Автор: Буркут Елена Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Гуковская школа - интернат №12
Населённый пункт: г. Гуково, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: О социализации обучающихся в начальной школе детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
В настоящее время положение детей и подростков тревожно:
самоустранение
родителей
от
воспитания,
сиротство,
проблема
трудоустройства,
распространение
детского
алкоголизма,
наркомании,
преступности и т.д.
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в
объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным
социальным институтом для ребенка является школа.
Как мы должны решить, возникшую проблему в начальной школе?
Действительно, мы должны так воспитывать и обучать наших детей,
чтобы они смогли жить в мире с другими людьми, владели такими знаниями,
умения и навыки, которые необходимы для жизни в обществе.
Процесс
социализации
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе включает в себя как
овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными
объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов
социального поведения. Школа - главное место, где формируются жизненные
компетенции ребенка.
Прежде всего, это должна быть единая система воздействия на обучающихся.
В начальной школе её составляют занятия обучение труду и воспитательная
работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.
Наиболее эффективными формами работы могут быть:
- уроки технологии, которые обучают азам будущей профессии, корригируют
трудовые нарушения обучащихся, развивают их творческие способности.
- внеклассные занятия и тематические классные часы; беседы о профессиях;
- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий, выполненных
своими руками;
- игры-викторины, конкурсы;
- изучение детских рассказов о труде взрослых и детей;
- привлечение родителей к совместным праздникам.
Возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны,
необходимо уметь правильно выстроить работу с детьми.
С
первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая
направлена на формирование их трудовых навыков, воспитания таких
качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в
коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знании по
видам
труда,
формируются
трудовые
качества,
проводится
обучение
доступным
приемам
труда,
развивается
самостоятельность
в
труде,
прививается интерес к труду.
Т.е.
трудовое
воспитание
в
начальной
школе
–
это
навыки
самообслуживания, гигиенические навыки, ручной труд;
Приоритетным направлением, на всех этапах обучения, является
ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к
нему и результатам труда. Особенно этот материал затрагивается на уроках
«Мир природы и человека» в темах «Занятия людей весной, летом», на
уроках чтения и т.д.
Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей,
обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и
преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную
роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.
Специфику
внеурочной
деятельности
определяет
направленность
на
достижение
личностных,
предметных
результатов
образовательной
программы начального общего образования. Внеурочная деятельность
выступает в качестве одного из основных компонентов социализации
младшего школьника.
Курс “Мир фантазий” носит интегрированный
характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами
материального мира, объединенными общими закономерностями, которые
обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в
технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного
творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с
индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе
решают не только задачи художественного воспитания, но и более
масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.
Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям
познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия
для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно –
исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот
процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого
ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек
и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность
поколений,
начинают
понимать
свою
причастность
к
историческим
событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения
к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание
ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,
через
выбор
активной
жизненной
позиции,
через
осознание
своей
значимости, неповторимости. Этому способствует курс «Я родился на Дону».
Рассмотрим
некоторые
особенности
технологии,
используемой
во
внеурочной работе.
Информационно-коммуникативные технологии представляют собой
процесс
подготовки
и
передачи
информации
школьнику,
средством
осуществления которых является компьютер.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом
ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального
опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного
человека другому.
Во-вторых,
современные
ИКТ,
повышая
качество
обучения
и
образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к
окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает
каждому человеку возможность получать необходимые знания.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в
образование является важным фактором создания системы образования,
отвечающей
требованиям
и
процессу
реформирования
традиционной
системы образования в свете требований современного общества.
Кружки способны оказать значительную помощь обучающимся в их
социализации. В процессе изготовления поделок в кружке «Умелые ручки»
обучащиеся
знакомятся
с
определёнными
профессиями,
создаётся
возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и
познавательной активности, самостоятельности, привитие любви и уважения
к своим близким.
Система воспитательной работы свидетельствует о целенаправленной работе
всего
педагогического
коллектива
школы,
реализуется
через
ряд
направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных
мероприятиях,
классных
часах,
беседах.
Большинство
мероприятий
также
проходят
с
использованием
информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами
здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в
артистов, изучают жизнь знаменитых
людей.
Следующим
направлением
деятельности
является
спортивно-
оздоровительная работа, которая включает в себя проведение Дня здоровья
и спорта, в которых отражены спортивные мероприятия, «Весёлые старты»,
игры, направленные на привитие воспитанникам культуры здорового образа
жизни.
Физическое
направление
социальной
реабилитации
позволяет
несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны
в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им
предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья
предполагает определенный уровень их трудовой адаптации,
возможность
ориентироваться
в
окружающей
жизни,
соблюдая
определенные правила и нормы поведения.
Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно,
должна привести к положительным результаты.