Напоминание

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию психофизиологической базы речи у детей с ТНР


Автор: Криулина Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающие упражнения по развитию психофизиологической базы речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающие упражнения по развитию

психофизиологической базы речи у детей с ТНР

Статья посвящена проблеме по развитию психофизиологической базы речи у

детей дошкольного возраста с речевой патологией и путей её преодоления.

По наблюдениям в процессе работы за детьми с тяжёлыми нарушениями

речи можно отметить качественное своеобразие развития двигательной

сферы. У них нарушение регуляции произвольных движений сочетается с

несформированностью

техники

выполнения

и

недостаточностью

двигательных навыков. У детей с речевой патологией изменён мышечный

тонус, нарушено равновесие, двигательная координация, плохо развита

мелкая моторика, возникают трудности в переключении с одной позиции на

другую,

снижена

скорость

и

ловкость

при

выполнении

движений,

отсутствует их плавность. Дети затрудняются в овладении навыками

самообслуживания

из-за

чрезмерной

медлительности

или

наоборот

импульсивности.

Помимо этого у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается

ограничение

активных

движений

мышц

артикуляционного

аппарата,

нарушение

чёткости

кинестетических

ощущений.

Это

связано

с

органическим поражением центральной нервной системы, при которой

нарушаются двигательные механизмы речи. Дизартрию можно наблюдать у

многих детей с речевой патологией. Она проявляется в недостаточности

иннервации

мышц

речевого

аппарата

и

в

результате

нарушением

артикуляционной моторики.

Наблюдая за детьми во время выполнения упражнений на координацию

движений, можно заметить трудности и ограниченный объём выполнения

движений по подражанию и в результате словесной инструкции взрослого. У

этих детей имеются заметные трудности при выполнении артикуляционных

упражнений перед зеркалом. Двигательные нарушения у данной группы

детей проявляются во всех видах деятельности: при ходьбе, беге, прыжках.

Они нуждаются в помощи взрослого в расстёгивании и застёгивании

пуговиц, завязывании шнурков. Дети испытывают особые трудности в

овладении

ножницами

и

пластилином,

раскрашивании

и

штриховке,

обведении рисунка по контуру, написании печатных букв.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи в результате межсенсорной

координации,

нарушения

координации

движений

и

недостаточности

кинестетических ощущений в дальнейшем наблюдаются существенные

затруднения в овладении графомоторными навыками. У многих детей с

дизартрией снижен темп всех видов деятельности и работоспособности из-за

высокой степени утомляемости и истощаемости. Все выше перечисленные

нарушения в развитии приводят к дезадаптации ребёнка в школе.

Исследователи (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и И.П. Павлов) доказали тесную

взаимосвязь между общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Так, чем

больше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. У

детей с более высоким уровнем развития всей двигательной сферы организма

достаточно

сформированы

психические

процессы

(память,

внимание,

мышление) и как следствие – речь.

К.С. Лебединская,

В.В. Лебединский,

Е.М. Мастюкова,

А.В. Семенович

указывают на тесную связь между психическим и двигательным развитием

детей. Самым важным условием психического развития ребёнка является

развитие его двигательной сферы. Следовательно, важнейшей задачей в

коррекции речевых нарушений и формирования психофизиологической базы

речи, является развитие двигательной сферы ребёнка и адаптация его в

окружающем мире.

Для развития психических процессов, общей, мелкой и артикуляционной

моторики,

пространственных

представлений,

основных

речевых

компонентов, эмоционально-волевой сферы ребёнка можно применять игры

и упражнения (артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику,

массаж и самомассаж, логоритмику, подвижные игры, физкультминутки,

игры с мячом, су-джок терапию, игры с мелкими предметами).

Для

преодоления

всех

вышеперечисленных

нарушений

может

быть

использован комплекс упражнений и игр для развития и совершенствования

как моторных навыков и пространственных представлений, так речевых

компонентов и психических процессов. Данный комплекс может включать

игры и упражнения на движения артикуляционного аппарата, координацию

движений, мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения, развитие

фонематического восприятия и слухового внимания, упражнения для глаз.

Весь этот комплекс упражнений должен быть направлен на развитие

психофизиологической базы речи.

В процессе коррекционной работы необходимо учитывать принципы

последовательности и систематичности в решении задач, направленных на

развитие речевой и двигательной координации детей.

Для создания

благоприятных

условий

в

устранении

речевых

нарушений

у

детей

дошкольного возраста необходима взаимосвязь специалистов и воспитателей

ДОУ и родителей ребёнка.

Ниже

представлен

примерный

комплекс

коррекционно-развивающих

упражнений для развития психофизиологической базы речи у детей с

речевой патологией.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом

стихотворения.

Я сильный ветер, я лечу

Лечу - куда я захочу.

Хочу налево посвищу,

Могу подуть направо.

Потом, подув на облака

Я с силой завываю.

Затем, я отдохнув

Всю землю обдуваю.

(Встаньте, ноги на ширине плеч, руки опущены по швам, вдохните глубоко

носом. Сделайте плавный выдох через губы сложенные трубочкой влево,

вправо, вверх и вниз, делая между ними вдохи. Выполните один раз).

Упражнение «Качели».

Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом

стихотворения.

На качелях мы качались,

Высоко летели вверх

Вниз мы тоже опускались

Очень крепко мы держались.

(Встаньте, широко раскрыв рот, прямые руки вытяните перед грудью.

Одновременно с движениями языка вверх к носу и вниз к подбородку,

сгибайте кисти рук в противоположную сторону).

Упражнения для глаз «Открой - закрой».

Ребёнок выполняет движения в соответствии с произносимым текстом

стихотворения.

Кисти рук, когда сжимаем

То глаза мы закрываем

А когда их разжимаем,

То глаза мы открываем.

(Руки вытяните по швам. Одновременно сожмите руки в кулак и сомкните

веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8

раз).

Упражнение «Заборчик».

Встаньте, руки согните в локтях, выставите перед грудью ладонями вперёд,

губы сомкните. Улыбнитесь, обнажив зубы, одновременно разведите руки в

стороны и произнесите длительно звук [и]. Выполните 5 раз.

Упражнение «Скачем на лошадке».

Встаньте, прямые руки поднимите над головой. Одновременно сожмите и

разожмите кулаки обеих рук и цокайте языком.

Упражнение «Толстый хомячок».

Встаньте, ноги вместе, руки опустите вдоль тела. Прямые руки вытяните в

стороны, пальцы при этом разведите веером, ноги раздвиньте в прыжке на

ширину плеч, щёки надуйте (3-5 с.). Вернитесь в исходное положение.

Повторите 5 раз.

Игра «Хлопни – топни».

Встаньте,

услышав

звук

бубна,

хлопните

в

ладоши,

услышав

звук

колокольчика, топните ногой. Выполните по 3-5 раз на каждый звук.



В раздел образования