Авторы: Типикина Наталья Викторовна, Егорова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №22 Клеверок
Населённый пункт: п. Красная пойма, Луховицкий район, Московская обл.
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание детей раннего возраста через исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование
«Экологическое воспитание через исследовательскую
деятельность.»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется
в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет
представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,
родо–видовыми, пространственными и временными отношениями,
позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую
любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность
- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе
поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей,
связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и
систематизацию.
Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами окружающей среды.
При формировании основ естественно - научных и экологических
понятий, исследование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными.
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в
процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства
предметов.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего
возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:
Цель:
Формирование экологической культуры у детей через исследовательскую
деятельность.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение
работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Направления исследовательской деятельности:
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-
климатических зон, многообразие живых организмов и их
приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их
свойства.
Правила при организации исследовательской работы:
1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых
инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)
самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализ, классификация, обобщение информации.
Существуют следующие этапы исследовательской деятельности:
- Подготовка к экспериментированию.
- С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие
проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы
колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и
др.
Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных
материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и
объектов неживой природы.
При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской
деятельности, учитываются следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены:
- Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции.
Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- Место для приборов
- Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
- Место для проведения опытов
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.)
Перечень оборудования для исследовательской деятельности:
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции
«Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».
- песок, глина; -
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной; -
- красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
- простейшие приборы и приспособления: -лупы, сосуды для воды, «ящик
ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным
зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь
помещены вещества и травы с разными запахами;
- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные,
прищепки, пробки;
- персонажные игрушки.
Исследовательское обучение предполагает следущее:
- Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую
необходимо решить.
- Предлагает возможные решения.
- Проверяет решения, исходя из данных.
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
- Применяет выводы к новым данным.
- Делает обобщение
Вывод:
Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного
педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей
дошкольного возраста формируется экологическая культура - осознанно-
правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы,
которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.