Напоминание

Формы и методы воспитательной работы в начальной школе


Автор: Пряжникова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСОШ с. Сосновая Маза
Населённый пункт: с.Сосновая Маза, Хвалынский район
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы воспитательной работы в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формы и методы

воспитательной

работы в начальной

школе

Подготовила : учитель начальных классов

Пряжникова Ольга Викторовна

Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых

осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и

физических качеств личности.

Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе

которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему

отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти

методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов c классификацией

методов воспитания.

Классификация методов воспитания

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приемы

Интеллектуальность

Убеждение

и

самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут,

притча,

анализ,

инструктаж,

дискуссия,

доклад,

диалог,

игра,

ассоциация,

импровизация,

театрализация

Эмоциональность

Внушение

Этическая беседа, Рассказ,

беседа,

разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.

Неречевые:

мимика,

жесты,

обстановка, художественный образ

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение,

выражение доверия, приучение, игра,

рекомендация, инструктаж

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение:

похвала,

одобрение,

благодарность, награда.

Наказание:

замечание,

мотивированное лишение чего-либо,

порицание.

Соревнование

Мотивация

Совет,

доброжелательная

критика,

авансирование, практическая помощь,

показ, просмотр, презентация. Анализ,

настрой

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример:

реальный,

литературный,

идеальный,

педагога.

Самооценка,

взаимооценка,

самоконтроль,

самоанализ, тренинг, взаимообучение,

игра

Анализ

деятельности

и

общения

КТД, КА, рефлексия, презентация

Предметно-

практическая

Метод

воспитывающих

ситуаций

(ситуации

свободного выбора)

Дежурство,

поручение,

самостоятельная работа- творческая

работа,

соревнование,

социальные

пробы (поход), сочинение, игра

Экзистенциальная

Метод дилемм (совместное

Рефлексия, дискуссия

обсуждение

моральных

дилемм:

из

двух

зол

выбрать меньшее)

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса,

в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и

приемы воспитания.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему

ценен в процессе воспитания.

Любая форма воспитательной деятельности имеет цель – развитие определённого

отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учёбе и так

далее. Причём, это отношение выражено в результате предметном (для воспитанника) и

воспитательном (для педагога). В зависимости от этого выбирается форма: экскурсия,

разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом определяется конкретное

название – с учётом возраста, специфики группы. Чем многообразнее и ярче палитра

организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются

задачи воспитания. Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс у

воспитателей, вводящих в практику внеурочной деятельности с учащимися игровую

инструментовку всех дел.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Для ребят школьного возраста игры имеют

исключительное значение. Игра для них учёба, труд – серьёзная форма воспитания.

В плане воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа:

сюжетно-ролевых подвижных, творческих. Они могут заполнить целиком все формы

воспитательной работы.

Разумное

чередование,

выбор

наилучших

форм,

творческое

изобретение

новых,

нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и

внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринуждённой, значительно

повысить её воспитательный потенциал.

В практике педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы,

которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной

деятельности воспитанников: пять минут с одним (стихотворением, музыкальным

произведением, с одной картиной…), «открытый марафон» (для обсуждения проблем

школьной или общественной жизни), «разговор при свечах» (откровенный разговор на

темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей),

«сюрпризы дружбы» (цель – укрепление дружестных межличностных отношений через

«преподнесение

сюрпризов:

исполнении

посвящённой

кому-то

песни,

танца,

стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми).

Эстетически воспитывая детей нужно научить их понимать прекрасное в окружающей их

действительности. В условиях вспомогательной школы музыкальное искусство во всех

его видах может не только решать эстетические и художественные задачи, но и

способствовать коррекции личности ребенка, укреплению его нервной системы. Имея

сохранным слух и зрение, дети страдающие олигофренией, не всегда умеют использовать

эти анализаторы.

Арт - терапия

Активные методы работы с детьми арт - терапия (игровая изотерапия, песочная,

музыкальная, куклотерапия, сказкотерапия, фототерапия) помогут оказать влияние на

физическое, психическое и нравственное развитие, воспитанников.

В основном арт-терапия специализируется на изобразительном искусстве, но существуют

и

другие

ее

разновидности.

Например,

музыко-терапия,

сказко-терапия,

телесно

ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самой популярной сегодня

является именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести

внутреннее равновесие. Методика не отличается особой сложностью.

Итак, сядьте поудобнее за стол, возьмите фломастеры и чистый лист бумаги. Закройте на

несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не

концентрироваться на проблеме, отпустите ее. Затем начните рисовать на бумаге

абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Главное - не задумываетесь над тем,

что рисуете. Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была

абстрактной.

Когда вы втянетесь в процесс рисования, вернитесь к проблеме,

сконцентрируйтесь на ней.

Теперь, рисуя, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и

проводить линии так, как вам диктуют ваши эмоции.

Представляйте себе при этом, что переносите свое переживание на бумагу. Старайтесь

выплеснуть его на листок полностью. Творите до тех пор, пока на бумаге не кончится

свободное место. Возьмите еще лист. Потом еще один. Рисуйте, пока не почувствуете, что

вы опустошены, но равновесие понемногу восстанавливается.

Возьмите еще лист и напишите на нем, что вы чувствуете в данный момент. Не

задумывайтесь, пишите ассоциации. Остановитесь, когда надоест. Теперь возьмите свои

творения и сожгите их или порвите на мелкие кусочки. Вы избавились от своего тяжелого

настроения, оно перешло в рисунок, оно исчезло

Арт-терапия может быть и основным методом терапии, и вспомогательным. Так или

иначе она основана на следующих механизмах воздействия. Искусство позволяет в

скрытой символической форме реконструировать травмирующую. ситуацию и найти ее

разрешение через повторное моделирование.

Творчество всегда являлось средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-то

внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит автору удовольствие. Она

позволяет человеку «выпустить пар» - дать социально приемлемый выход агрессивности и

другим негативным чувствам.

Музыкальная терапия

Музыкальная

терапия

-

это

контролируемое

использование

музыки

в

лечении,

реабилитации, образовании и лечении детей, страдающих от соматических и психических

заболеваний:

Многочисленные

методики

музыкотерапии

предусматривают

как

целостное

и

изолированное

использование

музыки

в

качестве

основного

ведущего

фактора

воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных

методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Эмоциональной нестабильности

Поведенческих нарушений (склонность к суициду)

Сенсорного дефицита

Спинномозговых травм

Психосоматических заболеваний

Внутренних болезней

Психических отклонений

Используемая на занятиях музыка и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд

целей:

1.

Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или,

наоборот, активизировать настроить, заинтересовать;

2.

Помогает установить контакт между взрослым и ребенком;

3.

Помогает развить коммуникативные и творческие возможности детей;

4.

Повышает самооценку на основе само актуализации;

5.

Способствует отреагированию чувств;

6.

Развивает эмпатические способности;

7.

Помогает укрепить отношения с воспитателем и другими людьми, способствует

установлению и развитию межличностных отношений.

8. Формирует ценные практические навыки;

9. Помогает занять воспитанника увлекательным делом - просмотром

музыкальных фильмов, прослушиванием музыки, музыкальными играми,

пением,

танцами, движением под музыку, импровизации на музыкальных инструментах;

Музыка терапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей

по

разным

причинам.

Сеансы

музыкотерапии

позволяют

создать

условия

для

эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Контакт с помощью музыки безопасен, не навящев, индивидуализирован, снимает страхи,

напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и не знакомых произведений, их

громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.

Гарденотерапия

С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей с ОВЗ

используется

гарденотерапия

в

различных

видах

деятельности:

на

специально

организованных

занятиях,

наблюдениях

за

растениями,

игровой,

трудовой,

изобразительной деятельности. Практика показывает, что детям нравится работать с

растениями и с землей, т.к. продукты деятельности имеют конкретный результат и

находится в прямой зависимости от усилий, которые дети вложили в свой труд. Игры с

песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка.

Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений,

мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям;

развивает речь;

формирует представление об окружающем мире; «проигрывает»

разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них;

стабилизирует психоэмоциональное состояние.

Сказкотерапия

Направления в работе со сказкой

Познавательное развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Развитие творческого воображения

Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

игровые занятия;

комплексные занятия;

самостоятельная игровая деятельность детей;

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

праздники.

Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

элементы

ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -

экспериментирования с предметами и материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

творческие задания;

пластические игры и упражнения;

элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной

активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит

действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и

учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и

приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и

кинофильмов

по

сказкам)

и

подойти

к

использованию

сказочного

материала

нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально

воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также

создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом,

учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем

принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-

пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть

выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции

глаза - в - глаза.

Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих

заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью,

уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать,

размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета

из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные

способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль,

крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю

говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков

"Три поросенка").

Схема работы со сказкой

1 Нравственный урок.

2 Воспитание добрых чувств.

3 Речевая зарядка.

4 Развитие мышления и воображения.

5 Сказка и математика.

6 Сказка и экология.

7 Сказка развивает руки.

Семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на

полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть

меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем.

Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию

выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а

остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть воспитатели

могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им

важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной

группы детей.

Воспитатели могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую

специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Не обязательно каждую сказку втискивать ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не

смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или

«математика». Важно, чтобы тот, кто использует методику, легко мог перестроиться,

творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и

географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание

внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно

сформировать бесконечное множество.

Таким образом, схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм

самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического

развития детей. Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот

почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному

материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая,

жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас

сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед

воспитателем, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае

побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать,

инсценировать...Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Но можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не

только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,

придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать

несколько сюжетов в один и т.д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что

в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой

исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать,

изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша

главная установка.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими

руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить

примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво

ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев

сказки?

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок - «Изнеженность -достоинство

принцесс...» Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь

содержание сказки ребятам знакомо (и читают, и по телевизору показывают).

Важно не опоздать с главным - научить детей оценивать своих любимых героев с

этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью

следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-

то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Понять их на доступном ребёнку уровне и творчески решать противоречия - один из

важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за

противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого

проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям.

Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть

различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А

может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что

читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». Нет

необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что

доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том,

что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека –

любящим, помогающим другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой

системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.

По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит,

могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить

мысли и чувства детей в нужное русло.



В раздел образования