешно, необходим метод положительного психологического воздействия.

Таким методом, как мы выяснили, является арт-терапия, так как

это

современный метод положительного психологического воздействия, цель

которого – поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе

этого психологического метода лежит как медицинская практика,

так и

разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка,

монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет

создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей

раннего возраста к детскому саду.



В раздел образования