Автор: Скрипченко Галина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Родничок"
Населённый пункт: Искитим Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Родничок» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Статья:
Из опыта работы музыкального
руководителя «МБДОУ №22 «Родничок».
Тема:«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ
РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ».
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Скрипченко Галина Владимировна
2020г. г.Искитим
«Давайте детям больше и больше созерцания
общего человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить
их с этим через родные и национальные явления»
В. Г.Белинский.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его
духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не
усвоив культурно-исторический опыт народа, созданный многими поколениям
наших предков на протяжении веков и закрепленный в произведениях народного
искусства. Источниками народного творчества являются родная природа и
окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни.
Народное искусство, которому присущи простота, завершенность формы и
обобщенность образа, близко по своей природе творчеству ребёнка. Одним из
принципов ФГОС ДО является приобщение детей к истокам народной культуры,
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках».
Важнейшей
задачей
сегодняшнего
дня
является
сохранение
общенационального единства России. Анализ изменений, происходящих в нашем
обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами
задачи
и
условия
для
их
реализации
и
направления
развития
личности дошкольника. Одним из таких направлений является социально-
коммуникативное,
именно
в
нём
реализуется приобщение детей
к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Коллектив
нашего детского сада «Родничок», считает, что именно в дошкольном возрасте
возможно
формирование
первичных
представлений
о
социокультурных
ценностях нашего народа. Ведь дошкольный возраст, это благоприятный период
для приобщения детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных
традициях способствует
формированию
веротерпимости,
межнациональной
толерантности.
Жизнь
была
бы
скучной
и
неинтересной,
если
бы
люди
не
придумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции
каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются. Детям очень
полюбились именно народные, календарные праздники. Благовещение, Коляда,
Сороки, Семик, Рябинничка, Кузьминки, Покров.
Основная задача коллектива– создание условий для активного освоения
культуры родного народа, сохранения его традиций.
-побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
-приобщать детей к истокам национальной культуры;
-способствовать развитию познавательной активности,любознательности ;
-способствовать развитию у детей лучших черт характера;
-показать детям красоту родного языка через устное народное творчество,
выраженное в песнях, потешках, закличках;
-знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,
так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа;
- сформировать чувство национального достоинства.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет
способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В
будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и
России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми
восхищались и будут восхищаться в России.
Занимаясь фольклором, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид и
печальных событий. Включение ребёнка в различные виды художественной
деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из
главных условий полноценного воспитания и развития его музыкальных,
художественно-творческих способностей.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в
самом раннем возрасте — это самый естественный способ патриотического
воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Приобщение детей к музыкальной культуре через накопление опыта
восприятия лучших произведений народного искусства позволяет формировать
ценностные ориентации ребёнка, развивать интерес и любовь к музыке своего
народа, знакомить с духовной культурой.
У ребёнка формируется интерес, любовь к народной песне, хоровому
исполнительству. Закладываются определённые навыки в быту и на досуге.
Цель моей работы:
способствовать духовно- нравственному развитию
личности ребёнка, обладающей чувством национальной гордости, любви к
отечеству, своему народу через приобщение к истокам народной культуры.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных
задач:
развитие
эмоционально-
познавательного
интереса
к
культурному
наследию России;
воспитание уважительного отношения к традициям своего народа;
развитие
коммуникативных
качеств,
инициативы,
способности
к
импровизации.
Планирование:
1. Устное народное творчество.
2. Ознакомление
с
предметами
быта,
с
народными
музыкальными
инструментами.
3. Народные праздники и игры.
4. Народные праздники и традиции.
Приобщение к народному творчеству и знакомство дошкольников с детским
народным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру,
народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус,
формирует нравственные привычки. Обогащает знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания
ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно
русского народного творчества.