Напоминание

"Аттестация учащихся при дистанционном обучении"


Автор: Каталымова Ирина Ивановна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Аттестация учащихся при дистанционном обучении"
Раздел: полное образование





Назад




Аттестация учащихся при дистанционном обучении.

Автор: Каталымова Ирина Ивановна – преподаватель-организатор ОБЖ

(высшая категория), учитель физики и астрономии высшей категории

ГБОУ СОШ№ 347с углубленным изучением английского языка Невского

района Санкт-Петербурга.

Мы перешли на удаленное- дистанционное обучение. В апреле 2020г

все сразу и по принуждению. Обучение с использованием дистанционных

образовательных технологий означает использование образовательных

платформ и ресурсов сети Интернет. Мы должны организовать оценивание

получаемых обучающимися знаний и формировать их умения. Знаем, что

оценка знаний, умений и навыков, полученных в условиях дистанционного

обучения, приобретает особое значение по причине опосредованного

контакта обучающегося и педагога и нам пока еще непривычного. При этом

также, как и при очном обучении мы можем применять различные формы

контроля и оценивания.

Если в содержании образовательных программ включен пункт о

возможности применения электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий, прописанных в Уставах образовательных

организаций присутствует пункт о возможности использования сочетания

различных форм получения образования и форм обучения, то это большой

плюс для любого учителя. .

Всем нам знакома накопительная система отметок при организации

текущего контроля и промежуточной аттестации. Мы вправе использовать

дистанционные образовательные технологии. Но хотим свести к минимуму

обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам, и

платформам, работающим в on-line режиме. Предметов много – ученик один.

Но в условиях нынешней ситуации, считаю важным планировать свою

педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения,

создавать простейшие, нужные для обучающихся, ссылки на ресурсы и

создавать СВОИ задания. Особо ценно для обучающегося, если учитель

выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или

аудио рецензий, онлайн консультаций.

Для контроля и оценки результатов обучения педагогическая наука

рекомендует следующие способы дистанционного взаимодействия:

• письменные работы обучающихся с последующей передачей их

учителю в электронном виде, в том числе с использованием учебных

пособий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений

обучающихся по учебному предмету (при их наличии);

• онлайн тесты, самостоятельно разработанные учителем или

методическим объединением учителей;

• подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами

изучаемой темы с последующей автоматизированной обработкой данных;

• выполнение обучающимися небольших по объему творческих,

проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы

взаимодействия через ресурсы сети Интернет.

Для себя считаю важным: оценивание работ учащихся в процессе

обучения, умения, анализирую знания, ценностные установки и оценки,

поведение учащегося, обязательно говорю об успехах и недостатках

учащегося лично, устанавливаю обратную связь учитель-ученик. Моя

основная цель данного вида оценивания - мотивировать учащегося на

дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

Чтобы исключить возможность фальсификации обучения, считаю

необходимым идентификацию личности обучающегося, особенно для

контроля при дистанционном обучении. Поскольку именно контроль в

образовательном процессе сводится к проверке хода и результатов

теоретического и практического усвоения КАЖДЫМ учащимся учебного

материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе

дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду

опосредованного контакта обучающегося и педагога. И как следствие,

повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм

контроля качества знаний.

При организации текущего контроля, я делаю акцент на выполнение

учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной

среде: задания с ответом в виде файла; задания с ответом в виде текста;

задания с ответом вне сайта; тесты; лабораторные и практические задания по

видеосюжетам и др. В дистанционном обучении широко применяю тестовый

контроль как для самопроверки, для проведения итогового контроля. В

повседневной жизни провожу тестовые задания и в здании школы.

Предпочтительными для меня являются формы текущего контроля,

использующие компьютерные технологии не только для проведения

контрольного мероприятия, но и для обработки его результатов. Задания

содержат описание шкалы количественных оценок контроля и соответствия

баллов достигнутому уровню знаний и умений ученика. Формы текущего

контроля в обязательном порядке фиксирую в тематическом планировании

по предмету. Реализую возможность учета различных вариантов проверки:

рецензирование, оценивание, рецензирование и оценивание, учитываю

различные системы оценивания (балльные, словесные).

Самоконтроль обучающимся осуществляю с помощью компьютерных

обучающих систем, элементарными приемами, путем ответов на

контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы. Среди

многообразия методов оценки подготовки учащихся пользуюсь следующими

формами: -личное интервью с преподавателем (в синхронном или

асинхронном режиме); - написание реферата по заданной теме

(индивидуально, в паре с другим учащимся или в составе группы,

работающей по одному проекту); - референтную оценку работы другого

учащегося, изучающего ту же тему; - - оценку работы другим учащимся,

работающим в одной учебной группе; - самооценку. В дистанционном

обучении использую новые формы оперативного контроля за учебной

деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ

учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создаем портфолио работ

некоторых учащихся (пока по желанию). Текущий контроль осуществляю

через - взаимодействие между учителем и учеником в режиме реального

времени во время проведения урока и после; - через обсуждение изучаемых

вопросов в форуме во время дискуссий, семинаров и т.п.; - через

тестирование (автоматическая проверка, проверка учителем при текстовом

ответе); - через выполнение учеником заданий, требующих развернутого

ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка).

Промежуточная аттестация - проверка всех знаний, навыков и умений

ученика, полученных при обучении по учебной дисциплине (я преподаю

сразу три предмета – ОБЖ, физику и астрономию). По- моему мнению,

промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения

учеником учебных целей и выполнения учебных задач программы.

Много лет широко применяю тестирование как в очной, заочной (для

отсутствующих учащихся) форме, так и в форме он-лайн тестирования.

Ученики отвечают на вопросы, не выходя из сети и в режиме реального

времени. Оценка может выставляться автоматически (если в тесте только

выбираются ответы или ответ может быть однозначно сопоставлен эталону)

или мною (если в тесте есть открытые вопросы). Время ответов строго

ограничено на уроке, либо в течение некоторого времени при

дистанционном обучении.

При этом четко осознаю, что готовя учащихся к контрольным работам,

необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Хотя

понимаю, что недопустимо нагнетание и преувеличение роли контрольной

работы в общем образовательном процессе обучающегося.

Для организации формирующего оценивания я рекомендую выбирать

те его виды, которые не требуют развернутого устного ответа. Ученик видит

правильные ответы и не сомневается в объективности выставления отметки.

Регулярное проведение небольших по объему работ дает возможность

отследить усвоение материала, его глубокое понимание каждым учеником.

И как следствие, накопляемость отметок делает возможным объективно

аттестовывать всех учащихся, даже отсутствующих длительное время.

В содержании оценки дистанционного обучения сочетаются функции

внутреннего и внешнего контроля: внешняя оценка и самооценка. Основные

принципы контроля учащихся в дистанционном обучении:

принцип объективности: познавательная деятельность оценивается при

минимальном воздействии субъективного фактора;

принцип демократичности: создание равных условий для всех учащихся;

принцип массовости и кратковременности: контроль должен быть

организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку

знаний у большого количества учеников.

Освоение основной образовательной программы невозможно без

промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация – это

механизм контроля результатов освоения обучающимися всего объема или

части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной

программы. Промежуточная аттестация является частью системы

внутришкольного мониторинга качества образования и отражает динамику

индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с

планируемыми результатами освоения основной образовательной программы

соответствующего уровня общего образования.

Процесс обучения при правильном построении –это направляемая

целеустремленная работа учащихся, которая приносит запланированный и

ожидаемый результат, и усваиваемые знания преобразуются обучающимся в

лично для него значимую систему, и только тогда, у него появляется стойкий

интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной

деятельности, а это способствует еще большему подъему эффективности

процесса обучения.

Вот некоторые тесты для моих учеников по физике, астрономии, ОБЖ



В раздел образования