Напоминание

"Речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста средствами фольклора"


Автор: Паламарчук Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, Тюменская область, ХМАО –

Югра, воспитатель Паламарчук Валентина Николаевна

Опыт

работы

по

теме:

«Речевое

развитие

ребенка

младшего

дошкольного возраста средствами фольклора»

Важнейшими

источниками развития выразительности

детской

речи

являются

произведения

художественной

литературы

и

устного

народного

творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки,

загадки, потешки, считалки).

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка

в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по

дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может

подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить

контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока

ещё мало знакомому человеку-воспитателю.

Потешки

должны

соответствовать

уровню

развитию

детей.

И

интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна

детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые

нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

С

самого раннего

возраста

ребенок откликается

на

потешки,

приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно

переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, воспринимая их ритм, малыш

играет

в

ладушки,

притоптывает,

приплясывает,

двигается

в

такт

произносимому

тексту.

Это

не

только

забавляет,

радует ребенка,

т.

е.

вызывает

эмоциональный

отклик,

чувство

сопричастности

к

тому,

что

описывается в произведении. У ребенка появляется желание запомнить текст.

В е д ь

в с е м

и з в е с т н а

истина:

ч т о

и н т е р е с н о ,

т о

л е г ч е

запоминается. Фольклор сознательно

и

целеустремленно

направляет

ход

мыслей ребенка,

побуждает

к

подражанию, развивает

речь

ребенка.

Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый

легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух,

лиса» можно повторить песенки действующих лиц.

Усваивая

содержание

сказки,

дети

учатся

передавать

слова

разных

героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает

основы

для

дальнейшего

самостоятельного развития интонационной

выразительности в более старшем возрасте.

Народные

сказки,

песенки,

потешки,

загадки

дают

образцы

ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного

языка. Ребенок легко

запоминает

т акие

образы,

как «петушок

-

золотой гребешок», «козлятушки - ребятушки», «коза-дереза» и др.

Для

чтения

детям

младшего

дошкольного возраста рекомендуются

рассказы и небольшие стихотворения.

Содержание

таких

стихотворений,

как «Игрушки» А.

Барто, «Мой

Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство

симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное

содержание,

близкое

личному опыту

ребенка,

выражено

в

простой,

доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети,

повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Младших

дошкольников

особенно

привлекают

стихотворные

произведения,

отличающие ся

четкой

рифмой,

р и т м и ч н о с т ью ,

музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст,

усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве ритма.

Речь ребенка обогащает ся

запомнившимися

ему

словами

и

выражениями.

Огромная ответственность ложится на нас

воспитателей. Поэтому

правильно

подобранные

приёмы

и

методы

по

развитию

речи

малыша,

благоприятно влияют на развития ребёнка.

Оказать

реальную

и

полноценную

помощь

малышу,

мне

помогают

специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности.

В своей работе я использую фольклорные произведения. Так как этот

приём позволяет мне развить речь детей в доступной и интересной для них

форме и даёт отличные результаты.

Я использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами,

ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черёд

прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.

Дети

легко

запоминают

потешки.

Для

запоминания

потешек,

я

использую

подбор

различного

материала

это

красочные

книжки

с

потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступногм

для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации.

В

результате

общения

с

фольклорными

произведениями

к

ребёнку

передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть,

нежность.

Они

расширяют

словарный

запас

малыша,

активизируют

познавательное

и

умственное

развитие,

способствуют

ознакомлению

с

окружающим миром.

Благодаря

использованию

устного

народного

творчества

с

необыкновенной

быстротой

идёт

физическое

и

психическое

развитие

ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.

Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети

заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!



В раздел образования