Автор: Болоцкая Елена Рудольфовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительного Я-образа девочки-подростка на основе оздоровительной практики физических упражнений
Раздел: дополнительное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО Я-ОБРАЗА ДЕВОЧКИ-
ПОДРОСТКА НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование
у
них
потребности
в
здоровом
образе
жизни
и
физическом
совершенствовании является одной из приоритетных задач воспитательной
практики.
В
решении
данной
задачи
видится
особая
роль
организаций,
осуществляющих дополнительное образование детей, поскольку именно в
них детям и подросткам предлагается на выбор многообразие направлений
для
личностного
развития,
самореализации,
коррекции
и
решения
индивидуальных психофизических проблем. Одним из таких направлений,
реализуемых в СП «Спутник» МБУ ДО ДЮЦ «Меридиан», является
объединение «Фитнес-микс», которое реализует образовательные услуги
физкультурно-спортивной направленности.
Развитие физической культуры и спорта связано с постоянным
увеличением
их
видового
разнообразия,
появлением
новых
видов
физкультурно-спортивной
деятельности,
возрастанием
популярности
инновационных систем физических упражнений, обновлением перечня видов
спорта
и
спортивных
дисциплин.
Среди
них
довольно
широкое
распространение и признание получил в последние годы так называемый
«оздоровительный фитнес». В переводе с английского языка «фитнес
(fitness)»
означает
пригодность,
соответствие.
Вошедшее
в
обиход
российского человека в 90-х годах XX века слово фитнес стало на сегодня
одним из самых часто употребляемых в контексте активной двигательной
деятельности.
На сегодняшний день фитнес нашел свое воплощение в отечественной
оздоровительной физической культуре, поскольку вобрал в себя приемы и
методы как лечебной физической культуры, направленной на восстановление
временно утраченных функций, так и гигиенической, поставив цель –
улучшение
физических
качеств,
совокупность
которых
обеспечивает
надежность функционирования органов и систем человека в условиях
современной среды. Даже поверхностное ознакомление с оздоровительным
фитнесом подтверждает это положение, поскольку в качестве определяющих
факторов
он
рассматривает:
систематические
физические
нагрузки,
сбалансированное питание, здоровый и достаточный сон, релаксацию и
устойчивость к стрессам, отказ от употребления табака, алкоголя и других
вредных привычек.
Как
показывают
результаты
многочисленных
исследований,
оздоровительный
эффект
фитнес-тренировок
основывается
на
тесной
взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ,
внутренними органами. Систематические занятия фитнесом оказывают
значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, усиливают иммунную защиту организма, повышают его
устойчивость к инфекционным болезням, воздействию различных факторов
внешней среды, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают
продуктивность физического и умственного труда. Интеграция различных
видов, средств и методов фитнеса в процесс физического воспитания детей и
подростков может являться одним из наиболее приемлемых путей решения
проблемы по их приобщению к систематическим занятиям физической
культурой. Именно на решение данных проблем направлена работа нашего
объединения «Фитнес-микс».
Специфика объединения «Фитнес-Микс» заключается в том, что его
контингент составляют девочки-подростки 12-18 лет, преимущественно из
неблагополучных и малообеспеченных семей, которые наряду с общими для
своего возраста и социально-экономического положения проблемами, имеют
специфические половозрастные проблемы. Эти проблемы, в большей мере,
проявляются в отношении к своему телу и уходу за ним (излишний вес, мода
на неконтролируемое похудение, подбор и нанесение косметики), а также
общие проблемы социализации, построение адекватного межличностного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проблема выбора компании
по интересам, проблема организации свободного времени, выбора досуга,
подходящего по критериям материальной доступности и доступности по
отношению к месту проживания.
Особо на почве перечисленных проблем хочется выделить основные
виды аддиктивных реализаций, среди которых наличие зависимостей от
употребления алкоголя, никотина, веществ, изменяющих сознание (включая
наркотики), участие в азартных играх (включая компьютерные). Переедание,
голодание, телевизор, виртуальная реальность (общение, игры), длительное
прослушивание музыки.
Для детей очень важно гармоничное физическое развитие, которые
обеспечивают регулярные занятия спортом. В возрасте от 10-17 лет дети
переживают этап бурного развития, в результате чего все системы организма
подвергаются резкому изменению. Особенно скелет ребенка. Кости в этот
период растут быстрее, чем мышцы, поэтому подросток выглядит угловато и
нескладно.
Изменяется и сердечнососудистая система. Образ жизни современного
подростка зачастую малоподвижен, отсюда повышается риск искривления
позвоночника
и
другие
проблемы
со
здоровьем.
Немаловажен
и
психологический факто. Подростки крайне редко довольны своим внешним
видом, из-за чего появляются комплексы и стеснение.
Для решения перечисленных проблем, нами составлен авторский
комплекс упражнений, основанный на сочетании различных элементов
фитнеса и фитнес-йоги (не включающий медитацию).
Занятия йогой, в этот период мягко воздействуют на гормональную
систему,
нормализуют
обмен
веществ,
способствуют
формированию
гармоничной фигуры. Йога уделяет внимание всем системам и органам, всем
мышцам. Налаживается кожно-жировой обмен, правильно развивается
опорно-двигательный
аппарат,
улучшается
кровообращение,
голос
становится более мелодичным, смягчается и улучшается дыхание. А главное
выравнивается характер, позволяя избежать подростковой несносности, от
которой страдают не только родители и учителя, а больше всего сами
подростки.
Более всего подростки нуждаются в энергичной деятельности и
движении. Так что отличительной чертой йоги для подростков является
динамичность. Упражнения в динамике и статике чередуются в процессе
наших занятий, что способствует активизации малоподвижных суставов и
мышц, разогревают закрепощенное тело, делая его более податливым и
гибким. Динамичность оказывает положительное влияние и на мозг:
устраняет апатию и способствует приобретению изящества, равновесия,
проворства,
гибкости,
а
также
помогает
развить
способность
к
психологическому и физическому самоконтролю.
Это замечательно, что последние десятилетие отмечается существенным
интересом к здоровому образу жизни, правильному питанию и профилактике
заболеваний. И это нормально, когда процветает культ здорового тела, а дети
занимаются спортом в соответствии со своими возможностями.
Вспомним себя в возрасте тинэйджера: неиссякаемый запас энергии,
высокая
выносливость,
огромное
количество
внутренних
сил
и
зашкаливающие амбиции. Нужно использовать этот мощный потенциал в
ребенке, чтобы показать ему, как важно именно в подростковый период
создать базу, основу для будущего здоровья и красивого тела.
Занимаясь фитнесом, ребенок без сомнения станет крепче и сильней,
почувствует на себе, как это круто иметь красивое, подтянутое тело, будет
гордиться своими достижениями. Особенно показаны фитнес-тренировки
детям
с
лишним
весом.
Иногда
детские
травмы
толстушек
могут
преследовать человека всю жизнь и стать причиной неудач.
Первым и основным условием наших фитнес-тренировок являются
постепенность наращивания нагрузок, контроль над состоянием подростка и
профессиональный подход к выбору тех или других упражнений.
Название «Фитнес-микс» говорит само за себя. На своих занятиях мы
сочетаем различные виды фитнеса:
Бодифлекса – упражнения на сочетание растяжек и задержек дыхания.
Стретчинга
– упражнения для работы
с мышцами, связками и
суставами.
Пилатеса – упр с концентрацией на дыхательном ритме, правильности
выполнения движений и позиций и осознанием их действия на ту или иную
группу мышц.
Фитнес-йога – не включающая медитацию.
В настоящее время особой популярностью пользуется на наших
занятиях парная йога (йога с партнером «ленивая йога») – вид практики
йоги, когда упражнения выполняются при помощи партнера и как правило по
очереди.
Выполняя упражнения парной йоги, партнеры (желательно примерно
одного роста и веса) помогают друг другу держать равновесие, делать
прогибы наклоны и растяжки, служат друг другу опорой, поддержкой или
наоборот утяжелителем. Работая в паре, они получают возможность
облегчить упражнения, выполнить прежде недоступные асаны или углубить
их. Занятия парной йогой учат доверять партнеру и людям вообще. Сильный
психологический аспект от таких занятий очевиден.
Целью наших комплексных занятий является не только организация
досуга, но и оказание помощи, не только в физическом (коррекция фигуры,
обучение поддержания тела в хорошей форме, уходу за собой, правилам
личной
гигиены,
пользованию
косметическими
средствами),
но
и
в
психологическом плане (изучение личности подростков, посещающих
объединение,
их
индивидуальных
психофизических
различий,
психологические тренинги, как одна из форм проведения занятий, беседы на
тему культуры здорового образа жизни, консультации по подростковым
проблемам).
Педагогическая целесообразность
занятий в нашем объединении
заключается в том, что занимаясь по индивидуально подобранной системе
упражнений, в свободное от учебы время, в кругу сверстников и знакомых,
девочки-подростки через формирование представлений о культуре здоровья,
построения
адекватного
межличностного
взаимодействия,
получают
профилактику аддиктивного поведения, многие из них корректирую свою
девиантость или полностью избавляются от различных зависимостей.