Автор: Широкоряд Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Челябинская обл, Коркинский район, п. Первомайский
Наименование материала: Проект
Тема: Краткосрочный проект с использованием ТРИЗ технологий во второй младшей группе Тема: «Дары осени»
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект с использованием ТРИЗ технологий во второй
младшей группе Тема: «Дары осени»
подготовила воспитатель: Широкоряд Наталья Евгеньевна
Срок реализации проекта: 1 неделя. (30.09.19-04.10.19)
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели группы, дети второй младшей группы, родители.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социальный
мир, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Проблема: У детей
младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не
знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Многие дети
группы испытывают затруднения при определении характерных особенностей овощей и
фруктов, с трудом классифицируют их. Поэтому было принято решение провести
углубленную работу по ознакомлению детей с "дарами" осени.
Актуальность темы: Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего
возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует расширению,
уточнению чувств, отношений, знаний. Цель: расширить и обогатить знания детей по
лексическим темам: «Овощи», «Фрукты».
Задачи Образовательные:
расширить представление о многообразии и пользе овощей и
фруктов их полезными свойствами, формировать представления детей о правильном и
здоровом питании, полезных продуктах, стремиться к здоровому образу жизни в целом;
познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизни человека;
расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой
природы.
Развивающие:
развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения,
происходящие в природе;
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время
рассматривания картин;
формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него;
развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
развивать умение драматизировать небольшие отрывки литературных произведений;
формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к
природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
Предполагаемый результат:
дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету,
форме;
дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке, а фрукты в саду на дереве;
у детей сформированы представления о пользе витаминов;
развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей;
повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»;
проявить желание у детей есть овощи и фрукты;
родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в развитии
познавательной сферы детей.
Форма реализации: НОД; дидактические, коммуникативные, пальчиковые,
малоподвижные игры; игры с использованием ТРИЗ технологий; беседы, стихи, сказки;
рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписей песен об осени; работа с
родителями.
Оборудование: альбомы «Овощи», «Фрукты»; иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»;
демонстрационный материал; художественные произведения; муляжи, а так же настоящие
фрукты и овощи.
Конечные продукты: выставки детских работ, коллективная работа "Осенний огород
полон чудес", выставка поделок "Что нам осень принесла" (совместно с родителями),
развлечение "В гостях у Витаминки", инсценировка сказки "Репка".
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
составление плана совместной работы с детьми и родителями;
подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, иллюстрации, стихи,
загадки;
подготовка картотеки "Игры с использованием ТРИЗ технологий";
сотрудничество с родителями: привлечение родителей к участию в выставке поделок
совместно с детьми "Что нам осень принесла"; разучивание стихотворений об овощах и
фруктах.
Основной этап
НОД;
чтение художественной литературы; беседы; рассматривание
иллюстраций;
дидактические, пальчиковые, подвижные игры;
игры с использованием ТРИЗ технологий;
инсценировка сказки;
рассматривание натуральных овощей и фруктов;
рисование; аппликация; лепка; конструирование.
Ознакомление с окружающим миром. Тема "Огород. Овощи."
Цель: закрепить знания об овощах - название, внешний вид.
Целевая беседа "Овощи полны витаминов".
Цель: Расширять знания детей об овощах. Учить различать, наиболее распространены в
данной местности овощи, по цвету, форме, величине, где они растут и чем они полезны.
Рисование. Тема: Нарисуй круглый овощ. Цель: продолжать учить рисовать предметы
круглой формы, добавлять к рисунку детали.
Лепка: Репка на грядке. Цель: учить раскатывать шар, сплющивать его, вытягивать
хвостик, прикреплять листья.
Инсценировка сказки "Репка".
Заключительный этап
оформление выставка поделок "Что нам осень принесла"
(совместно с родителями);
подборка фотоматериалов по проекту "Дары осени";
создание презентации к проекту "Дары осени". Сценарий развлечения «В гостях у
Витаминки». Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в
руках. Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я? — Меня зовут
Витаминка. И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми
витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях.
Достает из своей сумки овощи и фрукты. Игра "Отгадай что это" Витаминка: Дети,
посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна
для зрения.(отв. детей) А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый,
хрустящий. Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает
аппетит. А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте
много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев. Достает яблоко, затем
баклажан. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это
за овощ? Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он
улучшает работу сердца, защищает его от болезней. Витаминка: А у меня для ребят есть
коробочка с сюрпризом. Игра "Угадай по запаху" Показывает коробочку с дырочками и
предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из
под киндер-сюрприза). С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ,
который там находится – чеснок! А в другой апельсин. Витаминка: Ребятки, а вы стихи
знаете про овощи или фрукты? (повторяют вместе с воспитателем стихи). 1 Я - не птичка -
невеличка. Я - полезная клубничка. Кто подружиться со мной - Не простудится зимой. 2 Я
- крепкое, хрустящее, Чудо настоящее. Желтое и красное - Кожица атласная. Яблочко
румяное Детям всем желанное! 3 Называют меня грушей. Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети! Я полезней всех на свете. Витаминка: А где растут все овощи, о
которых мы сегодня говорили? Дети: на грядке. Витаминка: А где растут фрукты? Дети:
на дереве. Витаминка: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья
овощах и фруктах? Дети: витаминов...(ответы детей) Витаминка: Правильно. В овощах и
фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете
сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей). Витаминка: А соленья можно? Тогда давайте
капусту мы засолим. Пальчиковая гимнастика«Капуста»: Мы капусту рубим, рубим! (2
раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и
вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы
капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим
капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её
вверхвниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..) Витаминка: Много мы
капусты посолили. Молодцы ребята! А загадки про овощи можете отгадать? Отгадывание
загадок. Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. -
огурцы - В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И
так едят. - помидоры – Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без
хруста, Если я … - капуста – Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что
овощи и фрукты полезные продукты! Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали
и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками.
Прощается с детьми и уходит. Инсценировка сказки «Репка» Воспитатель: Чтоб
здоровым, сильным быть. Надо овощи любить. Все без исключенья В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас важнее.
Всех с собой возьму я в сад Будет радость для ребят! Воспитатель: Какие овощи вы
знаете? (Ответы детей) Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой
овощ. Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка». Вот решил
однажды дедка Посадить большую репку. Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит,
репка сидит на корточках) Воспитатель: Выросла репка Крупная да крепкая, Круглая да
гладкая, Сочная да сладкая. Ай да, репка на гряде! Золотая, наливная И большая —
пребольшая, — Не найти такой нигде! Дед:(выходит, пытается тянуть репку) Ну и репка,
вот так репка, Как в земле засела крепко! Бабушка, скорей беги, Тянуть репку помоги!
Выходит бабка: Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Воспитатель: Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут понемногу, Вытянуть не могут. Дед:
Нет, не можем мы сорвать, Надо внучку нам позвать. Бабка: Внучка, внученька беги,
Тянуть репку помоги! Выходит внучка: Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий
каравай! Воспитатель: Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут понемногу,
Вытянуть не могут. Бабка: Нет, не можем мы сорвать, Надо Жучку нам позвать. Внучка:
Жучка, Жучка, к нам беги, Тянуть репу помоги! Выбегает Жучка: Вот так репка, ай — я
— ай, Как большущий каравай! Воспитатель: Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за
дедку, Дедка за репку, Тянут понемногу, Вытянуть не могут. Внучка: Нет, не можем мы
сорвать, Надо кошку нам позвать. Жучка: Кошка, кошка, к нам беги, Тянуть репку
помоги! Выходит Кошка:Вот так репка, ай — я — ай, Как большущий каравай!
Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка
за репку, Тянут понемногу, Вытянуть не могут. Жучка: Нет, не можем мы сорвать, Надо
мышку нам позвать. Кошка: Эй, мышонок, выходи, Тянуть репку помоги! Выбегает
Мышка: ПИ — пи — пи! Воспитатель: Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за
внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Постарались, как могли, Репку
вытянули! Зеленеет огород, Веселится народ, В небе солнышко смеётся, Нас плясать
зовет! (все герои сказки танцуют под русскую народную мелодию).