Автор: Огнева Юлия Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.о. Первоуральск
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Арт-терапия как средство для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОУ
На сегодняшний день существует вопрос, который волнует многих
родителей, отдающих своего ребенка в детский сад: «Как же пройдет
адаптация у моего малыша?». И действительно, данная проблема имеет
большое значение. Ведь от того, насколько успешно пройдет адаптация,
зависит психологическое состояние малыша, и соответственно, состояние его
волнующихся родителей. Впервые придя в детский сад, ребенок любого
возраста испытывает стресс, иногда затягивающийся на продолжительное
время и переходящий в тяжелую форму адаптации.
Период адаптации – серьезное
испытание для ребенка, так как
вызванные адаптацией стрессовые
реакции
не
редко
нарушают
эмоциональное состояние детей.
Как мы знаем,
адаптация – это приспособление или привыкание
организма к новой обстановке, а детский сад, для ребенка – это ничто иное,
как новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми
отношениями.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и
зарубежные педагоги и психологи, такие как Н. М. Аксарина, М.Р. Битянова,
Ж. Пиаже, Э. Эриксон и многие другие. Анализируя деятельность
дошкольных учреждений в период адаптации можно заметить,
что эта
проблема одна из наиболее трудно решаемых.
На помощь педагогам, педагогам-психологам ДОУ в обозначенный ранее
период приходит одно из направлений психологии – арт-терапия.
Арт-терапевтические
методы
позволяют
ребенку
проигрывать,
переживать, осознавать какую-либо ситуацию наиболее удобным для
психики ребенка способом.
Для работы с детьми дошкольного возраста специалисты используют
несколько видов арт-терапии. К числу наиболее часто используемых
относятся:
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- изотерапия (использование различных форм рисования, включая
лепку, роспись, рисунок);
- библиотерапия (исцеление при помощи книг);
- имаготерапия (работа с театральными образами);
- фототерапия;
- цветотерапия;
-музыкотерапия.
Рассмотрим некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно
использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском
саду:
- игротерапия – это игры на знакомство; игры на общение; игры с
предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
- изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать
поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из
ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
- сказкотерапия – это инсценированние сказок; чтения или обсуждения
самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению
выразительно
интонировать
реплики
героев;
передавать
ритмизацией
движения
героев
сказок;
угадывать
по
выразительному
исполнению
эмоциональные ситуации;
- песочная терапия – это конструирование из песка; рисование песком и на
песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на
песке и “песочного мира; создание песочных композиций.
Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду
можно использовать авторскую диагностику М. В. Корепановой, Е. В.
Харламповой
«Диагностика
развития
и
воспитания
дошкольников
в
Образовательной системе». Ее цель – определить уровень адаптации детей к
дошкольной образовательной организации.
Для определения успешности адаптационного периода,
используются
следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная
и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с
детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым
условиям и к новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает
все
факторы,
способствующие адаптации ребенка
к
дошкольному
учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющие.
Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и
изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д., а также к
изменениям в организме, например заболеванию, смена режима дня. Вместе
с тем у ребенка обнаруживаются способности к произвольной психической
регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет
его адаптационные возможности.
Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как
личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с
собственными
потребностями,
мотивами
и
интересами.
Психологическая адаптация осуществляется
путем
усвоения
норм
и
ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к
ближайшему
социальному
окружению
в
группе
детского
сада).
Ее
проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с
окружающими
людьми
и
его
активной
деятельности.
Важнейшим средством достижения
психологической адаптации является
образование и воспитание.
Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику
определения
уровня
адаптации
ребенка
к
условиям
дошкольной
образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать
жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти
правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым
условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге,
положительное отношение к детскому саду.
Таким образом, чтобы адаптация
ребенка к детскому саду прошла
успешно, необходим метод положительного психологического воздействия.
Таким методом, как мы выяснили, является арт-терапия, так как
это
современный метод положительного психологического воздействия, цель
которого – поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе
этого психологического метода лежит как медицинская практика,
так и
разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка,
монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет
создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей
раннего возраста к детскому саду.