Автор: Криулина Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающие упражнения по развитию психофизиологической базы речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-развивающие упражнения по развитию
психофизиологической базы речи у детей с ТНР
Статья посвящена проблеме по развитию психофизиологической базы речи у
детей дошкольного возраста с речевой патологией и путей её преодоления.
По наблюдениям в процессе работы за детьми с тяжёлыми нарушениями
речи можно отметить качественное своеобразие развития двигательной
сферы. У них нарушение регуляции произвольных движений сочетается с
несформированностью
техники
выполнения
и
недостаточностью
двигательных навыков. У детей с речевой патологией изменён мышечный
тонус, нарушено равновесие, двигательная координация, плохо развита
мелкая моторика, возникают трудности в переключении с одной позиции на
другую,
снижена
скорость
и
ловкость
при
выполнении
движений,
отсутствует их плавность. Дети затрудняются в овладении навыками
самообслуживания
из-за
чрезмерной
медлительности
или
наоборот
импульсивности.
Помимо этого у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается
ограничение
активных
движений
мышц
артикуляционного
аппарата,
нарушение
чёткости
кинестетических
ощущений.
Это
связано
с
органическим поражением центральной нервной системы, при которой
нарушаются двигательные механизмы речи. Дизартрию можно наблюдать у
многих детей с речевой патологией. Она проявляется в недостаточности
иннервации
мышц
речевого
аппарата
и
в
результате
нарушением
артикуляционной моторики.
Наблюдая за детьми во время выполнения упражнений на координацию
движений, можно заметить трудности и ограниченный объём выполнения
движений по подражанию и в результате словесной инструкции взрослого. У
этих детей имеются заметные трудности при выполнении артикуляционных
упражнений перед зеркалом. Двигательные нарушения у данной группы
детей проявляются во всех видах деятельности: при ходьбе, беге, прыжках.
Они нуждаются в помощи взрослого в расстёгивании и застёгивании
пуговиц, завязывании шнурков. Дети испытывают особые трудности в
овладении
ножницами
и
пластилином,
раскрашивании
и
штриховке,
обведении рисунка по контуру, написании печатных букв.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи в результате межсенсорной
координации,
нарушения
координации
движений
и
недостаточности
кинестетических ощущений в дальнейшем наблюдаются существенные
затруднения в овладении графомоторными навыками. У многих детей с
дизартрией снижен темп всех видов деятельности и работоспособности из-за
высокой степени утомляемости и истощаемости. Все выше перечисленные
нарушения в развитии приводят к дезадаптации ребёнка в школе.
Исследователи (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и И.П. Павлов) доказали тесную
взаимосвязь между общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Так, чем
больше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. У
детей с более высоким уровнем развития всей двигательной сферы организма
достаточно
сформированы
психические
процессы
(память,
внимание,
мышление) и как следствие – речь.
К.С. Лебединская,
В.В. Лебединский,
Е.М. Мастюкова,
А.В. Семенович
указывают на тесную связь между психическим и двигательным развитием
детей. Самым важным условием психического развития ребёнка является
развитие его двигательной сферы. Следовательно, важнейшей задачей в
коррекции речевых нарушений и формирования психофизиологической базы
речи, является развитие двигательной сферы ребёнка и адаптация его в
окружающем мире.
Для развития психических процессов, общей, мелкой и артикуляционной
моторики,
пространственных
представлений,
основных
речевых
компонентов, эмоционально-волевой сферы ребёнка можно применять игры
и упражнения (артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику,
массаж и самомассаж, логоритмику, подвижные игры, физкультминутки,
игры с мячом, су-джок терапию, игры с мелкими предметами).
Для
преодоления
всех
вышеперечисленных
нарушений
может
быть
использован комплекс упражнений и игр для развития и совершенствования
как моторных навыков и пространственных представлений, так речевых
компонентов и психических процессов. Данный комплекс может включать
игры и упражнения на движения артикуляционного аппарата, координацию
движений, мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения, развитие
фонематического восприятия и слухового внимания, упражнения для глаз.
Весь этот комплекс упражнений должен быть направлен на развитие
психофизиологической базы речи.
В процессе коррекционной работы необходимо учитывать принципы
последовательности и систематичности в решении задач, направленных на
развитие речевой и двигательной координации детей.
Для создания
благоприятных
условий
в
устранении
речевых
нарушений
у
детей
дошкольного возраста необходима взаимосвязь специалистов и воспитателей
ДОУ и родителей ребёнка.
Ниже
представлен
примерный
комплекс
коррекционно-развивающих
упражнений для развития психофизиологической базы речи у детей с
речевой патологией.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом
стихотворения.
Я сильный ветер, я лечу
Лечу - куда я захочу.
Хочу налево посвищу,
Могу подуть направо.
Потом, подув на облака
Я с силой завываю.
Затем, я отдохнув
Всю землю обдуваю.
(Встаньте, ноги на ширине плеч, руки опущены по швам, вдохните глубоко
носом. Сделайте плавный выдох через губы сложенные трубочкой влево,
вправо, вверх и вниз, делая между ними вдохи. Выполните один раз).
Упражнение «Качели».
Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом
стихотворения.
На качелях мы качались,
Высоко летели вверх
Вниз мы тоже опускались
Очень крепко мы держались.
(Встаньте, широко раскрыв рот, прямые руки вытяните перед грудью.
Одновременно с движениями языка вверх к носу и вниз к подбородку,
сгибайте кисти рук в противоположную сторону).
Упражнения для глаз «Открой - закрой».
Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом
стихотворения.
Кисти рук, когда сжимаем
То глаза мы закрываем
А когда их разжимаем,
То глаза мы открываем.
(Руки вытяните по швам. Одновременно сожмите руки в кулак и сомкните
веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8
раз).
Упражнение «Заборчик».
Встаньте, руки согните в локтях, выставите перед грудью ладонями вперёд,
губы сомкните. Улыбнитесь, обнажив зубы, одновременно разведите руки в
стороны и произнесите длительно звук [и]. Выполните 5 раз.
Упражнение «Скачем на лошадке».
Встаньте, прямые руки поднимите над головой. Одновременно сожмите и
разожмите кулаки обеих рук и цокайте языком.
Упражнение «Толстый хомячок».
Встаньте, ноги вместе, руки опустите вдоль тела. Прямые руки вытяните в
стороны, пальцы при этом разведите веером, ноги раздвиньте в прыжке на
ширину плеч, щёки надуйте (3-5 с.). Вернитесь в исходное положение.
Повторите 5 раз.
Игра «Хлопни – топни».
Встаньте,
услышав
звук
бубна,
хлопните
в
ладоши,
услышав
звук
колокольчика, топните ногой. Выполните по 3-5 раз на каждый звук.