Напоминание

Дошкольное образование


Автор: Пастухова Елена Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №595
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Использование игровых пауз как фактор укрепления физического здоровья детей младшего дошкольного возраста
Тема: Дошкольное образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ООО « Аист »

Учебный центр « Всеобуч »

Педагогический проект

Тема : Использование игровых пауз как фактор укрепления физического

здоровья детей младшего школьного возраста

Разработчик :

Пастухова Елена Евгеньевна

Группа : ППВ-12

2016

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

I. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как

психолого- педагогическая проблема.

5

1.2.Особенности работы по укреплению физического

здоровья детей младшего дошкольного возраста

9

1.3. Виды и роль игровых пауз и их место в режиме дня.

13

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

16

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

16

2.2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

19

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕТА

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

29

ПРИЛОЖЕНИЯ

30

2

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших

показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит

будущее России.

В Федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования п.1.3 гласит, что « в стандарте учитываются

индивидуальные потребности ребенка связанные с жизненной ситуацией и

состоянием здоровья » [ 1, с. 2 ]

Одной из главных задач, которая ставит Основная образовательная

программа дошкольного образования « От рождения до школы » перед

воспитателями забота о сохранении и укреплении здоровья детей ». [2, с. 14 ]

Новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей

конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более

здоровые и образованные сверстники. Чаще всего мы судим о здоровье как

об отсутствии на данный момент заболеваний. В настоящее время

значительно возросло количество детей физически не развитых, а также с

плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными

заболеваниями,

излишним

весом,

нарушениями

осанки.

Причин

сложившейся ситуации множество, но одна из основных – недостаточная

двигательная активность ребенка.

Возникает противоречие между

современными требованиями

общества к здоровью детей и постоянно увеличивающимся количеством

заболеваний.

Физическое, психическое, социальное благополучие ребенка – вот что

лежит в основе педагогического процесса. Поэтому вопрос укрепления

физического здоровья детей является приоритетным.

Известный физиолог Александр Григорьевич Сухарев доказал, что

здоровье динамический процесс и его можно формировать, воспроизводить,

увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим

здоровье ребёнка, является двигательная активность. [ 12, с. 65 ]

3

Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью

удовлетворял свою потребность в движении. Одну из важных ролей в

физическом развитии

ребенка

отводится игровым паузам,

которые

используются в течение всего дня в различных режимных моментах.

Поэтому тема педагогического проекта актуальна.

Объект – процесс укрепления физического здоровья детей младшего

дошкольного возраста.

Предмет – использование игровых пауз,

направленных на

укрепление физического здоровья дошкольников

Цель: теоретически обосновать и разработать картотеку игровых

пауз как фактора укрепления физического здоровья у детей младшего

дошкольного возраста.

Задачи :

1.

Изучить и проанализировать психолого- педагогическую

литературу по теме исследования.

2.

Дать характеристику особенностей физического здоровья

детей младшего дошкольного возраста.

3.

Показать влияние игровых пауз на укрепление физического

здоровья детей младшего дошкольного возраста.

4.

Осуществить

подбор

игровых

пауз

для

картотеки,

направленных на укрепление физического здоровья детей младшего

дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно -

теоретических источников по данной теме; диагностика оценки физической

подготовленности детей младшего дошкольного возраста; изучение и

обобщение педагогического опыта по использованию игровых пауз.

Методологической основой являются работы : А.Г. Сухарева о

взаимосвязи двигательной активности ребенка и состоянием его здоровья.

[12];

Авериной

И.Е.

о

роли

динамических

пауз

в

дошкольном

4

образовательном учреждении, Т.И. Осокиной использование игровых пауз,

как важного средства развития и воспитания ребенка.

База реализации педагогического проекта – Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 347,

город Екатеринбург.

5

Реферативная часть

1.1.

Укрепление

здоровья

детей

дошкольного

возраста

как психолого- педагогическая проблема.

Непременным условием развития и обеспечения нормальной

жизнедеятельности ребенка является вопрос здоровья детей и особенности

его укрепления. Существуют различные взгляды ученых на определение

понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г.

П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.). [ 4, с. 43 ]

Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости

человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом

накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Здоровье

-

важнейшее

условие

и

в

то

же

время

результат

полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его

эмоциональной сферы.

Под понятием здоровье детей следует понимать состояние полного

социально-биологического и психического благополучия, гармоничное,

соответствующее

возрасту

физическое

развитие,

нормальный

уровень

функционирования

всех

органов

и

систем

организма

и

отсутствие

заболеваний ( определение ВОЗ ).

Принято выделять: физическое здоровье (

совершенство

саморегуляции

в

организме,

гармония

физиологических

процессов,

максимальная адаптация к окружающей среде ); психическое здоровье

( состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего

душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция ); социальное

здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого

человека;

нравственное

здоровье -

это

комплекс

характеристик

мотивационной

и

потребностно

-

информативной

сферы

в

жизнедеятельности,

основу

которого

определяет

система

ценностей,

установок и мотивов поведения индивида в обществе; духовное здоровье -

система ценностей и убеждений.

Здоровый

ребенок –

как

правило,

жизнерадостный,

активный,

любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического

и умственного развития.

Здоровье

ребенка –

это

состояние

жизнедеятельности,

соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство

физических

и

интеллектуальных

характеристик,

своевременное

формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.

С

физиологической

точки

зрения здоровье характеризуется

правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и

физиологических систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее

здоровье –

основополагающее

условие

достижения

успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ

личности.

Результаты

специальных

исследований

(2006–2007

гг.)

свидетельствуют, что в дошкольном возрасте катастрофически уменьшается

число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья.

Физиологическая

незрелость

наблюдается

у

60%,

функциональные

отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей

и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены

принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей до 7 лет.

Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то

сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-

психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое

место

занимает

проблема

повышенной

тревожности,

низкой

стрессоустойчивости современных дошкольников. [ 6, с. 14 ]

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности

ребёнка,

успешность

его

социализации,

формирование

полноценного

7

физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.

Поэтому

задачи

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей

являются

актуальными, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное

в любом дошкольном образовательном учреждении.

Изучив следующую литературу : Программа воспитания и обучения

в

детском

саду

«От

рождения

до

школы»

под

ред.

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, [ 1, с. 38-45 ], «Физическое воспитание и

развитие детей раннего возраста» Н.П.Кочетовой, [ 6, с. 18 ]

«Бережём

здоровье с детства» С.В.Чирковой [ 14, с.103 ]

, научно-практические

журналы «Инструктор по физкультуре ДОУ» мы пришли к выводу, что

одним из факторов, формирующих и укрепляющих здоровье ребёнка,

является двигательная активность.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем крепче его

физическое здоровье. Двигательную активность ребенка можно условно

разделить на три составные части: активность в процессе физического

воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения,

общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая

активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между

собой.

Первое место в двигательном режиме детей занимают: учебные

занятия

по

физической

культуре.

Это

основная

форма

обучения

двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия

проводятся три раза в неделю. Второе место в двигательном режиме детей

принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся

общеизвестные виды двигательной деятельности:

утренняя гимнастика;

динамические игровые паузы; подвижные игры и физические упражнения во

время прогулок; физкультурные минутки на занятиях с умственной

нагрузкой.

Третье

место

отводится

самостоятельной

двигательной

деятельности,

возникающие

по

инициативе

детей.

Самостоятельная

8

деятельность является важным источником активности и саморазвития

ребенка.

Правильно организованная двигательная активность способствует

укреплению здоровья ребенка, а также появляются такие качества, как

самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и

разумная осторожность

.

Таким образом, здоровым считается жизнерадостный ребенок с

высоким уровнем физического и умственного развития, где фактором

укрепления здоровья - двигательная активность, чем она выше, тем крепче

физическое здоровье.

9

1.2.Особенности работы по укреплению физического здоровья детей

младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей

является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на

поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику

негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций

организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к

различным доступным видам двигательной деятельности, формирование

основ

физической

культуры,

потребности

в

ежедневных

физических

упражнениях, воспитание положительных нравственно - волевых качеств.

Физическое воспитание осуществляется как на специальных

физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной

жизни

детей,

в

разнообразных

формах

организации

двигательной

деятельности.

В

детском

саду

создаются

благоприятные

санитарно-

гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый

уход за каждым ребёнком на основе личностно - ориентированного подхода;

организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем

воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие

мероприятия, утренняя гимнастика. Уделяется внимание выработке у детей

правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного

опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным

действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с

места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети

обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные

физические упражнения по показу и на основе словесного описания,

используются игровые паузы.

Воспитатели

создают

в

дошкольном

учреждении

обстановку,

способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат

осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему

10

здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника

различные

виды

закаливающих

процедур

с

учётом

индивидуальных

особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во

время

организованной

образовательной

деятельности,

требующей

большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся

игровые физкультминутки продолжительностью 1–3 минуты. Ведущая

деятельность - игровая. В целях профилактики переутомления в дошкольном

образовательном

учреждении

традиционные

занятия

заменены

комплексными,

которые

проводятся

в

игровой

форме.

Педагоги

обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям

двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные,

спортивные, народные игры и физические упражнения. Каждый месяц

проводятся физкультурные досуги и праздники.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости

и

повышения

уровня

работоспособности

детей

является

закаливание

организма. Солнце, воздух и вода - факторы, при систематическом

воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся

погодным условиям. Благоприятное его воздействие проявляется и в

настроении ребёнка - он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать

свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время

года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с

активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития

ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4–5 часов, а летом

почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны

создавать условия для их активной деятельности. Хорошее средство

укрепления здоровья - закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие

занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Если

меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду,

11

дополняются ежедневными игровыми упражнениями и подвижными играми

в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и

интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному

поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов

двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление,

повышение функционального уровня систем организма, развитие физических

качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Необходимость приступить после пробуждения к выполнению

упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка:

волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка

каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта

полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю

жизнь. После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные

упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста

дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень

полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются

профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство — период интенсивного физического и психического

развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие

ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для

гармоничного развития человека, которое невозможно без физического

воспитания. С этой целью, чтобы занятия физической культурой были

интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные

элементы

занимательного

характера,

направленные

на

активизацию

двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей

и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

12

Совместная деятельность педагогов - детей - родителей позволяет: повысить

эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые

знания о физическом развитии ребёнка; сформировать потребность в

здоровом образе жизни в своей семье. Опыт подобной работы показывает,

что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким

тогда,

когда

возникает

взаимодействие

между

семьёй

и

детским

садом. [13, с 6] .

Итак, физическое воспитание ежедневный комплекс

мероприятий,

которые положительно влияют на развитие физического здоровья ребенка.

13

1.3. Виды и роль игровых пауз и их место в режиме дня

Потребность в двигательной активности у детей младшего дошкольного

возраста очень велика. Важно поощрять различные ее виды . Одной из форм

двигательной активности являются игровые паузы, которые проводятся в

течение всего дня в различных режимных моментах.

Игровые паузы - паузы, проводимые в детском дошкольном учреждении,

которые состоят из упражнений и работают на снятие напряжения,

восстановление физической и умственности работоспособности, помогают

расслабиться, улучшают кровообращение, снимают мышечную усталость и

успокаивают нервную систему.

Разновидностей игровых пауз достаточно много. Мы выбрали шесть

основных видов :

динамические

паузы ( физкультурные минутки,

хороводные

игры,

пальчиковые

игры

);

дыхательная,

зрительная

артикуляционная гимнастики, логоритмика, психогимнастика. [10, с. 71 ]

Роль игровых пауз влияющих на физическое здоровье можно посмотреть в

Приложении № 3.

Динамические паузы – это небольшие активные игровые паузы ,

проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность

каждого

ребенка

в

движении.

Младшему

дошкольнику

жизненно

необходимо

бегать,

прыгать,

скакать

на

одной

ножке,

копировать

окружающих, изображать птиц и зверей. Они развлекают детей, создают

благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации,

снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой,

способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения,

обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и

память.

Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные

проблемы

в

поведении

ребенка,

предупреждают

психологические

нарушения,

способствуют

оздоровлению.

Как

проводятся?

Что

же

фактически представляют из себя, динамические паузы для дошкольников?

14

Это

подвижные

игры,

хороводы,

упражнения

на

контроль

осанки,

физкультурные минутки и пальчиковые игры, а также массаж кистей рук и

лица, упражнения под ритмичную музыку. [ 5, с.11 ]

Дыхательная

гимнастика

направлена

на

стимуляцию

обменных

процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают

разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в

хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20

—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом.

Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и

движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией

усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной

культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Игровые паузы с

логоритмикой

укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-

мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

Такими

средствами

являются:

ходьба

и

маршировка

в

различных

направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие

внимание;

счётные упражнения, формирующие чувство музыкального

размера;

ритмические

упражнения;

пение;

упражнения

в

игре

на

инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями;

игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,

развитие

силы,

подвижности

и

дифференцированных

движений

органов, принимающих участие в речи.

Гимнастика для глаз ( зрительная гимнастика ) является одним из

наиболее доступных, простых в планировании, подготовке и применении

среди всех видов профилактической и коррекционной деятельности. Она

15

может

быть

использована

в

дошкольных

учреждениях

любой

направленности

(для

детей

с

ЗПР,

речевыми

нарушениями,

ДЦП,

интеллектуальной недостаточностью и т.д.) при определённой адаптации к

имеющимся

условиям,

уровню

развития

детей,

индивидуальным

особенностям воспитанников.

При всей своей кажущейся простоте, зрительная гимнастика относится к

одному из важнейших профилактических мероприятий, предотвращающих

появление и прогрессирование нарушений зрения.

Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние

органа зрения. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется

склера глаза. Гимнастика для глаз способствует активизации, упражнению и

восстановлению зрения.

Психогимнастика - этюды, игры и упражнения, направленные на

развитие

и

коррекцию

различных

сторон

психики

ребенка,

как

ее

познавательной, так и эмоционально- личностной). К ней можно отнести

мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игры и танцы;

этюды

на

развитие

выразительности

движений,

инсценировки;

музыкотерапию.

Таким образом, отражены виды игровых пауз и показано их влияние на

физическое здоровье . Они применяются в различных режимных моментах

( утро, непосредственно образовательная деятельность, утренняя прогулка,

вечер, вечерняя прогулка ).

16

II Проектная часть

2.1. Пояснительная записка

Проект планируется реализовать на базе муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 347 города

Екатеринбург. Он разработан в соответствии с примерной основной

общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения

до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми

младшего

дошкольного

возраста,

соблюдение

которых

способствует

успешной

реализации

педагогического

проекта

в

дошкольном

образовательном учреждении.

Использование игровых пауз идет в течение всего дня в различных

режимных моментах и носит цикличный характер. В детском саду созданы

условия для физического развития детей.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

по использованию игровых пауз.

Элементы

предметно-

развивающей среды

Оценка

Групповая комната

Оборудована в соответствии с САНПИН .

Включает в себя : спокойную, активную и рабочую зоны.

Имеет два больших ковра для релаксационных пауз.

Центр здоровья

Достаточное количество спортивного инвентаря,

канатики, гантели, кольцебросы, обручи, скакалки,

мягкие мячи, детский боулинг, флажки, помпоны

болельщика, тоннель.

Музыкальный центр

Есть в наличии, диски с различной музыкой.

Центр музыки

Бубны, дудки, ксилофоны.

Уличный участок

В него входит : веранда, домик, песочница, две лазилки,

скамейка, бревно для ходьбы, беговые дорожки.

17

Выносной игровой материал.

Выносной игровой

материал

Мячи, кегли, сетки, канат, обручи, скакалки, игрушки,

кирпичики для перешагивания. Игрушки.

Физкультурный зал

Оснащен современным спортивным инвентарем

( гимнастические стенки, различные тренажёры, большие

ортопедические мячи, обручи, палки, канаты, мячи

и.т.д.

Методический

кабинет

Дидактический материал и пособия по ОБЖ и ЗОЖ

( плакаты, макеты, модели, наглядно-демонстрационные

пособия )

Спортивный

участок

Содержит спортивную площадку, беговые дорожки,

гимнастические стенки, прыжковая яма.

Условия реализации проекта : реализация здоровьесберегающих

технологий по всем разделам образовательной программы; соблюдение

рационального

режима

дня,

обеспечивающего

смену

разнообразной

деятельности и отдыха; наличие теоретических и практических знаний у

педагогов; использование современных прогрессивных методов и приемов

обучения; индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню

развития, биологическому и психологическому возрасту; создание условий

для эмоционального благополучия ( уголки уединения…); психолого-

педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста; создание

условий для удовлетворения потребности детей в движении; реализация

наиболее эффективных форм систематической работы с родителями;

активное сотрудничество с семьей и социумом; пропаганда ЗОЖ через сайт

детского сада.

В физическом развитии

применяются две группы методов:

специфические ( метод строго регламентированного упражнения, игровой и

соревновательные методы ); общепедагогические ( словесные, наглядные,

практические).

18

Используются приемы наглядного метода ( наглядно-зрительный;

тактильно-мышечный; наглядно-слуховой ), приемы словесного метода.

Средства реализации проекта:

- динамические паузы;

- пальчиковая гимнастика;

- ритмопластика;

- дыхательная, артикуляционная, зрительная гимнастики ;

- психогимнастика;

- физкультурные минутки.

В проекте в качестве планируемой диагностики выбрана « Оценка

физической подготовленности детей 3-лет » - автор Тарасова Т.А., подробное

описание полученных результатов представлено в Приложении № 2.

Данная диагностика состоит из шести тестов проводится в одно занятие и

определяет у детей младшего дошкольного возраста : координационные,

силовые способности, выносливость, точность движений, силу мышц,

умение прыгать и волевые проявления.

Результаты показали, что 10 % детей во второй младшей группе выполнили

тесты на высокий уровень, 55 % детей имеют средний уровень, 35 % имеют

низкий. Необходимо повысить уровни физической подготовленности детей в

течение года.

Поэтому следует разработать и реализовать на практике комплекс

мероприятий с использованием различных игровых пауз.

19

2.2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

База реализации

проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение – детский сад № 347,

город Екатеринбург.

Цель проекта

Разработка картотеки игровых пауз, направленных

на укрепление физического здоровья младших

дошкольников.

Задачи проекта

1.

Создать

условия

для

эффективного

функционирования развивающей предметно-

пространственной

среды

для

реализации

данного проекта;

2.

Провести первичную диагностику по теме

исследования ;

3.

Реализовать

комплекс

мероприятий

включающих

игровые

паузы

во

всех

режимных моментах, как средство укрепления

физического

здоровья

детей

младшего

дошкольного возраста ;

4.

Провести повторную диагностику;

5.

Сделать выводы об эффективности реализации

данного проекта.

Адресная

направленность

проекта

Дети, родители ( законные представители ),

воспитатель, руководитель физического воспитания,

музыкальный работник.

Продолжительность

проекта

Сентябрь 2016 года – июнь 2017 года

Форма

педагогического

проектирования

Картотека игровых пауз ( Приложение № 1 )

20

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕТА

№\№

Мероприятия

Дата проведения

Ожидаемые

результаты

I. Подготовительный этап

1.

Определение

методологической базы

проекта.

С 1 по 15

сентября 2016

года

Определение

общей концепции

проекта

2.

Подбор инструментария

для проведения

мониторинга.

С 16 сентября по

30 сентября 2016

Подготовка к

проведению

первичной

диагностики

3.

Проведение первичной

диагностики у детей

младшего дошкольного

возраста.

С 1 по 15 октября

2016 года

Оценка

физической

подготовленности

детей 3-лет

(Автор Тарасова

Т.А. ).

Приложение № 2

4.

Разработка картотеки

игровых пауз.

С 16 по 30

октября 2016

года

Разработка

картотеки игровых

пауз для данного

возраста.

Приложение № 1

II Основной этап

1.

Создание условий для

развития и укрепления

здоровья.

Разработка графика по

двигательной активности

С 1 ноября 2016 -

по 30 апреля

2017 года

Анализ условий

группы и детского

сада

График

21

детей в течение дня

Провести комплекс

мероприятий с

использованием различных

игровых пауз.

Работа с детьми .

Утро:

- комплексы утренней

гимнастики :

- «Вертолетик »,

- « Часики »

- « Пчелка »,

- «Регулировщик »,

- « Дровосек »

- « Петушок »,

- « Журавлик »,

- « Вертушка»,

- « Цапля », « Мельница»,

- « Крот», « Медведь»,

- « Тигр », « Карлсон ».

- динамические игровые

паузы :

« Колесики,, колесики »,

« Ежик », « Правая и левая

рука », « Девочки и

мальчики », « Самолет »,

« Мурлыка », « Зайка

прыгает », « Обезьянка » и

др.

- пальчиковая гимнастика :

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Цикличность

применения

Ежедневно

Комплексы

игровых пауз

приведены в

Приложении № 1

22

« Гусь» « Кот », « Тетери »,

« Черепаха », « Лошадка »,

« Жук », « Ромашка »,

« Помощник », « Замок »,

« Отдыхаем », « Хоровод »,

« Лягушка », «Лужок »,

« Дом », « Хозяйка »,

« Ножки », « Белочка »,

« Прятки », « Дождик »,

« Козочка », « Считаем

пальчики ».

- НОД

по различным

областям :

« В гости к

солнышку », « Морковь

для зайца », « Теремок »,

« Колобок », « Пчелки »,

« Зоопарк », « Зайки в

лесу », « В гости к мишке

» и др.

Прогулка утром и

вечером

-

подвижные игры :

« Лохматый пес », « Зайцы

и лиса », « Мышеловка »,

« Зайка беленький сидит »,

« Гуси-лебеди »,

« У медведя во бору »,

« Карусели », « Грачи »,

« Самолет », « Мой

веселый звонкий мяч », «

23

Репка »;

- индивидуальная работа с

детьми : игровые паузы

хорошего настроения

« Как живешь ? », « Жили-

были мыши », « Уточка »,

« В пустыне », «Стрекоза »,

« Щенок », « Серый волк ».

- самостоятельная

двигательная активность

( « Десять братцев »,

« Карусель », « Ушки »,

« Чистые ручки »,

« Тишина ».

- релаксационные паузы

( «Дельфин », « Бабочка»,

« Морская звезда »,

« Рыбка », « « Слоник ».

- динамические паузы

« Колесики,, колесики »,

« Ежик », « Правая и левая

рука », « Девочки и

мальчики », « Самолет »,

« Мурлыка », « Зайка

прыгает », « Обезьянка » и

др.

- имитационные игры:

« Мышка », « Жуки »,

« Самолет», « Одуванчик »

и др.

24

Вторая половина дня

- игровые паузы

( « Где твой носик ? »,

« Улитка », « Буря »,

« Ежик », « Велосипед ».

- индивидуальная работа с

детьми игровые паузы

хорошего настроения

« Как живешь ? », « Жили-

были мыши », « Уточка »,

« В пустыне », «Стрекоза »,

« Щенок », « Серый волк ».

- игры малой подвижности

« Пузырь », « Киска »,

« Качели », « Мячик », «

Трубач ».

2

Работа с родителями .

- разработать

рекомендации с

использованием игровых

пауз дома;

- оформить папку-

передвижку

« Играем дома »;

- провести родительское

собрание с включением

данного вопроса;

- провести круглый стол на

тему : « Давайте играть ! »;

- физкультурное

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Декабрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

Оформление

методических

рекомендаций для

родителей.

25

развлечение « Мама, папа,

Я ! ».

- фотовыставка « Игровая

деятельность в семье »

- Мастер- класс « Давайте

играть вместе »

Март 2017

Апрель 2017

3

Работа с педагогами

- Игровой тренинг ;

- Методическое совещание

на тему : « Роль игровых

пауз для дошкольников »;

- Беседы с коллегами на

тему : « Игровые паузы в

детском саду и дома у

ребенка ».

- Составление

методического буклета.

- Игро-тренинг « Играем

сами, играем с детьми »

Декабрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

Март 2017

Апрель 2017

Оформление

методических

рекомендаций для

педагогов.

III Рефлексивно-аналитический этап

1.

Проведение вторичной

диагностики

С 1 по 30 мая

2017 года

Сравнение

результатов с

результатами

первичной

диагностики

2.

Оформление выводов об

эффективности реализации

проекта

С 1 по 15 июня

2017 года

Подготовка

аналитического

отчета

3.

Представление результатов

С 16 по 30 июня

Обобщение и

26

проекта на педагогическом

совете

2017 года

распространение

накопленного

опыта

Игровые паузы используются как самостоятельная форма работы по

физическому воспитанию. Цели различных игровых пауз : снять

напряжение; восстановить физическую и умственную работоспособность ;

научить ориентироваться в пространстве; сформировать и закрепить

двигательные умения; получить удовольствие и создать хорошее

настроение.

Разновидностей игровых пауз достаточно много. Мы выбрали шесть

основных видов : динамические паузы ( физкультурные минутки,

хороводные игры, пальчиковые игры ); дыхательная, зрительная

артикуляционная гимнастики, логоритмика, психогимнастика.

Игровые паузы применяются в различных режимных моментах ( утро,

НОД, прогулка, вечер, вечерняя прогулка ). Используемые методы :

словесные( описание, объяснение, вопросы и рассказ детям ) , наглядные

( показ игровой паузы, имитация, зрительные ориентиры, звуковые

сигналы ), практические ( повторение в игровой форме ). Приемы :

появление игрового персонажа , например машины и ролевое поведение в

использовании игровой паузы. Методика проведения различных игровых

пауз : показ, объяснение, многократное активное повторение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27

Анализ литературы, используемой при подготовке написания

педагогического проекта, подтвердил, что все авторы едины во мнении, что

для

укрепления физического здоровья детей младшего дошкольного

возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной

физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей

дошкольного возраста позволяют научно обосновать выбор и дозировку

упражнений, игровых пауз, а также методически правильно организовать

занятия. Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня

развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий

внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам

физического воспитания.

При написании педагогического проекта раскрыты основные понятия

темы, отражены особенности его укрепления у младших дошкольников,

приведена классификация игровых пауз и отведено им место в режиме дня,

учтены возрастные особенности, разработана картотека различных игровых

пауз. Таким образом, использование игровых пауз является хорошим

средством для укрепления физического здоровья детей младшего школьного

возраста.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

28

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. – М. : 2015 – 34 с.

2.

Основная

образовательная

программа

дошкольного

образования

« От рождения до школы » \ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой . - М. : Москва- Синтез, 2015 - 366 с.

3. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в

дошкольном образовательном учреждении. - М.: Айрис - Пресс, 2007 - 144 с.

4. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья. М.: 2010, - 167 с.

5. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики- развиваем речь. - М.: 2015, 31 с.

6. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста.

7. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного

возраста. - М.: Творческий центр, 2005, - 166 с.

8. Осокина Т.И. Игры и развлечения на воздухе. - М. : Просвещение,

1983, - 223 с.

9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М. : Просвещение,

1986, - 304 с.

10.

Проценко

Т.А.

Оздоравливающие

игры

для

малышей.

М.:

Асти – Пресс, 2008, 159 с.

11. Соколова Ю. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2015, 48 с.

12. Сухарев А.Г. Здоровье. – М. : 2013, 158 с.

13. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного

возраста. - М.: Творческий центр, 2005, - 166 с.

14. Чиркова С.В. Бережём здоровье с детства. - М.: 2013, 167 с.

29

Приложение № 1

Игровые паузы с пальчиками

Игры с пальчиками позволяют взрослым развивать у ребенка мелкую

моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки.

Считаем пальчики.

Можешь пальцы сосчитать :

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять-

Десять пальцев, пара рук-

Вот твое богатство друг.

На счет по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки

покрутить кистями рук, показывая « фонарики ».

Козочка.

Шел старик дорогою,

Вел козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по ножкам, показывать пальчиками козу с рогами,

погрозить пальчиками.

Дождик.

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой,

образовывать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной

ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе,

образовывая большой круг.

30

Гусь.

- Где ладошка ? Тут ?

- Тут !

- На ладошке ?

- Пруд.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал.

Средний – гуся ощипал.

Этот палец – печь топил.

Этот палец – суп варил.

Отвести руку за спину, показать ладошку, правая рука посередине левой

ладошки обводит круг. Загибать по очереди пальцы, начиная с

большого.

Черепашка.

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку,

Обратно уберет.

Положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать, затем высунуть

указательные пальцы, затем убрать обратно.

Тетери.

Как за нашим за двором

Стоит чаша с творогом,

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели,

На лугу зеленом сели.

Показывать руками полукруги, затем взмахивать руками, постукивать

пальчиками по столу, снова взмахивать руками и положить руки на стол.

31

Физкультминутки и динамические игровые паузы.

Физкультминутка — прекрасная возможность для ребенка сделать

переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также

познакомиться со своим телом.

Активная игровая динамическая пауза, которая удовлетворяет

естественную потребность каждого ребенка в движении. Младшему

дошкольнику жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной

ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей.

Динамическая пауза « Везем ежика к Айболиту ».

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

( везут тележку ). В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора

Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и

разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий ( сбор

яблок, орехов, земляники ).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Дальше мы поехали, вдруг видим – куст ореховый.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», – нам говорит.

И обрадовался ежик:

«Добрый доктор мне поможет».

32

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

А) Все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой,

глазами и туловищем;

г) продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.

Физкультминутка « Правая – левая рука ».

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернувшись мы и вот,

Стало все наоборот,

Слева- шумная дубрава,

Справа – быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука ?

Физкультминутка « Девочки им мальчики ».

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

Игра « Лохматый пес »

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос,

Тихо смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что там будет.

33

Логоритмика.

Логоритмика – совершенствует речь, способствует укреплению мышечного

аппарата, формированию правильной осанки.

Дождик.

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

Листья.

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Осенью.

Вдруг закрыли небо тучи, ( дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки ).

Начал капать дождь колючий, ( Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду слякоть ( Приседают, держа руки на поясе.

34

Грязь и лужи на дороге, ( Идут по кругу, высоко поднимая колени )..

Поднимай повыше ноги.

За грибами.

Все зверюшки , на опушке Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали ( Скачут вприсядку, срывают

воображаемые грибы ).

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки. грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил. ногой.

Овощи.

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

35

Зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз проводится как игровая пауза и снимает у детей

глазное

напряжение,

укрепляет

мышцы

глаз

и

совершенствует

их

координацию.

Часовщик.

Часовщик прищурил глаз, (закрыть один глаз)

Чинит часики для нас. (закрыть другой глаз, открыть глаза)

Ёлка.

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)

Утром плакать перестала, (поморгать глазами)

Задышала. Ожила. (подышать)

Бабочка.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по

часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами)

Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки,

руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Солнышко и тучи.

Солнышко с тучками в прятки играло. (посмотреть глазами)

Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево)

Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз)

Лёгких – две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Солнце на небе вовсю засияло. (закрыть глаза ладонями)

Продавало солнышко (поморгать глазками) на весёлой ярмарке

36

Платья разноцветные, яркие — прияркие.

Приходил на ярмарку весёлый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.

Мяч.

Мой веселый, звонкий мяч, (посмотреть влево- вправо)

Ты куда помчался вскачь? (посмотреть вниз — вверх)

Красный, синий, голубой, (круговые движения глазами: налево – вверх –

направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)

Не угнаться за тобой. (зажмурить глаза, потом помигать 10 раз,

повторить 2 раза)

Психогимнастика .

Волшебный цветок

37

Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим

детям в группе.

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По

желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку

показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный

рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок

рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает,

что любит, с кем хочет дружить и так далее.

Передача чувств

Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния

невербальным способом.

Ребёнку даётся задание: передать по «цепочке» определённое чувство с

помощью мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на

ухо первому ребёнку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети

обсуждают, какое чувство они передавали, что они чувствовали при этом.

Позови ласково

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или

игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок

берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После

этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика используется как игровая пауза и развивает

дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

38

Часики.

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Петушок.

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Насос

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Семафор.

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 – поднимание рук в стороны (вдох);

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука

«с-с-с» (выдох).

Дыхание.

39

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся –

прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный выдох через нос.

Артикуляционная гимнастика.

Проводится в игровой форме и служит для развития, уточнения и

совершенствования основных движений органов речи.

40

Примеры.

- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)

- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек,

подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

- Облизать тарелочку, как это делает киска.

- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно

барабанщик).

- Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот";

"набирать им водичку", слегка причмокивая.

- Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с

напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые

шарики-"орешки".

Приложение № 2.

Тесты для оценки физической подготовленности детей 3-лет

( Автор Тарасова Т.А. ).

41

Тестирование детей этой возрастной группы проводится в одно занятие,

два раза в год ( в начале года и в конце ).

Тест № 1.

Цель : Определить координационные способности.

Ребенок должен пройти по линии 3 м, шириной 15 см. Тест считается

выполненным, если ребенок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь

ограничений.

Тест № 2.

Цель : Определить выносливость детей, умение бежать без остановки,

частоту координационных способностей.

Дети должны бежать медленно, непрерывно в течение 1 минуты. Дети бегут

с воспитателем, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп.

Тест № 3.

Цель : Определить силовые и координационные способности.

Дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5

метра.

Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой.

Тест № 4

Цель : Определить точность движений.

Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15-20 см и

поймать его.

Тест считается выполненным, если из 3 раз ребенок поймал мяч 2 раза.

Тест № 5

Цель : Определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя

ногами.

Ребенок должен подпрыгнуть до игрушки и коснуться рукой, поднята

игрушка на высоту 15 см. от вытянутой руки. Тест выполнен, если из трех

раз достал два.

Тест № 6.

Цель : Определить координационные способности, волевые проявления.

42

Ребенок должен спрыгнуть с тумбы высотой 20 см. в круг диаметром 80 см.

Тест выполнен, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на

обе, не задев при этом ограничители круга.

Результаты оцениваются в большей степени качественно и меньше

количественно.

Оценка тестов :

- « высокий » - все элементы теста выполнены в полном соответствии с

моделью ;

- « средний » - при выполнении теста допущена одна ошибка существенно

влияющая на конечный результат ;

- « низкий » - тест выполнен с большим трудом, имеются значительные

ошибки .

Результаты заносятся в таблицу № 1.

Таблица № 1

Протокол

тестирования детей второй младшей группы « Непоседы » группы

« 25» мая

2016 год.

№\№ Фамилия, имя ребенка

Номер теста и его оценка

Средний

43

балл

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

1

Герман И.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

2

Моргунова П.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

3

Черепанова В.

в

в

в

в

в

в

в

4

Тима И.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

5

Тима К.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

6

Маша Л.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

7

Маша Д.

ср

ср

ср

ср

с

ср

ср

8

Лиза П.

в

в

в

в

в

в

в

9

Алеша Т.

н

н

н

н

н

н

н

10

Марк П.

н

н

н

н

н

н

н

11

Жанна Д.

н

н

н

н

н

н

н

12

Женя М.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

13

Айдар Н.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

14

Юсуф В.

н

н

н

н

н

н

н

15

Егор О.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

16

Данил Г.

н

н

н

н

н

н

н

17

Данил Ф.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

18

Оля П.

н

н

н

н

н

н

н

19

Никита Р.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

ср

20

Никита Л.

н

н

н

н

н

н

н

Приложение № 3

Роль игровых пауз влияющих на физическое здоровье.

Виды пауз

Влияние на

физическое здоровье

Динамические

Снимают напряжение, предупреждают заболевания.

44

паузы

Дыхательная

Улучшается обмен веществ, снимается напряжение.

Логоритмика

Улучшается самочувствие, положительно влияет на

координацию движений, речевое дыхание.

Артикуляционная

гимнастика

Укрепляет мышцы артикуляционного аппарата.

Зрительная

Положительно влияет на органы зрения.

Психогимнастика

Cохранение психического здоровья и предупреждение

эмоциональных расстройств.

45



В раздел образования