Напоминание

Экологическое воспитание детей раннего возраста через исследовательскую деятельность


Авторы: Типикина Наталья Викторовна, Егорова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №22 Клеверок
Населённый пункт: п. Красная пойма, Луховицкий район, Московская обл.
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание детей раннего возраста через исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание через исследовательскую

деятельность.»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых

впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –

исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется

в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет

представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими

культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,

родо–видовыми, пространственными и временными отношениями,

позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую

любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые

познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность

- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе

поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей,

связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и

систематизацию.

Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими

объектами окружающей среды.

При формировании основ естественно - научных и экологических

понятий, исследование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются

осознанными и более прочными.

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в

процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства

предметов.

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего

возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:

Цель:

Формирование экологической культуры у детей через исследовательскую

деятельность.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение

работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Направления исследовательской деятельности:

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-

климатических зон, многообразие живых организмов и их

приспособленность к окружающей среде.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их

свойства.

Правила при организации исследовательской работы:

1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых

инструкций.

2. Не сдерживать инициативу детей.

3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)

самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8. Анализ, классификация, обобщение информации.

Существуют следующие этапы исследовательской деятельности:

- Подготовка к экспериментированию.

- С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие

проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы

колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и

др.

Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных

материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и

объектов неживой природы.

При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской

деятельности, учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены:

- Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции.

Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

- Место для приборов

- Место для хранения материалов (природного, «бросового»)

- Место для проведения опытов

- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,

пенопласт и др.)

Перечень оборудования для исследовательской деятельности:

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции

«Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».

- песок, глина; -

набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной; -

- красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

- простейшие приборы и приспособления: -лупы, сосуды для воды, «ящик

ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным

зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь

помещены вещества и травы с разными запахами;

- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные,

прищепки, пробки;

- персонажные игрушки.

Исследовательское обучение предполагает следущее:

- Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую

необходимо решить.

- Предлагает возможные решения.

- Проверяет решения, исходя из данных.

- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

- Применяет выводы к новым данным.

- Делает обобщение

Вывод:

Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного

педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей

дошкольного возраста формируется экологическая культура - осознанно-

правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы,

которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.



В раздел образования