Автор: Малкова Людмила Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Профориентация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №119”
Конспект НОД по профориентации
Тема: “Профессии ПАО Северсталь”
Подготовительная группа (6-7 лет)
Разработчик: Малкова Л.В.
Пояснительная записка:
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в
разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых
знаний о профессиях.
Профессиональное
самоопределение
взаимосвязано
с
развитием
личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст
рассматривается как подготовительный, в котором закладываются
основы для профессионального самоопределения в будущем.
Методические рекомендации:
В детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором
профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить
свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе
познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно
выполняют они на работе. Для этого целесообразно организовывать и
оформлять педагогами и родителями семейные проекты. Где наглядно
будет представлена информация по конкретной тематике.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду,
важно обогащать их представления о разных видах профессий
взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о
мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети
дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности
взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Тема: “Профессии ПАО Северсталь”
Цель:
Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом
взрослых,
формирование
у
воспитанников
представлений
о
многообразии профессий на ПАО”Северсталь”.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.
-Расширять знания детей о родных людях, их профессиях и
профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества.
-Познакомить детей с определением “Династия”.
-Прививать интерес к миру профессий.
-Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать
их связную речь.
-Способствовать обогащению словарного запаса детей.
-Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям
разных профессий.
Предварительная работа:
-Посещение семьями воспитанников музея “Северсталь”.
-Рассматривание иллюстраций “Северсталевские профессии”.
-Беседа “Профессии наших мам”, “Профессии наших пап”, “Кем я
мечтаю стать”.
-Дидактические игры: “Кому что нужно для профессии”, “Что
лишнее?”, “Угадай по описанию”.
-Сюжетно-ролевые игры: “Строители”, “Мы везем груз”, “Заводская
столовая”.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда мы
начинаем
нашу
деятельность
с
помощью
игры
“Ты
мне
нравишься”(цветной клубок ниток). Мы сейчас, все вместе составим
одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой.
Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои
добрые мысли,чувства, эмоции которые они испытывают к своим
друзьям, товарищам. Игра...
Воспитатель: Мы живем в городе Череповец. В нашем городе развита
промышленность, работают производства и фабрики, они выпускают
различную продукцию для города и его жителей и других городов.
Давайте с вами вспомним какие заводы работают в нашем родном
городе.
Ответы детей:
“Северсталь”, Молочный комбинат, кондитерская
фабрика, “Аммофос” и т.д.
Воспитатель: Правильно, наш город богатый на производства, а
значит и на профессии, люди которых трудятся там.
Что же такое профессия? Профессия- это значит умение. Если человек
приобрел профессию значит, он владеет специальными знаниями.
Люди одной профессии имеют одинаковые знания, они заняты одним
делом.
Выбор профессии- сложный и ответственный шаг в жизни каждого
человека. Люди имеют самые разные профессии и выполняют
различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье,
пищу и одежду. Чаще всего люди начинают работать, закончив
школу, техникум, инмтитут.
Если
человеку
нравится
его
профессия,
он
будет
получать
удовольствие от своей работы и сможет многого добиться.
Воспитатель: показывает иллюстрации производства “Северсталь”.
Ребята у нас в городе очень развито металлургическое производство.
На
ПАО
“Северсталь”
трудятся
люди
разных
профессий,это
производство беспрерывно, оно производит чугун, металл, трубы,
сетки.
Воспитатель: У кого родители работают на “Северстали”, Кем?
Ответы детей: (водит кран, водитель, повар, электрик и т.д.).
Воспитатель: Да профессиональный мир Северстали очень велик, на
производстве
трудятся
люди
таких
профессий,
как
электрик,
машинист крана, доменьщик, сталевар, слесарь, электрик, повара,
водители различного транспорта. Воспитатель сопровождает свой
текст показом картинок с данной профессией, выкладывая их на доске
или
столе.
Дополняя
рассказ
действием
которые
нужны
при
профессии, какую значимость профессия имеет для общества.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Каждый из вас
из волшебного мешочка вынет карточку с любым инструментом,
предметом или оборудованием который нужен для работы тех
профессий, которые выложены у нас на доске. ваша задача соотнести
инструментарий с определенной профессией.
Игра “Кому что нужно для работы”...
Воспитатель:
Молодцы,
справились
с
заданием,
как
много
инструментов нужно для работы людям этих профессий.
Игра “Один-Много” (образование формы множественного числа
имени существительного).
Ответы детей: груз-грузы, ковш-ковши, электрод-электроды, кран-
краны, каска-каски, нож-ножи и т.д.
Воспитатель:
В
каждой
семье
мамы
и
папы
заняты
своей
профессиональной деятельностью, чтобы получить профессию нужно
хорошо учиться в школе, а потом закончить институт или колледж,
который обучает студентов определенной профессии.
Игра “Кем я мечтаю быть”...
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать о профессиях моей семьи.
(Воспитатель показывает детям альбом с профессией мамы, папы и
дедушки).
Папа
работает
на
ПАО
“Северсталь”,
оперптором
прокатного стана. Рабочий этой профессии наблюдает за подачей
металла в валки. Обеспечивает сохранность и бесперебойность
работы, регулирует процесс прокатки. Основной задачей оператора
является подготавливать и вести технологический процесс обработки
металлов давлением. Моя профессия воспитатель детского сада. Мою
группу посещают дети дошкольного возраста, я учу детей рисовать,
лепить, хожу с детками гулять. В детском саду мы проводим
утренники, приглашаем на них родителей, участвуем в конкурсах,
выставках.
(Воспитатель
читает
стихотворение
о
профессии
воспитатель).
Династия - это когда папы, мамы, бабушки, дедушки выбирают
профессию на одом производстве и трудятся там поколениями.
Например, “Поколения сталеваров”, когда папа и дедушка имеют
одну профессию сталевар.
Дедушка
в
моей
семье
работал
на
Сталепрокатном
заводе
волочильщиком, сейчас это “Северсталь-Метиз”. Волочильщик -
оператор волочильного станка, осуществляющий обработку металла
давлением. С помощью специального оборудования он может
перерабатывать
проволоку
одного
диаметра
в
другой.
Работа
волочильщика заключается в протягивании круглых и фасонных
изделий
через
специальное
отверстие.
В
процессе
волочения
изготавливают тонкие сорта проволоки, также прутки и тонкие трубы
точного размера.
Игра “Пантомима”, ведущему предлагается изобразить с помощью
пантомимы понравившуюся профессию, а остальные отгадать, что он
задумал.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать о профессии вашей мамы
или папы.
Рассказы детей...
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку “Кирпичи кладет он в ряд,
строит садик для ребят, не шахтер и не водитель, дом нам выстроит...
Ответы детей: строитель.
Воспитатель: Молодцы, это строитель. Предлагаю вам побыть сейчас
строителями. Перед вами конструкторы “ЛЕГО”. Разделимся на две
команды и построим новые заводы, фабрики для нашего города. Пока
вы строите, я вам расскажу, какие пословицы и поговорки знаю о
труде и строительстве.
Практическая деятельность” Строительство будующего”...
“Каков строитель, такова и обитель”
“Дело мастера боиться”
“Кто любит труд, того люди чтут”
“Построить здание-надо иметь знание”
“С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”.
Посмотрите
на
доску,
как
много
пофессий
сегодня
было
представлено. Каждая профессия важна. На самом деле-это не все
профессии которые существуют, их очень много. Мы с вами
обязательно познакомимся с ними.
Литература:
-Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессии:Учебно-
методическое пособие.-Балашов:Издательство”Николаев”,2004.
-ПотаповаТ.В. Беседы с дошкольниками о профессиях-М.:Сфера,2005.
-КуцаковаЛ.В. Трудовое воспитание в детском саду.Система работы с
детьми 3-7лет-М.:Мозаика-Синтез,2017.
-ШорыгинаТ.А.Профессии.Какие
они?
Книга
для
воспитателей,
гувернеров и родителей М.:Гном,2013.