Автор: Юдина Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: с.Апалиха
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи на уроках географии
Раздел: среднее образование
Межпредметные связи на уроках географии
Всё течёт, и нет ничего более постоянного,
чем постоянные изменения
Конфуций.
Время, в котором мы живём, называется веком глобальной
информатизации. Непрерывный информационный поток льётся на нас с
многочисленных экранов. Психика человека вынуждена приспосабливаться.
Один из способов такой адаптации - возникновение клипового мышления.
Но, к сожалению, клиповое мышление имеет и отрицательное значение.
При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику
разрозненных фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в
калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых. Такой способ
потребления и освоения любой информации, поступающей из внешних
источников,
особенно
опасен
для
детей
и
подростков.
Результат
-
рассредоточенное внимание, снижение способности концентрироваться на
решении конкретных задач, ухудшение памяти, поспешность в выводах,
неумение формулировать свои мысли, низкий словарный запас, а самое
печальное
последствие
–
ослабление
чувства
сопереживания,
ответственности. Клиповое мышление в итоге мешает человеку быть
целостным.
В то же время одним из основных дидактических принципов
современного образования является принцип целостности личности. Он
предполагает
формирование
у
учащихся
обобщённого
системного
представления о мире, природе, обществе, о самом себе, социокультурном
мире и мире деятельном. Как же разрешить это противоречие?
Идею синектики, которую я использую на уроках, помогает в решении
этой
проблемы.
Сам
метод
синектики
основан
на
свойстве
мозга
устанавливать ассоциативные связи между словами, понятиями, чувствами,
мыслями. Слово синектика в переводе с греческого обозначает «совмещение
разнородных элементов». Метод
срабатывает тогда, когда мы сравниваем 2
объекта, которые между собой обычно никак не сопоставляются, и когда
нужно установить взаимосвязь – между известным и изучаемым новым,
опираясь на опыт чего-то изученного.
Основными инструментами синектики
являются аналогия или метафора.
В синектике применяется четыре вида
аналогии – прямая, личная, символическая и фантастическая.
Личная аналогия (эмпатия) основывается на отождествлении себя с
объектом географического исследования. Суть ее состоит в том, чтобы
самому войти «в образ» и прочувствовать все нюансы происходящего с этим
объектом.
Прямая аналогия
предполагает сравнение одного географического
объекта с другим, находящимся в совершенно другой области знаний, тех-
нике.
Символическая аналогия требует неожиданное, яркое определение,
показывающее предмет с необычной стороны.
Фантастическая аналогия предполагает формирование фантастических
образов, выполняющих
то, что требуется по условиям задачи.
Будучи учителем совершенно, на первый взгляд, разных предметов –
географии и ОПК, применяя метод синектики, провожу уроки, позволяющие
увидеть единство окружающего мира и духовного мира человека. Так
появились «Великий Невидимка»- урок о ветре, «Слёзы неба »- урок об
осадках и т.п. Недавно был проведён открытый урок «Жизни река бежит»,
на котором дети открывали знания о реке как географическом объекте,
опираясь на нравственные понятия, знакомые по урокам ОПК. Уже в
самой формулировке темы урока и в его содержательной линии реализуется
идея синектики. Для того чтобы реализовать эту идею в гармонии, была
выбрана форма урока: путешествие - размышление
.
Помогали нам плыть
волны - афоризмы. Путешествие началось с истока реки. У всего есть начало,
и у реки и жизни тоже есть начало. Выяснили, как называется начало реки,
где может начинаться река? Как называется начало жизни ( Детство,
молодость). Нашли волны, которые несут нам эти мудрости, связанные с
началом реки и жизни человека? Река мутнеет с истока. Муть идёт по всей
реке. Это прямой смысл. Но у каждой пословицы есть ещё переносный,
обобщённый смысл. Если не о реке, а о человеке сказать… Рассуждаем…
Честь, добродетели, достоинство всё закладывается в детстве. И хорошее и
к сожалению, плохое. Если хорошее беречь, то плохого, мутного будет
меньше в жизни. Береги честь смолоду.
Жизнь как река?
Жизнь как река, в истоке возникает.
На свет родившись чистым родником,
Вобрав тепло и свет, проистекает
Из детства говорливым ручейком.
Итак, лодки готовы! Но пока мы их строили две волны слились в одну,
мудрость её звучала в песне.
Прикрепляю волну «Что у истока человек пошлёт, то и получит в
устье у реки».
Затем ребята искали ключевое слово в определении реки. ( Поток). Басня
Крылова «Пруд и река», которую ребята выучили дома и инсценировали на
уроке, помогла найти важную добродетель, которую можно сравнить с
потоком. Это - труд. Это примеры использования прямой аналогии. Этот
же приём вы увидите в видеофрагменте урока.
В ходе работы с текстом учебника дети определили особенности горной и
равнинной рек. После чего была применена личная аналогия (эмпатия).
Я предложила ребятам представить себя рекой и рассказать, какой именно:
горной или равнинной. Войдя в образ, дети подробно описывали, какую
скорость течения они имеют, глубину долины, крутизну склонов,
особенности русла и поймы.
Жизнь как река?
Жизнь как река.
В ней омут чувств: от радости до горя.
Неудержим событий жизни бег.
И бьются волн стремнины средь предгорий,
Среди равнин нрав безмятежен рек.
Характер у всех разный, но есть одно правило для всех. Его подсказала
сказка про речку, которая вдруг рассердилась и вышла из своих берегов. И
уже никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной,
вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото…
А была речка. Добрая, весёлая лесная речка. Только вот из себя вышла.
Находим волну, на которой написано важное правило для всех.
Не надо выходить из себя. Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит…
Тише, пожалуйста, тише…
Дальше по течению реки нам встретились – пороги (участки реки с
бурным течением). Прошу ребят предположить причину их образования и
провести им самим аналогии между рекой и жизнью человека. Ребята
высказывают свои мысли, что есть такое в жизни человека аналогично
порогам на реке. Таким образом, установили связь между понятиями пороги
на реке с трудностями в жизни человека.
С самого начала путешествия по реке и до его конца проводились
аналогии между совершенно не связанными, на первый взгляд, между собой
понятиями: исток - детство, притоки - друзья, речная система - система
ценностей, бассейн реки – семья и школа, пороги - трудности, жизнь - путь к
Богу. Волны - афоризмы стали мостиками, соединяющими эти аналогии и
позволяющими в итоге сформировать образ реки, сочетающий в себе реку
как географическое понятие и как символ человеческой жизни. Данный
метод позволяет широко использовать межпредметные связи с целью
получения метапредметных результатов. Когда мы рассматриваем предмет с
разных сторон, объединяем несопоставимые вещи, мы способствуем
формированию у ребёнка целостной картины мира.
Таким образом, считаю, что синектика - важный метод, позволяющий
изучить объект с разных сторон и, несомненно, он заслуживает дальнейшего
практического применения.