Напоминание

Кружок гражданско – правовой направленности "Я и закон"


Автор: Симанкина Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 им.Героя Советского Союза Т.Б.Кечил-оола
Населённый пункт: город Кызыл, республика Тыва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кружок гражданско – правовой направленности "Я и закон"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 3 им.Т.Б.Кечил-оола г.Кызыла»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по ВР директор школы _______ Сайгутина И.П. ___________ Муравьева Л.А. . приказ № ___ от «____» _____2016г Кружок гражданско – правовой направленности «Я и закон». Руководитель: Симанкина Н.Н., учитель истории и обществознания
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Я И ЗАКОН».

Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых. Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого обще ства, о собое ме сто занимает защита прав и и н т е р е с о в несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых о т н о ш е н и й . К а к с в и д е т е л ь с т ву е т с т ат и с т и ка , н е с м о т р я н а общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации. Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка: ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и пре ступлений с р е д и
несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков. З А Д АЧ И : обучающая: 1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право; 2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения; 3 ) д ат ь з н а н и я о ш т р а ф н ы х с а н к ц и я х п р и с в е р ш е н и и административных правонарушениях . Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки. Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни. Принципы: -Безусловное уважение личности подростка. - защита прав и законных интересов обучающихся. -Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации. -Взаимодействие различных заинтересованных служб. Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:  Ролевые игры;  Психотехнические тренинги и упражнения;  Работа в малых группах;  Дискуссии, творческие диалоги;  Творческие работы;
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний. Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя. При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям. Данный курс рассчитан на три года обучения. Преподавание материала происходит по концентрической системе обучения таким образом, что каждая тема рассматривается с каждым годом все более глубже и шире. В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях, возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.
В конце курса ученики должны:

уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами; уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни; уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия; знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей; знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств; знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности; владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка; владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия. Теория Практика Всего часов
«Основные права и свободы человека».
1 Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство. 1 1 3 Право на жизнь: кто его дает 1 1 4 Право на свободу 1 1 5 Все ли люди равны? 1 1 6 Происхождение и природа законов; первые законы человека. 1 1 7 Что такое закон? 1 1 8 Божественные законы, все ли их соблюдают 1 1 9 Декларация прав человека и гражданина 1789 года. 1 1 2 10 Всеобщая декларация прав человека 1 1 11 Конституция РФ. 3 3 6 12 Конвенция о правах ребёнка. 1 1 13 Правонарушение – когда оно наступает? 1 3 4 14 Правонарушение и юридическая ответственность. 1 1 15 Система права. 1 - 1 16 Практическое занятие по теме: «Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение) - 4 4
17 Политико-правовая игра-форум «Глобализация. за и против» (подготовка, проведение) 2 4 6 Итого 16 17 33
Содержание программы:
Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного
курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности. Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон». Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда. Каждый год обучения рассчитан на 32-35часов.
Методическое обеспечение программы:

Формы организации учебной деятельности:
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
Методы проведения занятия
: Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
 Ролевые игры;  Психотехнические тренинги и упражнения;  Работа в малых группах;  Дискуссии, творческие диалоги;  Творческие работы;  Тренинговые занятия
Педагогические приемы:
 Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);  Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):  Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);  Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;  Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Список литературы:

1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.


2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в

жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М.,

1998.

3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.

4.

Воскресенская

Н.

М.,

Давлетшина

Н.

В.

Граждановедение.

Демократия: государство и общество. — М., 1997.

5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.

6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. —

М., 1997.

7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.

8. Гурина М. Философия. — М., 1998.

9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.

10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.

11.

История.

Основы

государства

и

права:

Путеводитель

абитуриента и старшеклассника. — М., 2014.

12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий

справочник школьника. — М., 1998.

13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и

ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.

— М., 1998.

14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. —

М., 2012.

15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2010.

16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.

17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.

18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.

19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.


20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной

школы. — М., 1996.

21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 2011.

22.

Никитин

А.

Ф.

Конституционное

право.

Конституция

Российской Федерации. — М., 2012.

23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 2015.

24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.,

1998.

25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф.

Лунгу. — М., 1997.

26.

Основы

знаний

о

государстве

и

праве

/

Отв.

ред.

Б.

И.

Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.

27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.

28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.

29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.

30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М.,

1994.

31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии).

Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.

32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М.,

1998.

33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник

для средней школы. — М., 1997.

34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для

поступающих в вузы. — М., 1997.

35.

Обществознание

/

Под

ред.

Л.

Н.

Боголюбова

и

А.

Ю.

Лазебниковой. — М., 2016.

36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М.,

1993.


37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.

38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и

право. 10—11 кл. — М., 1997.



В раздел образования