Напоминание

Тема: "Развитие музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке фортепиано"


Автор: Владимирова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ№1"
Населённый пункт: г.Братск ,Иркутская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Тема: "Развитие музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План- конспект открытого урока по классу фортепиано.

Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке

фортепиано».

Преподаватель по классу фортепиано детской школы искусств №1 г. Братска

Владимирова Анна Сергеевна.

Учащаяся 1класса Обухова Кира

Цели урока:

Воспитательные: Воспитание интереса и любви к музыке.

Развивающие: Развитие творческих способностей во время занятий

Обучающие: Формирование исполнительских навыков при игре на фортепиано.

Задачи урока:

- приобретение навыков позиционной игры

-развитие музыкального воображения и мышления

-освоение приемов исполнительской техники

-совершенствование навыков игры

-слуховой контроль

-развитие творческих способностей, подбор мелодии и аккомпанемента по слуху

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

-фортепиано

-нотная литература

-наглядный дидактический материал

-ноутбук

Методы и приемы:

-практический

-наглядный

-прослушивание

-наблюдение

Применение образовательных технологий:

-игровые технологии

-обучение в сотрудничестве

-здоровьесберегающие

-музыкотерапия

-технология развивающего обучения

Результаты:

-развитие творческих навыков

-совершенствование навыков игры

Ход урока:

Урок начался с представления обучающейся 1 класса Обуховой Киры и темы: «Развитие

музыкально-творческих способностей у начинающего пианиста на уроке фортепиано».

Основной задачей этого урока является уверенное исполнение штрихов, раскрытие

творческих способностей , воспитание настойчивости в работе над произведением, умение

с помощью средств музыкальной выразительности раскрыть музыкальный образ .

Начнем урок с игр -упражнений, пальчиковые упражнения .

Для хорошей работы за инструментом необходима правильная посадка. У пианиста при

правильной посадке три точки опоры: ноги, стул и подушечки пальцев. Ученица садится

за инструмент: спина прямая, свободные и расслабленные плечи, ноги стоят на

специальной подставке. Для тренировки плавных дуговых переносов руки поиграем

упражнения: «пчелка», «колечки», «мостик»-через октаву. Рука как будто чертит ровный

полукруг. Кира выполняет упражнения.

Следующее упражнение на подкладывание 1пальца «часы», «лягушки» . Упражнение на

мелкую моторику из 5 пальцев, от всех белых клавиш. Для четкой «дикции» в пальцах

поиграй это упражнение на слоги «та» и «ти». Вспомним упражнение «змейка»

А теперь сыграй гамму до мажор.

Ученица проигрывает гамму в 2 октавы каждой рукой отдельно.

-Кира, ты заметила, что гамма прозвучала не совсем ровно? Это было особенно слышно в

местах подворота первого пальца.

-Да.

-Давай поиграем гамму «отрывками»: три пальца (1,2,3), четыре пальца (1,2,3,4), снова

три и т.д.- передвигая руку по клавиатуре, сохраняя одну позицию (применение

позиционной игры).

-А теперь к этому прибавим подворот первого пальца, но будем это делать «заранее»,

помогая кистью руки. При этом контролируем слухом ровность силы звука. Посмотри,

пожалуйста, как это сделаю я.

Показ.

-Сыграй еще раз гамму, но теперь еще и с динамическими оттенками и движением.

Ученица справляется с задачей.

Арпеджио- первый палец играем сверху, остальные подбираем с клавиш.

Переходим к следующему этапу работы. Повторяем упражнения с мячиком и

«отжимания» на стене. Затем играем на инструменте аккорды.

Кира играет аккорды.

-Чтобы аккорд звучал слаженно, нужно слушать и стараться все пальцы взять вместе,

одновременно. Плечо свободное. Звук играем «от плеча» всей рукой.

Кира выполняет задание.

Работа с репертуаром.

А.Тюрк «Старинный танец»

Сейчас я расскажу тебе немного о творчестве композитора, эпохе, о значении слова танец.

- Кира, как ты думаешь, какие средства музыкальной выразительности композитор

использовал в этом произведении? (размер, мелодия, штрихи, ритм, динамика, темп).

-Для выразительности и правильного звучания мы должны показать ярче первую долю в

каждом такте. Работа над соединением рук, правильное исполнение штрихов.

Показ. Ученица повторила, стараясь выполнить рекомендации педагога.

Затем проводилась работа над соединением пьесы двумя руками в медленном темпе, по

фразам.

К. Черни «Вальс»

- Кира, в каком жанре написано это произведение?

- Вальс. Танец.

-Да, правильно.

Ученица играет пьесу, но при этом не выразительно прозвучала партия в правой руки.

-Давай проанализируем, в какой руке звучит мелодия, а в какой- аккомпанемент. (в

правой руке- мелодия, а левая рука играет роль аккомпанемента). Следовательно, левую –

играть нужно тише.

Показ.

-А сейчас сыграй эту пьесу, при этом внимательно слушая выразительное голосоведение в

правой руке с «пропеванием» нот.

Завершающим этапом работы над пьесой стало приближение к заданному темпу,

характеру, яркими динамическими оттенками.

Ф.Леккуппе «На воздушном шаре»

Сыграй эту пьесу и подумай о характере, образе этой пьесы, с помощью каких

музыкальных средств композитор передает нам музыку?

-Правильно ….

Разучивание новой пьесы. Чтение с листа Роули «В стране гномов» - это музыкальное

произведение виртуозного характера. Когда выучишь это произведение, ты сможешь

играть его в характере. А пока мы познакомимся с этим новым произведением.

-Послушай, как оно звучит.

Каким приемом учит владеть композитор в этом произведении?

-Правильно, умение играть staccato. После определения размера, длительностей, движения

мелодии, штрихов, тональности, последовал разбор пьесы, называя ноты и хлопая

основные доли.

-Теперь попробуй сыграть в медленном темпе по нотам, обязательно выполняя

аппликатуру.

Подбор по слуху.

песенки «Мишка с куклой ».

-Я сыграю тебе песенку, а ты попробуй спеть ее, показывая движение мелодии рукой,

определяя высоту звуков, затем прохлопать на слоги «ти» и «та» чтобы определить

длительности ( длинные и короткие звуки).

Пронализировав ступени данной мелодии (самая низкая –I, самая высокая – V), ученица

подбирает песенку от ноты «до» , напевая ее вслух.

-Хорошо! А сейчас подбери эту песенку от нот: «ре» (не забывай использовать и черные

клавиши), от «ми», «фа».

-Молодец! А теперь усложним нашу задачу: сыграем эту песенку в жанре «вальса».

Подумай, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно этого достичь?

(ритм; размер)

С помощью преподавателя Кира справляется с заданием.

-Хорошо. А теперь предлагаю изменить лад. И мы услышим эту мелодию в другом

варианте. Какая ступень играет роль в изменении лада?

-Третья. Ее надо понизить на пол тона.

Кира играет мелодию в миноре, и приятно удивляется. Признается, что ей очень

понравилось и это исполнение.

Итак мы пришли к выводу, что меняя лад, мы меняем и характер произведения.

-Молодец! С заданием справилась.

Ансамбли. «Темная ночь» муз.Н.Богословского

-В каком жанре написано это произведение?

- Колыбельная песня.

-А характер?

- Протяжный, задушевный, грустный.

- С помощью какого лада и штриха предается этот характер?

-Минор. Легато.

Чтобы игра была похожа на пение голоса, давай будем играть и петь со словами эту

песню. В ансамбле необходимо слушать не только свою партию, но и партию партнера,

как единое целое. Ученица играет с преподавателем колыбельную, стараясь выполнить

все рекомендации.

-А теперь мы немного поиграем.

Игра «Угадайка» Ребенок отворачивается от инструмента и отгадывает некоторые

интервалы, количество сыгранных звуков.

А теперь самое интересное творческое задание. Прослушав пьеску, нужно

охарактеризовать ее словесно и, пофантазировав, попробовать сыграть её по-разному:

певуче, ласково нежно; превратить эту мелодию в марш; сыграть как вальс.

Игра «Ритм»

На карточках изображены различные ритмические рисунки (вспомним длительности нот).

Задание: подбери к картинкам с изображением разных фруктов - соответствующие

карточки с ритмом. Для этого можно простучать названия фруктов и определить

длительности. Ученица с удовольствием выполняет задание.

Подведение итогов урока.

-Молодец, Кира! Сегодня ты замечательно поработала на уроке!

Оценка за урок – «5»

Домашнее задание: выполнять упражнения гибкой кистью, цепкими пальцами.

Гамму до мажор поучить приемом позиционной игры. Следить за активным и аккуратным

подворотом первого пальца; при игре аккордов слушать слитность звучания, играть «от

плеча»; арпеджио играть с движением.

А.Тюрк «Старинный танец»- соединить двумя руками в медленном темпе. Отдельно

поучить «поклоны»: верными штрихами, с акцентом на первую долю.

К.Черни «Вальс» - выразительно играть мелодию, в аккомпанементе- ярче выделять

первую долю, а вторую и третью играть тише.

Роули «В стране гномов»» - разобрать уверенно в медленном темпе верной аппликатурой,

выполняя верные штрихи.

Пьесу «На воздушном шаре» нарисовать.

«Мишка с куклой » - подобрать от нот: «соль», «ля», «си» меняя лад, ритм, характер.

Ансамбль- играть и петь со словами, в характере, хорошим legato, с динамическими

оттенками.

Рефлексия.

-Какое задание для тебя было самым трудным? (Работа над соединением двумя руками )

-Что было самым интересным на уроке? (игра в ансамбле)

На этом наш урок окончен.

Литература:

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961г.

Г.Цыганова, И.С.Королькова «Новая школа игры на фортепиано» Ростов-на -Дону, 2014г.

Д. Романец «Нотная грамота», Издательство «Феникс»,Ростов-на-Дону, 2016г.

«Песни из кинофильмов», Издательство В.Н. Зайцева, Москва, 2015г. Составители Л.Ю.

Захарова, Т.М. Донченко

«Сборник пьес, этюдов и ансамблей для фортепиано», Издательство «Феникс», Ростов-на-

Дону, 2015г.

Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.-

СПб.: Композитор, 1993.



В раздел образования