Автор: Ажиркова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Перспектива"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Задачи с избыточными данными"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
«Задачи с избыточными данными», 3 класс
Цель: познакомить с новым видом задач – «Задачи с избыточными данными».
уметь находить в задачах лишние и недостающие данные и изменять условия задачи;
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать;
обобщать, формировать навыки самостоятельной работы;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Ребята, проверьте готовность к уроку и подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы в такой
доброй и приятной атмосфере проходил наш сегодняшний урок.
II.
Этап актуализации знаний
Ребята, мне хочется сегодня начать урок словами известного деятеля А.В. Суворова
«Математика – гимнастика ума». Предлагаю размяться и провести математическую разминку. За
каждый правильный ответ, в качестве бонуса, вы получаете карточку с буквой. Готовы? Тогда,
начинаем.
1.
Артём увидел на часах время 10:10, когда начался мультфильм. Мультфильм длился
ровно 15 минут. Какое время показывали часы в тот момент, когда мультфильм
закончился?
2.
Уроки в школе второй смены начинаются в 13:00 часов. На сколько минут опоздал
ученик?
3.
Уроки начинаются в 8:00 часов. Ученику до школы идти 10 минут. Во сколько ему нужно
выйти, чтобы прийти за 5 минут до звонка?
4.
Используя данные прямоугольника, найдите площадь закрашенной фигуры.
5.
Длина кабинета прямоугольной формы 9 метров. Найдите площадь кабинета.
- Возможно, ли решить данную задачу? Почему?
- Измените условие задачи, так, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.
- Как называются такие задачи?
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Из данных букв попробуйте составить слово. УСПЕХ
Пожелаем друг другу успеха, удачи.
III.
Введение в тему урока. Целеполагание.
- Прочитайте задачу. Площадь кабинета 45 кв.м. Длина кабинета 9 м, ширина
5 м. Найдите площадь.
-Что вы заметили?
- Измените, условие задачи так, чтобы её можно было решить.
- Ребята, приходилось вам решать подобные задачи? Вы, конечно, догадались, что сегодня
мы будем решать подобные задачи.
-Сформулируйте тему урока. Откройте учебник, проверьте свои предположения.
- Какую цель ставим на данный урок?
Прежде, чем продолжить работу над данной темой, предлагаю заполнить листы самооценки.
IV.
Решение задач с избыточными данными
1. - Что, по вашему мнению, означает слово «избыточные»? Это такие данные, которые не
используются при решении задачи.
- Предлагаю сформулировать задачу с избыточными данными.
А теперь послушайте другую задачу.
В классе 28 учеников – 19 девочек и 9 мальчиков. Сколько девочек в классе?
- Что надо узнать в данной задаче? Что вы заметили? Искомое есть в данной задаче. Значит, в
данной задаче есть избыточное данное.
2. - Прочитайте самостоятельно задачу № 287.
- Про что данная задача? Кто собирал грибы?
- Что сказано про то, сколько грибов нашел каждый из них?
- Какое данное мы не назвали? (Втроём они нашли грибов в 3 раза больше, чем Миша)
- Назовите требование задачи. (Сколько грибов нашли вместе?)
- Все ли данные необходимы для решения данной задачи?
- Назовите, какие данные на ваш взгляд, будут избыточными?
Вывод:
В задаче есть данные, которые можно не использовать при решении. Есть
возможность выбрать среди данных те, которые позволяют решать задачу рациональнее, чем
при использовании других. Такие задачи относятся к задачам с избыточными данными.
3. Например, в таблице на странице 101 учебника №294 представлены цены товаров, как
хлеб, молоко, сметана. Нам нужно купить только молоко и хлеб.
- Какие данные будут лишними?
4. Прочитайте в учебнике задание под №288.
- Сформулируйте условие задачи, в которой будут присутствовать все данные из краткой
записи задачи.
- Сформулируйте требование задачи так, чтобы получить задачу с избыточными данными.
(Сколько всего автомашин стояло в гараже и на стоянке?)
- Чтобы ответить на данное требование, необходимы данные из последнего столбика.
Остальные данные – избыточные.
1 способ:
Решение:
32+18= 59(м)
- Предлагаю решить эту задачу 2 способом, менее рациональным.
2 способ:
Решение:
(15+17)+(10+8)=50 (м)
3 способ:
Решение:
(15+10)+(17+8)=50 (м)
-Что позволяют избыточные данные при решении задачи?
Вывод: избыточные данные позволяют решать задачу различными способами.
Но, важно помнить, что при решении задачи необходимо найти рациональный способ
решения.
V.
Работа в парах
- Прочитайте задание № 289. Сформулируйте задачу с избыточными данными.
В музыкальной школе 10 человек обучается игре на флейте, а 13 человек – игре на гитаре, что
на 3 человека больше. Сколько человек обучается в каждой группе?
- Посовещайтесь в паре и ответьте на вопрос задачи.
VI. Работа в группах (4 человека)
Каждая группа получила карточку. Изучите данные таблицы.
- Есть ли в данной таблице избыточные данные?
- Заполните другую таблицу, исключив избыточные данные.
- Давайте проверим ваши решения. (вебкамера)
1 способ:
1)
250+25= 275 (кн) во 2 шкафу
2)
250+15= 265 (кн) в 3 шкафу
3)
250+275= 815 (кн)
4)
2 способ:
(250+25)+250+290= 815 (кн)
VII. Подведение итога урока
- Ребята, с каким новым видом задач мы познакомились сегодня на уроке?
- Чем данные задачи отличаются от задач с недостающими данными?
VIII. Рефлексия
- Ребята, вернёмся к заполнению листов самооценки. Оцените свои знания, заполнив последний
столбик таблицы.
- Кто дал утвердительный ответ на вопрос «Что значит задача с избыточными данными?».
Обоснуйте свой ответ.
- Кто дал утвердительный ответ на вопрос «Что необходимо изменить вл условии, чтобы задачу
можно было решить рационально?» (ответы детей)
- Кто дал утвердительный ответ на вопрос «Я могу решать задачи с избыточными данными».
Ребята, спасибо всем за отличную работу.