Напоминание

" Экологическое воспитание старших дошкольников"


Автор: Мирошкина Маргарита Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: " Экологическое воспитание старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание

«Экологическое воспитание старших дошкольников».

Автор: Мирошкина Маргарита Леонидовна.

Цель:

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей

среды.

Задачи:

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в

окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической

культуры дошкольников.

Ход работы.

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы

предлагаем обсудить важную тему. Тема нашего собрания –

«Экологическое воспитание старших дошкольников».

Одним

из

важных

вопросов

экологического

образования

старших

дошкольников является проблема приобщения детей к природе. И этой

проблемой должны заниматься не только детский сад и школа, но прежде

всего родители.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить

главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Всем знакомые экологические проблемы сказываются на среде обитания

самого человека, они связаны с процессом образования населения – его

недостаточность

или

полное

отсутствие

породили

потребительское

отношение к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное

социальное значение для всего общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ – становление начал

экологической

культуры

у

детей,

становление

осознанно-правильного

отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии. Это

также отношение к себе, как части природы, понимание ценностей жизни и

здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно

в

семье

формируются

основы

духовного

и

культурного

облика,

закладываются вкусы и привычки. Немалое значение в воспитании детей

имеет пример взрослых (в том числе и родителей). Зачастую, вырастая, дети

ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их

родители.

Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и

у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное к ней

отношение. Поэтому экологическое воспитание детей в ДОУ должно

проходить в тесном взаимодействии с семьей.

В

работе

по

формированию

у

детей

дошкольного

возраста

начал

экологической культуры мы решаем следующие задачи:

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Направлять

активную

деятельность

дошкольника

на

осознанное

сохранение природы;

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к

миру;

Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к

природе.

В настоящее время благодаря телевидению, интернету, книгам дети

получают много информации о разнообразных объектах и явлениях природы,

у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы строим

занятия таким образом, чтобы ответить на вопросы детей и удовлетворить их

любопытство (с одной стороны) и обеспечить усвоение ими необходимых

знаний (с другой стороны).

Для организации мыслительной деятельности помогают нетрадиционные

методы обучения:

Создание проблемных ситуаций;

Экспериментальная деятельность (проведение опытов, наблюдений и

т.д.)

Поисковая деятельность;

Игровые приемы;

Практическая деятельность в природе;

Природоохранные акции.

Раскроем некоторые методы:

Практическая деятельность в природе.

Важнейшим

показателем

бережного

и

заботливого

отношения

к

растениям и животным является желание детей принимать активное

участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать , что уход направлен

на удовлетворение потребностей растений и животных ( в пище, воде,

тепле, солнце и т.д.). каждый организм живет, растет, развивается, если

для

этого

имеются

соответствующие

условия.

Постепенно

дети

прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и

состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции – это общественно значимые мероприятия,

направленные на сохранение объектов природы.

Совместно с родителями мы проводим такие акции:

- «Покормите птиц, или Птичья столовая» (изготовление кормушек и

подкормка птиц в зимнее время).

- «Время цветов» (создание цветочных клумб).

- «Чистое утро» (наведение порядка на участке).

- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и ремонт книг вместе с детьми и

т.д.)

Экспериментальная деятельность.

Дети очень любят практическую деятельность с различными материалами,

поэтому в работе мы используем опыты и экспериментирование.

Например, всем знакомый воздух можно обнаружить, если подуть на

ладошку, взмахнуть рукой около листика бумаги и листок сдвинется с

места. Подводим детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы

приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед

нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с

практическим опытом детей, подвести их к пониманию природных

закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения

в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические

игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок

учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать

их, классифицировать по определенным общим признакам. Например,

игра «С чем нельзя ходить в лес?» Цель – уточнение и закрепление

правил поведения в лесу.

Воспитатель выкладывает картинки с изображением ружья, топора,

спичек и т.д. Дети должны объяснить, почему эти предметы нельзя

брать в лес.

В работе с детьми мы используем иллюстрированные правила

поведения в природе, экологические сказки (например, «Сказка про

капельку»).

Мы хотим предложить вам разделиться на компании и поработать. Выберите

капитана и придумайте название компании (с использованием социо-игровой

технологии).

I.

Каждой компании предлагается проблемная ситуация. Нужно ее

обсудить и ответить на вопросы:

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с

оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но

предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний

вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы:

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что

воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой

в

саду,

заинтересовался

тем,

как

из

цветков

получаются

ягоды.

Бабушка

предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она

обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти,

меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о

росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить

процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него

сложилось элементарное представление о росте и развитии растения,

которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы:

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями

сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой

деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он

проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

II.

Следующее задание для компаний – проверка экологических знаний.

Отвечаем на вопросы (кто быстрее) – «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и

быстрота ответов:

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов.

(Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах

охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого

«витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных

заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и

комаров. (Герань)

7.

Витаминное

блюдо,

приготовленное

из

измельченных

овощей

с

добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8.Великий русский полководец А. Суворов очень ценил эту злаковую

культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она

не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе

крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она

может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной

песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

III.

Все мы читаем детям сказки.

И сейчас совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок

эти отрывки?

- «…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на

лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно

бархатные,

лепестки

будто

хрустальные.»

(С.

Маршак.

«Двенадцать

месяцев»).

- «Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто

поглядит, тому белый свет не мил станет». (П. Бажов «Каменный цветок»)

«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный

цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у

нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)

- «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь

прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий,

зеленый,

оранжевый,

фиолетовый

и

голубой»

(В.П.Катаев.

«Цветик-

семицветик»).

- «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный,

любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день

утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.

Аксаков. «Аленький цветочек».)

- «В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы:

маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами

цветов: улица

Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался

цветочным городом». (Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Молодцы! Победила дружба!

Перед собранием мы провели анкетирование с целью узнать, насколько вы

компетентны в вопросах экологии. И вот какие результаты мы увидели:

(см. Приложение-анкета для родителей)

Для того чтобы вы, уважаемые родители, не забыли, как дома, в семье

можно заинтересовать ребенка в ознакомлении с природой, возьмите

памятки и используйте их ( см. Приложение)

Мне хотелось бы закончить наше собрание так:

Прежде

чем

мы,

взрослые,

будем

учить

детей

любить

и

уважать

окружающую нас природу, нам самим нужно научиться относиться к

природе как к собственному дому, который мы бережем и храним. Наша

главная задача – заинтересовать детей, пробудить в них желание любить,

беречь и охранять природу.

Приложение

Памятка по экологическому воспитанию.

Содержание общения родителей с детьми:

- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть

реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.

- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности

природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми,

тем

сильнее

они

действуют

на

их

чувства

и

сознание.

- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к

природе.

-

Объяснение

сущности

природы,

её

явлений

и

механизмов.

- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых

условиях, общественно-трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

- Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные

растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а

также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не

желательно нахождение каких – либо зверьков (хомячков, морских свинок,

черепах,

рыбок,

птичек

и

т.д.);

-

Оснащение

необходимыми

средствами

для

самостоятельной

исследовательско-практической

деятельности

детей

(выращивание,

пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для

работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов

и

овощей

или

косточки

от

фруктов

и

т.д.

- Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего

мира в целом.

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Ф.И.О.____________________________________________________________

________________________________________________________

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего

города?

__________________________________________________________________

__________________________________________________

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические

проблемы? Какие?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

__________________________________________________________________

________________________________________________

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

_____________________________________________________

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в

природе?

__________________________________________________________________

________________________________________________

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на

экологические темы в группе?

__________________________________________________________________

_________________________________________________

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________



В раздел образования