Автор: Каталымова Ирина Ивановна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Аттестация учащихся при дистанционном обучении"
Раздел: полное образование
Аттестация учащихся при дистанционном обучении.
Автор: Каталымова Ирина Ивановна – преподаватель-организатор ОБЖ
(высшая категория), учитель физики и астрономии высшей категории
ГБОУ СОШ№ 347с углубленным изучением английского языка Невского
района Санкт-Петербурга.
Мы перешли на удаленное- дистанционное обучение. В апреле 2020г
все сразу и по принуждению. Обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий означает использование образовательных
платформ и ресурсов сети Интернет. Мы должны организовать оценивание
получаемых обучающимися знаний и формировать их умения. Знаем, что
оценка знаний, умений и навыков, полученных в условиях дистанционного
обучения, приобретает особое значение по причине опосредованного
контакта обучающегося и педагога и нам пока еще непривычного. При этом
также, как и при очном обучении мы можем применять различные формы
контроля и оценивания.
Если в содержании образовательных программ включен пункт о
возможности применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, прописанных в Уставах образовательных
организаций присутствует пункт о возможности использования сочетания
различных форм получения образования и форм обучения, то это большой
плюс для любого учителя. .
Всем нам знакома накопительная система отметок при организации
текущего контроля и промежуточной аттестации. Мы вправе использовать
дистанционные образовательные технологии. Но хотим свести к минимуму
обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам, и
платформам, работающим в on-line режиме. Предметов много – ученик один.
Но в условиях нынешней ситуации, считаю важным планировать свою
педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения,
создавать простейшие, нужные для обучающихся, ссылки на ресурсы и
создавать СВОИ задания. Особо ценно для обучающегося, если учитель
выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или
аудио рецензий, онлайн консультаций.
Для контроля и оценки результатов обучения педагогическая наука
рекомендует следующие способы дистанционного взаимодействия:
• письменные работы обучающихся с последующей передачей их
учителю в электронном виде, в том числе с использованием учебных
пособий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений
обучающихся по учебному предмету (при их наличии);
• онлайн тесты, самостоятельно разработанные учителем или
методическим объединением учителей;
• подборки заданий в соответствии с планируемыми результатами
изучаемой темы с последующей автоматизированной обработкой данных;
• выполнение обучающимися небольших по объему творческих,
проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы
взаимодействия через ресурсы сети Интернет.
Для себя считаю важным: оценивание работ учащихся в процессе
обучения, умения, анализирую знания, ценностные установки и оценки,
поведение учащегося, обязательно говорю об успехах и недостатках
учащегося лично, устанавливаю обратную связь учитель-ученик. Моя
основная цель данного вида оценивания - мотивировать учащегося на
дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Чтобы исключить возможность фальсификации обучения, считаю
необходимым идентификацию личности обучающегося, особенно для
контроля при дистанционном обучении. Поскольку именно контроль в
образовательном процессе сводится к проверке хода и результатов
теоретического и практического усвоения КАЖДЫМ учащимся учебного
материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе
дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду
опосредованного контакта обучающегося и педагога. И как следствие,
повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм
контроля качества знаний.
При организации текущего контроля, я делаю акцент на выполнение
учащимися различных видов заданий, используемых в специальной учебной
среде: задания с ответом в виде файла; задания с ответом в виде текста;
задания с ответом вне сайта; тесты; лабораторные и практические задания по
видеосюжетам и др. В дистанционном обучении широко применяю тестовый
контроль как для самопроверки, для проведения итогового контроля. В
повседневной жизни провожу тестовые задания и в здании школы.
Предпочтительными для меня являются формы текущего контроля,
использующие компьютерные технологии не только для проведения
контрольного мероприятия, но и для обработки его результатов. Задания
содержат описание шкалы количественных оценок контроля и соответствия
баллов достигнутому уровню знаний и умений ученика. Формы текущего
контроля в обязательном порядке фиксирую в тематическом планировании
по предмету. Реализую возможность учета различных вариантов проверки:
рецензирование, оценивание, рецензирование и оценивание, учитываю
различные системы оценивания (балльные, словесные).
Самоконтроль обучающимся осуществляю с помощью компьютерных
обучающих систем, элементарными приемами, путем ответов на
контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы. Среди
многообразия методов оценки подготовки учащихся пользуюсь следующими
формами: -личное интервью с преподавателем (в синхронном или
асинхронном режиме); - написание реферата по заданной теме
(индивидуально, в паре с другим учащимся или в составе группы,
работающей по одному проекту); - референтную оценку работы другого
учащегося, изучающего ту же тему; - - оценку работы другим учащимся,
работающим в одной учебной группе; - самооценку. В дистанционном
обучении использую новые формы оперативного контроля за учебной
деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ
учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создаем портфолио работ
некоторых учащихся (пока по желанию). Текущий контроль осуществляю
через - взаимодействие между учителем и учеником в режиме реального
времени во время проведения урока и после; - через обсуждение изучаемых
вопросов в форуме во время дискуссий, семинаров и т.п.; - через
тестирование (автоматическая проверка, проверка учителем при текстовом
ответе); - через выполнение учеником заданий, требующих развернутого
ответа (проверка учителем, рецензия учителя на ответ, оценка).
Промежуточная аттестация - проверка всех знаний, навыков и умений
ученика, полученных при обучении по учебной дисциплине (я преподаю
сразу три предмета – ОБЖ, физику и астрономию). По- моему мнению,
промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения
учеником учебных целей и выполнения учебных задач программы.
Много лет широко применяю тестирование как в очной, заочной (для
отсутствующих учащихся) форме, так и в форме он-лайн тестирования.
Ученики отвечают на вопросы, не выходя из сети и в режиме реального
времени. Оценка может выставляться автоматически (если в тесте только
выбираются ответы или ответ может быть однозначно сопоставлен эталону)
или мною (если в тесте есть открытые вопросы). Время ответов строго
ограничено на уроке, либо в течение некоторого времени при
дистанционном обучении.
При этом четко осознаю, что готовя учащихся к контрольным работам,
необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Хотя
понимаю, что недопустимо нагнетание и преувеличение роли контрольной
работы в общем образовательном процессе обучающегося.
Для организации формирующего оценивания я рекомендую выбирать
те его виды, которые не требуют развернутого устного ответа. Ученик видит
правильные ответы и не сомневается в объективности выставления отметки.
Регулярное проведение небольших по объему работ дает возможность
отследить усвоение материала, его глубокое понимание каждым учеником.
И как следствие, накопляемость отметок делает возможным объективно
аттестовывать всех учащихся, даже отсутствующих длительное время.
В содержании оценки дистанционного обучения сочетаются функции
внутреннего и внешнего контроля: внешняя оценка и самооценка. Основные
принципы контроля учащихся в дистанционном обучении:
принцип объективности: познавательная деятельность оценивается при
минимальном воздействии субъективного фактора;
принцип демократичности: создание равных условий для всех учащихся;
принцип массовости и кратковременности: контроль должен быть
организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку
знаний у большого количества учеников.
Освоение основной образовательной программы невозможно без
промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация – это
механизм контроля результатов освоения обучающимися всего объема или
части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы. Промежуточная аттестация является частью системы
внутришкольного мониторинга качества образования и отражает динамику
индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
Процесс обучения при правильном построении –это направляемая
целеустремленная работа учащихся, которая приносит запланированный и
ожидаемый результат, и усваиваемые знания преобразуются обучающимся в
лично для него значимую систему, и только тогда, у него появляется стойкий
интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной
деятельности, а это способствует еще большему подъему эффективности
процесса обучения.
Вот некоторые тесты для моих учеников по физике, астрономии, ОБЖ