Автор: Владимирова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ№1"
Населённый пункт: г.Братск ,Иркутская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Тема: "Развитие музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
План- конспект открытого урока по классу фортепиано.
Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке
фортепиано».
Преподаватель по классу фортепиано детской школы искусств №1 г. Братска
Владимирова Анна Сергеевна.
Учащаяся 1класса Обухова Кира
Цели урока:
Воспитательные: Воспитание интереса и любви к музыке.
Развивающие: Развитие творческих способностей во время занятий
Обучающие: Формирование исполнительских навыков при игре на фортепиано.
Задачи урока:
- приобретение навыков позиционной игры
-развитие музыкального воображения и мышления
-освоение приемов исполнительской техники
-совершенствование навыков игры
-слуховой контроль
-развитие творческих способностей, подбор мелодии и аккомпанемента по слуху
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
-фортепиано
-нотная литература
-наглядный дидактический материал
-ноутбук
Методы и приемы:
-практический
-наглядный
-прослушивание
-наблюдение
Применение образовательных технологий:
-игровые технологии
-обучение в сотрудничестве
-здоровьесберегающие
-музыкотерапия
-технология развивающего обучения
Результаты:
-развитие творческих навыков
-совершенствование навыков игры
Ход урока:
Урок начался с представления обучающейся 1 класса Обуховой Киры и темы: «Развитие
музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке фортепиано».
Основной задачей этого урока является уверенное исполнение штрихов, раскрытие
творческих способностей , воспитание настойчивости в работе над произведением, умение
с помощью средств музыкальной выразительности раскрыть музыкальный образ .
Начнем урок с игр -упражнений, пальчиковые упражнения .
Для хорошей работы за инструментом необходима правильная посадка. У пианиста при
правильной посадке три точки опоры: ноги, стул и подушечки пальцев. Ученица садится
за инструмент: спина прямая, свободные и расслабленные плечи, ноги стоят на
специальной подставке. Для тренировки плавных дуговых переносов руки поиграем
упражнения: «пчелка», «колечки», «мостик»-через октаву. Рука как будто чертит ровный
полукруг. Кира выполняет упражнения.
Следующее упражнение на подкладывание 1пальца «часы», «лягушки» . Упражнение на
мелкую моторику из 5 пальцев, от всех белых клавиш. Для четкой «дикции» в пальцах
поиграй это упражнение на слоги «та» и «ти». Вспомним упражнение «змейка»
А теперь сыграй гамму до мажор.
Ученица проигрывает гамму в 2 октавы каждой рукой отдельно.
-Кира, ты заметила, что гамма прозвучала не совсем ровно? Это было особенно слышно в
местах подворота первого пальца.
-Да.
-Давай поиграем гамму «отрывками»: три пальца (1,2,3), четыре пальца (1,2,3,4), снова
три и т.д.- передвигая руку по клавиатуре, сохраняя одну позицию (применение
позиционной игры).
-А теперь к этому прибавим подворот первого пальца, но будем это делать «заранее»,
помогая кистью руки. При этом контролируем слухом ровность силы звука. Посмотри,
пожалуйста, как это сделаю я.
Показ.
-Сыграй еще раз гамму, но теперь еще и с динамическими оттенками и движением.
Ученица справляется с задачей.
Арпеджио- первый палец играем сверху, остальные подбираем с клавиш.
Переходим к следующему этапу работы. Повторяем упражнения с мячиком и
«отжимания» на стене. Затем играем на инструменте аккорды.
Кира играет аккорды.
-Чтобы аккорд звучал слаженно, нужно слушать и стараться все пальцы взять вместе,
одновременно. Плечо свободное. Звук играем «от плеча» всей рукой.
Кира выполняет задание.
Работа с репертуаром.
А.Тюрк «Старинный танец»
Сейчас я расскажу тебе немного о творчестве композитора, эпохе, о значении слова танец.
- Кира, как ты думаешь, какие средства музыкальной выразительности композитор
использовал в этом произведении? (размер, мелодия, штрихи, ритм, динамика, темп).
-Для выразительности и правильного звучания мы должны показать ярче первую долю в
каждом такте. Работа над соединением рук, правильное исполнение штрихов.
Показ. Ученица повторила, стараясь выполнить рекомендации педагога.
Затем проводилась работа над соединением пьесы двумя руками в медленном темпе, по
фразам.
К. Черни «Вальс»
- Кира, в каком жанре написано это произведение?
- Вальс. Танец.
-Да, правильно.
Ученица играет пьесу, но при этом не выразительно прозвучала партия в правой руки.
-Давай проанализируем, в какой руке звучит мелодия, а в какой- аккомпанемент. (в
правой руке- мелодия, а левая рука играет роль аккомпанемента). Следовательно, левую –
играть нужно тише.
Показ.
-А сейчас сыграй эту пьесу, при этом внимательно слушая выразительное голосоведение в
правой руке с «пропеванием» нот.
Завершающим этапом работы над пьесой стало приближение к заданному темпу,
характеру, яркими динамическими оттенками.
Ф.Леккуппе «На воздушном шаре»
Сыграй эту пьесу и подумай о характере, образе этой пьесы, с помощью каких
музыкальных средств композитор передает нам музыку?
-Правильно ….
Разучивание новой пьесы. Чтение с листа Роули «В стране гномов» - это музыкальное
произведение виртуозного характера. Когда выучишь это произведение, ты сможешь
играть его в характере. А пока мы познакомимся с этим новым произведением.
-Послушай, как оно звучит.
Каким приемом учит владеть композитор в этом произведении?
-Правильно, умение играть staccato. После определения размера, длительностей, движения
мелодии, штрихов, тональности, последовал разбор пьесы, называя ноты и хлопая
основные доли.
-Теперь попробуй сыграть в медленном темпе по нотам, обязательно выполняя
аппликатуру.
Подбор по слуху.
песенки «Мишка с куклой ».
-Я сыграю тебе песенку, а ты попробуй спеть ее, показывая движение мелодии рукой,
определяя высоту звуков, затем прохлопать на слоги «ти» и «та» чтобы определить
длительности ( длинные и короткие звуки).
Пронализировав ступени данной мелодии (самая низкая –I, самая высокая – V), ученица
подбирает песенку от ноты «до» , напевая ее вслух.
-Хорошо! А сейчас подбери эту песенку от нот: «ре» (не забывай использовать и черные
клавиши), от «ми», «фа».
-Молодец! А теперь усложним нашу задачу: сыграем эту песенку в жанре «вальса».
Подумай, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно этого достичь?
(ритм; размер)
С помощью преподавателя Кира справляется с заданием.
-Хорошо. А теперь предлагаю изменить лад. И мы услышим эту мелодию в другом
варианте. Какая ступень играет роль в изменении лада?
-Третья. Ее надо понизить на пол тона.
Кира играет мелодию в миноре, и приятно удивляется. Признается, что ей очень
понравилось и это исполнение.
Итак мы пришли к выводу, что меняя лад, мы меняем и характер произведения.
-Молодец! С заданием справилась.
Ансамбли. «Темная ночь» муз.Н.Богословского
-В каком жанре написано это произведение?
- Колыбельная песня.
-А характер?
- Протяжный, задушевный, грустный.
- С помощью какого лада и штриха предается этот характер?
-Минор. Легато.
Чтобы игра была похожа на пение голоса, давай будем играть и петь со словами эту
песню. В ансамбле необходимо слушать не только свою партию, но и партию партнера,
как единое целое. Ученица играет с преподавателем колыбельную, стараясь выполнить
все рекомендации.
-А теперь мы немного поиграем.
Игра «Угадайка» Ребенок отворачивается от инструмента и отгадывает некоторые
интервалы, количество сыгранных звуков.
А теперь самое интересное творческое задание. Прослушав пьеску, нужно
охарактеризовать ее словесно и, пофантазировав, попробовать сыграть её по-разному:
певуче, ласково нежно; превратить эту мелодию в марш; сыграть как вальс.
Игра «Ритм»
На карточках изображены различные ритмические рисунки (вспомним длительности нот).
Задание: подбери к картинкам с изображением разных фруктов - соответствующие
карточки с ритмом. Для этого можно простучать названия фруктов и определить
длительности. Ученица с удовольствием выполняет задание.
Подведение итогов урока.
-Молодец, Кира! Сегодня ты замечательно поработала на уроке!
Оценка за урок – «5»
Домашнее задание: выполнять упражнения гибкой кистью, цепкими пальцами.
Гамму до мажор поучить приемом позиционной игры. Следить за активным и аккуратным
подворотом первого пальца; при игре аккордов слушать слитность звучания, играть «от
плеча»; арпеджио играть с движением.
А.Тюрк «Старинный танец»- соединить двумя руками в медленном темпе. Отдельно
поучить «поклоны»: верными штрихами, с акцентом на первую долю.
К.Черни «Вальс» - выразительно играть мелодию, в аккомпанементе- ярче выделять
первую долю, а вторую и третью играть тише.
Роули «В стране гномов»» - разобрать уверенно в медленном темпе верной аппликатурой,
выполняя верные штрихи.
Пьесу «На воздушном шаре» нарисовать.
«Мишка с куклой » - подобрать от нот: «соль», «ля», «си» меняя лад, ритм, характер.
Ансамбль- играть и петь со словами, в характере, хорошим legato, с динамическими
оттенками.
Рефлексия.
-Какое задание для тебя было самым трудным? (Работа над соединением двумя руками )
-Что было самым интересным на уроке? (игра в ансамбле)
На этом наш урок окончен.
Литература:
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961г.
Г.Цыганова, И.С.Королькова «Новая школа игры на фортепиано» Ростов-на -Дону, 2014г.
Д. Романец «Нотная грамота», Издательство «Феникс»,Ростов-на-Дону, 2016г.
«Песни из кинофильмов», Издательство В.Н. Зайцева, Москва, 2015г. Составители Л.Ю.
Захарова, Т.М. Донченко
«Сборник пьес, этюдов и ансамблей для фортепиано», Издательство «Феникс», Ростов-на-
Дону, 2015г.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.-
СПб.: Композитор, 1993.