Автор: Елена Владимировна Веселова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Ивановская школа - интернат №3
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Программа кружка декоративно- прикладного творчества "Очумелые ручки"
Раздел: начальное образование
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО _____________
С.В. Халдина
Протокол № 1 от 29.08.2020 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________ М.Г. Нохрина
29.08.2020 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора
ОГКОУ
«Ивановская школа-интернат № 3»
№
126
от
29.08.2020
г.
_____________ Т.С. Фролова
Программа кружка
декоративно-прикладного творчества
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Возраст детей – 4 класс
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Веселова Елена Владимировна –
воспитатель 1 квалификационной категории
I. Пояснительная записка.
Программа кружка «Очумелые ручки» разработана для занятий с
учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми
требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на 34
учебных часа (1 час в неделю).
Актуальность программы.
Новые
жизненные
условия,
в
которые
поставлены
современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Реализация
этих требований предполагает человека с творческими способностями. Он
способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он
способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у
него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи
и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до
тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало рождает в ребенке
живую фантазию, живое воображение. Иначе говоря, творческое начало в
человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к
прекрасному.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию
нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания
трудится. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой,
нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития
ребенка,
способствует
физическому
развитию:
воспитывает
у
детей
способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает
нервно-мышечный аппарат ребенка. Дети усваивают систему политехнических
понятий,
познают
свойства
материалов,
овладевают
технологическими
операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая
свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки,
но и невидимый для глаз – развитие тонкой
наблюдательности,
пространственного воображения, нестандартного мышления.
Цель
программы:
формирование
художественно-творческих
способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия
действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного
мышления и воображения.
Задачи:
расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного
положения
предметов
окружающего
мира,
различных
величинах,
многообразии оттенков цветов.
развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков
детей.
развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и
логическое мышление, художественный вкус школьников.
воспитывать
трудолюбие,
терпение,
аккуратность,
чувство
удовлетворения
от
совместной
работы,
чувство
взаимопомощи
и
коллективизма.
воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному
творчеству.
В
зависимости
от
поставленных
задач
на
занятии
используются
разнообразные
методы,
формы,
приемы
обучения
-
рассказ,
беседа,
иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая
работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку,
исследовательские проекты.
Каждое
занятие,
как
правило,
включает
теоретическую
часть
и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение
нового
материала,
информация
познавательного
характера
о
видах
декоративно-прикладного
искусства,
общие
сведения
об
используемых
материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, лепку,
пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания,
умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой,
картоном¸ пластилином, нитками.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные
и
внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
находить варианты решения творческой задачи.
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащиеся смогут:
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
использовать
знаки,
символы,
модели,
схемы
для
решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
Ожидаемые результаты:
Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на
школьном
уровне.
Использование
поделок-сувениров
в
качестве
подарков, для оформления класса. Практическое применение
своих
умений и навыков в жизни.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
Формы контроля:
Рейтинг готового изделия.
Выставки поделок. Объяснения учащихся.
Коллективные проекты учащихся. Защита проектов.
II. Содержание программы.
1.
Работа с природным материалом (9 ч.)
Изделия
из
природного
материала.
Технология
заготовки
природных
материалов. Художественные приемы изготовления поделок из природных
материалов.
2.
Работа с бумагой и картоном (10 ч.)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги (легко режется, мнется,
хорошо склеивается). Свойства картона (твердый, толстый, не гнется. Виды
картона – гофрированный , дизайнерский, упаковочный, специальный).
Художественные приемы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги,
срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку).
Правила пользования ножницами, клеем, шаблоном.
3.
Работа с нитками (2ч.)
Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток. Правила
пользования ножницами, иголкой, булавкой.
4.
Работа с пластилином (7ч.)
Из истории пластилина. Видеоэкскурсия в историю пластилина. Мультфильм
«Пластилиновая ворона». Подготовка пластилина к работе. Пластилиновые
картины и панно. Правила работы с пластилином.
5.
Работа с бросовым материалом.
Бросовый материал - что это такое? Виды бросовых материалов. Поделки из
бросовых материалов. Правила пользования ножницами, клеем. Техника
изготовления поделок из бросового материала.
III. Учебно-тематический план.
№ п/
п
Темы разделов.
Кол-во часов
Из них:
Практические
занятия
1.
Введение.
1
-
2.
Работа с природным материалом.
9
9
3
Работа с бумагой и картоном.
10
10
4
Работа с нитками.
2
2
5
Работа с пластилином.
7
7
6
Работа с бросовым материалом.
4
4
7
Итоговое занятие.
1
1
ВСЕГО
34
33
IV. Календарно- тематическое планирование.
№
заня-
тия
Тема занятия
Содержание программы
Кол-во
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Введение.
1
Вводное занятие.
Беседа: «Знакомство с планом работы кружка. Техника
безопасности на занятиях (правила работы с инструментами
и материалами, организация рабочего места, обязанности
дежурного)».
1
Работа с природным материалом.
2
Экскурсия в природу:
сбор природного
материала.
Экскурсия по территории школы по сбору и заготовки
природного материала «Подарки осени» с целью его
дальнейшего использования в поделках. Беседа: «Природные
материалы. Правила сбора, хранения и подготовка к работе».
1
3
Сова.
Практическое занятие. Изготовление аппликации совы из
засушенных березовых листьев с использованием
пластилина. Работа в микрогруппах.
2
4
5
Поздравительная
открытка ко Дню учителя.
Практическое занятие. Изготовление поздравительной
открытки в технике флористики: разработка эскиза, подбор
флористического материала (засушенных цветов, злаков,
листьев и др.), выбор фона, выполнение работы.
1
6
Осенний натюрморт.
Практическое занятие. Изготовление сюжетной аппликации
из осенних листьев по замыслу: коллективная работа.
Использование естественной формы листьев при выполнении
сюжетных аппликаций. Работа над эскизом натюрморта.
Подбор материала.
1
7
Жар птица.
Практическое занятие. Изготовление аппликации жар птицы
на картоне из крылаток ясеня и клена с использованием
пластилина. Работа в микрогруппах.
2
8
9
Домик из природного
материала.
Практическое занятие. Изготовление поделки домика из
прутиков, сухой травы, листьев деревьев.
2
10
Работа с бумагой и картоном.
11
Пасхальный сувенир
Практическое занятие. Беседа о Пасхе. Традиция пасхального
подарка. Изготовление пасхального сувенира в
комбинированной технике с использованием различных
материалов.
1
12
Дракоша.
Практическое занятие. Изготовление простейшей модели
дракона в технике «оригами».
1
13
Цветочный букет для
милой мамы.
Практическое занятие. Беседа о Дне матери. Изготовление
цветов путем накручивания цветной бумаги на деревянную
палочку (шпашку).
1
14
Бычок.
Практическое занятие. Беседа о символе года 2021 . История
возникновения символа. Выполнение фигурки бычка из
картона и бумаги.
1
15
Объемный цветок.
Практическое занятие. Беседа о цветах. Изготовление
объемного цветка из отдельных элементов.
1
16
Снежинка.
Практическое занятие.
Вырезание снежинок из белой бумаги. Конкурс снежинок.
1
17
Стенгазета «Новый год
2021»
Практическое занятие. Коллективная работа. Изготовление
новогодней стенгазеты с использованием бумажной
1
аппликации и живописи. Подбор праздничного
поздравления.
18
Открытка к Новому году.
Практическое занятие. Беседа: «Чудеса под Новый год?»
Изготовление новогодней открытки.
1
19
Открытка ко Дню
Защитника Отечества.
Практическое занятие. Беседа о истории и традициях
праздника. Изготовление поздравительной открытки с
использованием объемной аппликации.
1
20
Открытка к 8 марта.
Практическое занятие. Беседа о истории и традициях
праздника. Изготовление поздравительной открытки.
1
Работа с нитками.
21
Кукла на картонной
основе.
Практическое занятие. Повторение ТБ при работе с нитками,
ножницами, клеем
.
Технология создания силуэтной куклы.
Создание картонного силуэта куклы. Оплетение с
использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
1
22
Бабочка.
Практическое занятие. Изготовление бабочки из ткани с
использованием ниток.
1
Работа с пластилином.
23
Сказочный город.
Практическое занятие. ТБ при работе с пластилином.
Повторение основных приемов пластилинографии. Создание
на картоне аппликации «Сказочный город» из отдельных
деталей с использованием навыков работы с пластилином –
раскатывание, сплющивание, сглаживание.
2
24
25
Неведомый остров.
Практическое занятие. Беседа: «Что такое неведомый
остров?» Создание на картоне картины «Неведомый остров»,
используя навыки работы с пластилином.
2
26
27
Клевер.
Практическое занятие. Беседа о клевере. Аппликация
2
«Клевер» на плоскости – картоне при помощи пластилина в
технике придавливания деталей к основе, используя приемы
лепки - скатывание, сплющивание, оттягивание.
28
29
Мозаика «Смешарики»
(мой любимый
мультипликационный
герой – по выбору).
Практическое занятие. Беседа о смешариках. Создание
фигурки одного из смешариков на плоскости - картоне из
пластилина (по выбору учащихся), используя приемы лепки –
скатывание шариков.
1
1
Работа с бросовым материалом.
30
Плетение из газетных
трубочек.
Практическое занятие. Беседа: «Чудеса из ненужных вещей».
Многообразие бросового материала и возможности его
применения.
Освоение техники скручивание трубочек из
газет.
1
31
Подставка под чашку.
Практическое занятие. Изготовление подставки под чашку из
газетных трубочек.
1
32
Плетение корзины.
Практическое занятие. Плетение основы корзины.
1
33
Плетение корзины.
Практическое занятие. Плетение корзины, ручки.
1
Итоговое занятие.
34
Итоговое занятие.
Отчетная выставка работ
учащихся.
Практическое занятие. Проведение выставки. Фотосессия
учащихся с выполненными работами. Награждение авторов
наиболее интересных творческих работ по номинациям.
1
V. Методическое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы.
При
организации
деятельности
детей
в
кружке
учитывается
ряд
психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного
сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии
занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В
этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 7-8 лет.
Хотя кружок называется «Мастерилочка», в нем предполагается не только
обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная:
формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они
должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить
радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере
радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение
выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и
зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
–
альбом;
–
картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
–
воздушные шарики и цветные нитки;
–
карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
–
клей ПВА;
–
рамочки деревянные;
–
ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
–
различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
–
мука;
–
пластилин;
–
растительные сухие материалы.
Как
показывает
опыт,
выше
обозначенный
набор
материалов
и
приспособлений является необходимым для обеспечения видов работы, как
обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями
детей.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее
и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и
зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
В
кружке
«Очумелые
ручки»
дети
обучаются
основным
приемам
аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами,
Дети осваивают работу с соленым тестом, пластилином, конструируют из
бумаги поделки в технике оригами, знакомятся с основами цветосочетаемости,
учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к
технике безопасности.
VI. Список литературы.
1.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. –
Тула: Арктоус, 1996.
2.
Дубровская
Н.В.
Чудесные
тарелочки.
Поделки
из
тарелки.
Для
дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-
Пресс», 2009.
3.
Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения.
Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.: ТОО «Линка-
Пресс», 1995.
4.
Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно.
Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2002.
5.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация
«Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000.
6.
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
7.
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
8.
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
9.
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
10.
М.А.Гусакова “Аппликация”
11.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
12.
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
13.
10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
14.
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
15.
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
16.
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
17.
Н.М.Конышева “Умелые руки”
18.
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
19.
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”