Автор: Паламарчук Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Раздел: дошкольное образование
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, Тюменская область, ХМАО –
Югра, воспитатель Паламарчук Валентина Николаевна
Опыт
работы
по
теме:
«Речевое
развитие
ребенка
младшего
дошкольного возраста средствами фольклора»
Важнейшими
источниками развития выразительности
детской
речи
являются
произведения
художественной
литературы
и
устного
народного
творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки,
загадки, потешки, считалки).
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка
в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по
дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может
подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить
контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока
ещё мало знакомому человеку-воспитателю.
Потешки
должны
соответствовать
уровню
развитию
детей.
И
интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна
детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые
нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
С
самого раннего
возраста
ребенок откликается
на
потешки,
приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно
переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, воспринимая их ритм, малыш
играет
в
ладушки,
притоптывает,
приплясывает,
двигается
в
такт
произносимому
тексту.
Это
не
только
забавляет,
радует ребенка,
т.
е.
вызывает
эмоциональный
отклик,
чувство
сопричастности
к
тому,
что
описывается в произведении. У ребенка появляется желание запомнить текст.
В е д ь
в с е м
и з в е с т н а
истина:
ч т о
и н т е р е с н о ,
т о
л е г ч е
запоминается. Фольклор сознательно
и
целеустремленно
направляет
ход
мыслей ребенка,
побуждает
к
подражанию, развивает
речь
ребенка.
Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый
легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух,
лиса» можно повторить песенки действующих лиц.
Усваивая
содержание
сказки,
дети
учатся
передавать
слова
разных
героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает
основы
для
дальнейшего
самостоятельного развития интонационной
выразительности в более старшем возрасте.
Народные
сказки,
песенки,
потешки,
загадки
дают
образцы
ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного
языка. Ребенок легко
запоминает
т акие
образы,
как «петушок
-
золотой гребешок», «козлятушки - ребятушки», «коза-дереза» и др.
Для
чтения
детям
младшего
дошкольного возраста рекомендуются
рассказы и небольшие стихотворения.
Содержание
таких
стихотворений,
как «Игрушки» А.
Барто, «Мой
Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство
симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное
содержание,
близкое
личному опыту
ребенка,
выражено
в
простой,
доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети,
повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.
Младших
дошкольников
особенно
привлекают
стихотворные
произведения,
отличающие ся
четкой
рифмой,
р и т м и ч н о с т ью ,
музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст,
усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве ритма.
Речь ребенка обогащает ся
запомнившимися
ему
словами
и
выражениями.
Огромная ответственность ложится на нас
воспитателей. Поэтому
правильно
подобранные
приёмы
и
методы
по
развитию
речи
малыша,
благоприятно влияют на развития ребёнка.
Оказать
реальную
и
полноценную
помощь
малышу,
мне
помогают
специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности.
В своей работе я использую фольклорные произведения. Так как этот
приём позволяет мне развить речь детей в доступной и интересной для них
форме и даёт отличные результаты.
Я использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами,
ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черёд
прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.
Дети
легко
запоминают
потешки.
Для
запоминания
потешек,
я
использую
подбор
различного
материала
–
это
красочные
книжки
с
потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступногм
для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации.
В
результате
общения
с
фольклорными
произведениями
к
ребёнку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,
нежность.
Они
расширяют
словарный
запас
малыша,
активизируют
познавательное
и
умственное
развитие,
способствуют
ознакомлению
с
окружающим миром.
Благодаря
использованию
устного
народного
творчества
с
необыкновенной
быстротой
идёт
физическое
и
психическое
развитие
ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети
заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!