Кружок гражданско – правовой направленности "Я и закон"
Автор: Симанкина Наталья Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 им.Героя Советского Союза Т.Б.Кечил-оола Населённый пункт: город Кызыл, республика Тыва Наименование материала: методическая разработка Тема: Кружок гражданско – правовой направленности "Я и закон" Раздел: среднее образование
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по ВР директор школы
_______ Сайгутина И.П. ___________ Муравьева Л.А.
. приказ № ___ от «____» _____2016г
Кружок
гражданско – правовой направленности
«Я и закон».
Руководитель: Симанкина Н.Н.,
учитель истории и обществознания
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я И ЗАКОН».
Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень
большую
актуальность.
Происходящие
в
нашей
стране
экономические,
политические,
социальные
изменения
в
последние
10
–
15
лет
выявили
острые
противоречия
в
социализации
подрастающего
поколения,
в
полноценном
и
качественном
воспитании
школьников,
в
позиции
между
школой и семьями воспитуемых. Среди важнейших проблем,
эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого
обще ства,
о собое
ме сто
занимает
защита
прав
и
и н т е р е с о в
несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена
тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых
о т н о ш е н и й .
К а к
с в и д е т е л ь с т ву е т
с т ат и с т и ка ,
н е с м о т р я
н а
общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо
от
возраста,
факты
ущемления
прав
несовершеннолетних
встречаются
гораздо
чаще,
чем
по
населению
в
целом,
в
результате
чего
ребенок
становится
жертвой
произвола
взрослых
членов
общества.
Кроме
того,
несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих
права
каждого
ребенка,
делает
его
участником
правонарушений
и
преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к
различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к
искажению процесса социализации.
Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и
сообщений
о
«прелести
»
лёгкой
и
красивой
жизни,
бесконтрольность,
которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на
мысль
о
безнаказанности
и
беззаконии.
Современный
подросток
не
задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом.
Забыв
об
этом,
он
естественно
и
не
думает
о
последствиях,
наказании
которые
будут
после
совершения
правонарушения.
Исходя
из
этого
я
выделяю следующую цель и задачи данного кружка:
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
Снижение
уровня
правонарушении
и
пре ступлений
с р е д и
несовершеннолетних.
Приобщение
к
деятельности,
направленной
на
социализацию подростков.
З А Д АЧ И : обучающая:
1)познакомить
учащихся
с
основными
понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд,
закон, право;
2)
дать
детям
достоверную
информацию
об
ответственности,
наступающей после совершения правонарушения;
3 )
д ат ь
з н а н и я
о
ш т р а ф н ы х
с а н к ц и я х
п р и
с в е р ш е н и и
административных правонарушениях .
Развивающая: сформировать
у
детей
понимание
данной
проблемы,
значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности
за свершённые поступки.
Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное
поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей,
умело разрешать конфликты в повседневной жизни.
Принципы:
-Безусловное уважение личности подростка.
- защита прав и законных интересов обучающихся.
-Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
-Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Достижению
поставленных
учебных,
развивающих,
воспитательных
задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
Ролевые игры;
Психотехнические тренинги и упражнения;
Работа в малых группах;
Дискуссии, творческие диалоги;
Творческие работы;
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания
обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы,
который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.
Занятия
предполагают
использование
классических
форм
и
методов
подачи
материала,
а
также
элементы
дискуссий,
упражнения,
другие
активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики
предмета,
главный
принцип
занятий
по
правам
человека
-
принцип
сотрудничества ученика и учителя.
При
изложении
материала
необходимо
учитывать
особенности
возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать
принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он
не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.
Данный курс рассчитан на три года обучения. Преподавание материала
происходит по концентрической системе обучения таким образом, что каждая
тема рассматривается с каждым годом все более глубже и шире. В каждом
разделе
имеются
как
теоретические,
так
и
практические
занятия.
На
теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами,
основными
законами
РФ.
На
практике
ребята
учатся
решать
реальные
жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами.
Практические занятия должны проходить в
форме дискуссии, диалога,
ролевой
игры,
творческих
заданий.
Так
же
на
практических
занятиях,
возможно,
использовать
видеотеку,
посвященную
данной
проблеме
и
различные
тексты
из
художественной
литературы.
Форма
контроля
за
знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого
занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими
нормами;
уметь
проектировать
правомерные
способы
действий
в
различных
жизненных
ситуациях,
давать
правовую
оценку
собственным
действиям,
действиям окружающих, явлениям жизни;
уметь
правильно
составлять
некоторые
официальные
бумаги,
не
требующие
специального
юридического
образования
(заявление,
доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия;
знать
содержание
законодательных
актов
(или
фрагментов
из
них),
определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать
правила
соблюдения,
которые
способствуют
охране
личной
безопасности человека от преступных посягательств;
знать
социальную
ценность
права
как
средства
защиты
личности
и
общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
владеть
четкими
установками
на
законопослушание,
негативно
относиться к нарушителям правопорядка;
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу
безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на
улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и
свобод других граждан.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия.
Теория
Практика
Всего
часов
«Основные права и свободы человека».
1
Правовые понятия: право на жизнь, свободу,
равенство.
1
1
3
Право на жизнь: кто его дает
1
1
4
Право на свободу
1
1
5
Все ли люди равны?
1
1
6
Происхождение и природа законов; первые законы
человека.
1
1
7
Что такое закон?
1
1
8
Божественные законы, все ли их соблюдают
1
1
9
Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
1
1
2
10
Всеобщая декларация прав человека
1
1
11
Конституция РФ.
3
3
6
12
Конвенция о правах ребёнка.
1
1
13
Правонарушение – когда оно наступает?
1
3
4
14
Правонарушение и юридическая ответственность.
1
1
15
Система права.
1
-
1
16
Практическое занятие по теме:
«Основные права и свободы человека.» (подготовка,
проведение)
-
4
4
17
Политико-правовая игра-форум
«Глобализация. за и против» (подготовка,
проведение)
2
4
6
Итого
16
17
33
Содержание программы:
Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей
российского
права,
знание
которых
необходимо
совершеннолетнему
гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного
курса
-
научить
осознанно
действовать
в
правовой
сфере
на
основе
юридических
норм
в
соответствии
с
современными
представлениями
о
социальной
ценности
права
как
регулятора
общественных
отношений,
с
помощью
которого
обеспечивается
всеобщий
устойчивый
порядок
и
становятся
возможными
активные
действия
человека,
так
как
право
препятствует
незаконным
вмешательствам
в
сферу
его
правомерной
деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.
Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по
реализации
правомерного
поведения
на
основе
действующего
законодательства
как
совокупности
нормативно-правовых
актов.
Понятие
"законодательство"
-
важнейшее
системообразующее
понятие
программы
кружка «Я и закон». Программа включает в себя нормы административного,
трудового, гражданского права, связанные с применением труда. Каждый год
обучения рассчитан на 32-35часов.
Методическое обеспечение программы:
Формы организации учебной деятельности:
Занятия предполагают использование классических форм и методов
подачи
материала,
а
также
элементы
дискуссий,
упражнения,
другие
активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики
предмета,
главный
принцип
занятий
по
правам
человека
-
принцип
сотрудничества ученика и учителя.
Методы проведения занятия :
Достижению
поставленных
учебных,
развивающих,
воспитательных
задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
Ролевые игры;
Психотехнические тренинги и упражнения;
Работа в малых группах;
Дискуссии, творческие диалоги;
Творческие работы;
Тренинговые занятия
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
Организации
деятельности
(приучение,
упражнение,
словесные
указания требование):
Стимулирования
и
коррекции
(поощрение,
похвала,
соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
Сотрудничества,
позволяющего
педагогу
и
воспитаннику
быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
Свободного
выбора,
когда
детям
предоставляется
возможность
выбирать
для
себя
направление
специализации,
педагога,
степень
сложности задания и т.п.
Список литературы:
1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.
2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в
жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М.,
1998.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.
4.
Воскресенская
Н.
М.,
Давлетшина
Н.
В.
Граждановедение.
Демократия: государство и общество. — М., 1997.
5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.
6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. —
М., 1997.
7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.
8. Гурина М. Философия. — М., 1998.
9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.
10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.
11.
История.
Основы
государства
и
права:
Путеводитель
абитуриента и старшеклассника. — М., 2014.
12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий
справочник школьника. — М., 1998.
13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и
ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.
— М., 1998.
14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. —
М., 2012.
15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2010.
16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.
17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.
18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.
19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.
20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной
школы. — М., 1996.
21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 2011.
22.
Никитин
А.
Ф.
Конституционное
право.
Конституция
Российской Федерации. — М., 2012.
23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 2015.
24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.,
1998.
25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф.
Лунгу. — М., 1997.
26.
Основы
знаний
о
государстве
и
праве
/
Отв.
ред.
Б.
И.
Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.
27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.
28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.
29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.
30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М.,
1994.
31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии).
Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.
32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М.,
1998.
33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник
для средней школы. — М., 1997.
34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для
поступающих в вузы. — М., 1997.
35.
Обществознание
/
Под
ред.
Л.
Н.
Боголюбова
и
А.
Ю.
Лазебниковой. — М., 2016.
36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М.,
1993.
37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.
38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и