Автор: Жарова Жанна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 С/П
Населённый пункт: Новокуйбышевск Самарская область
Наименование материала: Грамматическая речь дошкольников
Тема: Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. В речи трехлетнего
малыша, как правило, есть уже все свойственные разговорному языку части речи, основные
грамматические категории. Дети этого возраста в общении с близкими взрослыми и сверстниками
говорят короткими фразами, изменяя слова по числам, согласуй их в роде и т. д. На данном
возрастном этапе речь становится для ребенка основным средством общения. Но средство это
пока еще очень несовершенно. Малышу предстоит полностью освоить богатство родного языка,
многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы
склонения и спряжения, традиционные формы словоизменения (морфологию); средства и
способы
образования
слов
(словообразование).
В дошкольном учреждении еженедельно во всех возрастных группах проводят специальные
занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются
задачи формирования разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического
строя. Именно речевое занятие в целом является основной формой обучения детей
грамматическим средствам и способам, поскольку грамматикой языка ребенок овладевает прежде
всего в общении, в процессе обучения связной речи, обогащения и активизации словаря.
Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием,
включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также
закрепления грамматических навыков и умений. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что
гармоническое речевое развитие каждого ребенка, в том числе своевременное и правильное
формирование грамматических навыков и умений, может быть обеспечено лишь при комплексном
подходе к умственному и речевому воспитанию, при правильном сочетании разных форм работы
с
детьми,
как
на
занятиях,
так
и
в
повседневной
жизни.
На занятиях посредством дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием
дошкольников обучают таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях
повседневного общения вызывает определенные трудности: согласованию прилагательных и
местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде;
образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных
родительного падежа множественного числа и др. Однако не все трудные грамматические формы
и категории подлежат усвоению на занятиях. Для занятий языковой материал отбирается таким
образом,
чтобы
дать
ребенку
широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и
словообразования,
воспитать
языковое
чутье,
внимательяое
отношение
к
языку,
ею
грамматическому строго, помочь детям на практике овладеть правилами согласования,
управления и примыкания слов в предложении. Очень важна также задача усвоения
дошкольниками традиционных грамматических форм, но прежде всего в плане воспитания
критического
отношения
к
своей
и
чужой
речи,
желания
говорить
правильно.
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая,
где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение,
но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога
требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с исправленной ошибкой пропал тот
интерес
к
слову,
о
котором
она
свидетельствует.
Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование —
ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает
что-то одно. Так, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразием
грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном
возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных,
«нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы
словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением. Наиболее
интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и
старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание корм
словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а
также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной
деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт
у детей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных
особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий
уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей
в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы
предоставить
каждому
ребенку
возможность
решать
посильные
речевые
задачи.
На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка перед ребенком прежде
всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание
существительного, различать, где один предмет, а где много- . Следующая задача —
использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как
говорят
другие.
Более сложно —самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми
(например, форму «фишка" ми» — играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово
в именительном падеже единственного числа — фишка), И совсем иная, еще более трудная
задача — оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так
сказать.
В работе с младшими дошкольниками большой удельный вес занимают речевые задачи первого
типа (на понимание и использование в речи грамматических средств). Задачи оценочного
характера, как правило, по силам старшим дошкольникам. Но в силу того, что в каждой
возрастной группе уровень речевого развития детей неодинаков и различается в очень широких
пределах, во всех возрастных группах и почти на каждом занятии следует предусматривать
решение детьми и тех и других задач. Само собой разумеется, что удельный вес этих типов задач
в
группах
будет
все
же
неодинаков.
Например, в средней группе детей учат использовать точные наименования предметов лосуды.
Многие названия им знакомы— тарелка, чашка, блюдце. Но есть такие, которых дети еще не
знают, — салфетнща, хлебница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, детей надо
многократно поупражнять в их использовании. Воспитателю не следует при этом добиваться,
чтобы дети запоминали каждое слово отдельно—* лучше обратить их внимание на способ
образования
этих
слов:
для
салфеток— салфетница,
для хлеба—хлебница
и
т.
д.
С этой целью можно провести дидактическое упражнение «Таня в магазине?.» Воспитатель
обращается
к
детям
со
следующим
рассказом:
«Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой.
Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в
тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой:
что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? ... Забыла Танюша, что для каждой
посуды сисе: из тарелки едят («Суп, борщ, кашу»,— добавляют дети); из стакана пьют... («Воду,
чай»), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и
салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба... (интонацией незавершенности воспитатель
побуждает детей включиться в рассказ
и дополнить: «Хлебница»), для салфеток...
(«Салфетница»),
а
для
сахара?
(«Сахарница».)
А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля,
помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки.
Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она
будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба... {«Хлебница»), для сахара...
(«Сахарница»),
для
салфеток...»
(«Салфетница».)
В описанной выше игре педагог ставил задачу познакомить детей с назначением предметов,
ввестн их названия в активный словарь. Для этого была создана проблемная ситуация (Таня
положила продукты в посуду, для них не предназначенную). С той же целью задавались вопросы
о том, что для чего нужно. Однако воспитатель в начале занятия не называл сам предметы, а
предоставил это сделать детям. Почему? Именно потому, что в группе есть те, кто не только
знает многие названия посуды, но и умеет образовывать новые слова по аналогии. Это умение
педагог будет воспитывать у всей группы чуть позже, но уже на первом занятии он дает детям,
опережающим товарищей в речевом развитии, возможность поупражняться в самостоятельном
словообразовании.
Активно манипулируя со словом, самостоятельно образуя формы слов, слова и словосочетания, в
том числе и такие, которых нет в языке («сплим», «откнопился», «ползунок», «нахмуренные
брюки», «голова босиком» и т, д.), ребенок познает, как устроен язык, по каким законам
изменяются и образуются слова. Детское словотворчество — это прежде всего метод познания,
специфически детское средство ориентировки в звуковой и смысловой стороне слова, Вместе с
тем некоторые знания грамматического характера, не пользуясь специальными терминами,
взрослый детям сообщает сам.