Напоминание

О социализации обучающихся в начальной школе детей с ОВЗ.


Автор: Буркут Елена Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Гуковская школа - интернат №12
Населённый пункт: г. Гуково, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: О социализации обучающихся в начальной школе детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время положение детей и подростков тревожно:

самоустранение

родителей

от

воспитания,

сиротство,

проблема

трудоустройства,

распространение

детского

алкоголизма,

наркомании,

преступности и т.д.

Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в

объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным

социальным институтом для ребенка является школа.

Как мы должны решить, возникшую проблему в начальной школе?

Действительно, мы должны так воспитывать и обучать наших детей,

чтобы они смогли жить в мире с другими людьми, владели такими знаниями,

умения и навыки, которые необходимы для жизни в обществе.

Процесс

социализации

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе включает в себя как

овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными

объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов

социального поведения. Школа - главное место, где формируются жизненные

компетенции ребенка.

Прежде всего, это должна быть единая система воздействия на обучающихся.

В начальной школе её составляют занятия обучение труду и воспитательная

работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Наиболее эффективными формами работы могут быть:

- уроки технологии, которые обучают азам будущей профессии, корригируют

трудовые нарушения обучащихся, развивают их творческие способности.

- внеклассные занятия и тематические классные часы; беседы о профессиях;

- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий, выполненных

своими руками;

- игры-викторины, конкурсы;

- изучение детских рассказов о труде взрослых и детей;

- привлечение родителей к совместным праздникам.

Возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны,

необходимо уметь правильно выстроить работу с детьми.

С

первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая

направлена на формирование их трудовых навыков, воспитания таких

качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в

коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знании по

видам

труда,

формируются

трудовые

качества,

проводится

обучение

доступным

приемам

труда,

развивается

самостоятельность

в

труде,

прививается интерес к труду.

Т.е.

трудовое

воспитание

в

начальной

школе

это

навыки

самообслуживания, гигиенические навыки, ручной труд;

Приоритетным направлением, на всех этапах обучения, является

ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к

нему и результатам труда. Особенно этот материал затрагивается на уроках

«Мир природы и человека» в темах «Занятия людей весной, летом», на

уроках чтения и т.д.

Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей,

обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и

преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную

роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива.

Специфику

внеурочной

деятельности

определяет

направленность

на

достижение

личностных,

предметных

результатов

образовательной

программы начального общего образования. Внеурочная деятельность

выступает в качестве одного из основных компонентов социализации

младшего школьника.

Курс “Мир фантазий” носит интегрированный

характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами

материального мира, объединенными общими закономерностями, которые

обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в

технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного

творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с

индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе

решают не только задачи художественного воспитания, но и более

масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.

Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными

материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям

познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия

для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно –

исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот

процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого

ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек

и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность

поколений,

начинают

понимать

свою

причастность

к

историческим

событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения

к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков.

Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание

ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,

через

выбор

активной

жизненной

позиции,

через

осознание

своей

значимости, неповторимости. Этому способствует курс «Я родился на Дону».

Рассмотрим

некоторые

особенности

технологии,

используемой

во

внеурочной работе.

Информационно-коммуникативные технологии представляют собой

процесс

подготовки

и

передачи

информации

школьнику,

средством

осуществления которых является компьютер.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом

ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального

опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного

человека другому.

Во-вторых,

современные

ИКТ,

повышая

качество

обучения

и

образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к

окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает

каждому человеку возможность получать необходимые знания.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в

образование является важным фактором создания системы образования,

отвечающей

требованиям

и

процессу

реформирования

традиционной

системы образования в свете требований современного общества.

Кружки способны оказать значительную помощь обучающимся в их

социализации. В процессе изготовления поделок в кружке «Умелые ручки»

обучащиеся

знакомятся

с

определёнными

профессиями,

создаётся

возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и

познавательной активности, самостоятельности, привитие любви и уважения

к своим близким.

Система воспитательной работы свидетельствует о целенаправленной работе

всего

педагогического

коллектива

школы,

реализуется

через

ряд

направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных

мероприятиях,

классных

часах,

беседах.

Большинство

мероприятий

также

проходят

с

использованием

информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами

здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в

артистов, изучают жизнь знаменитых

людей.

Следующим

направлением

деятельности

является

спортивно-

оздоровительная работа, которая включает в себя проведение Дня здоровья

и спорта, в которых отражены спортивные мероприятия, «Весёлые старты»,

игры, направленные на привитие воспитанникам культуры здорового образа

жизни.

Физическое

направление

социальной

реабилитации

позволяет

несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны

в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им

предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья

предполагает определенный уровень их трудовой адаптации,

возможность

ориентироваться

в

окружающей

жизни,

соблюдая

определенные правила и нормы поведения.

Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно,

должна привести к положительным результаты.



В раздел образования