Напоминание

Межпредметные связи на уроках географии


Автор: Юдина Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: с.Апалиха
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Межпредметные связи на уроках географии

Всё течёт, и нет ничего более постоянного,

чем постоянные изменения

Конфуций.

Время, в котором мы живём, называется веком глобальной

информатизации. Непрерывный информационный поток льётся на нас с

многочисленных экранов. Психика человека вынуждена приспосабливаться.

Один из способов такой адаптации - возникновение клипового мышления.

Но, к сожалению, клиповое мышление имеет и отрицательное значение.

При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику

разрозненных фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в

калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых. Такой способ

потребления и освоения любой информации, поступающей из внешних

источников,

особенно

опасен

для

детей

и

подростков.

Результат

-

рассредоточенное внимание, снижение способности концентрироваться на

решении конкретных задач, ухудшение памяти, поспешность в выводах,

неумение формулировать свои мысли, низкий словарный запас, а самое

печальное

последствие

ослабление

чувства

сопереживания,

ответственности. Клиповое мышление в итоге мешает человеку быть

целостным.

В то же время одним из основных дидактических принципов

современного образования является принцип целостности личности. Он

предполагает

формирование

у

учащихся

обобщённого

системного

представления о мире, природе, обществе, о самом себе, социокультурном

мире и мире деятельном. Как же разрешить это противоречие?

Идею синектики, которую я использую на уроках, помогает в решении

этой

проблемы.

Сам

метод

синектики

основан

на

свойстве

мозга

устанавливать ассоциативные связи между словами, понятиями, чувствами,

мыслями. Слово синектика в переводе с греческого обозначает «совмещение

разнородных элементов». Метод

срабатывает тогда, когда мы сравниваем 2

объекта, которые между собой обычно никак не сопоставляются, и когда

нужно установить взаимосвязь – между известным и изучаемым новым,

опираясь на опыт чего-то изученного.

Основными инструментами синектики

являются аналогия или метафора.

В синектике применяется четыре вида

аналогии – прямая, личная, символическая и фантастическая.

Личная аналогия (эмпатия) основывается на отождествлении себя с

объектом географического исследования. Суть ее состоит в том, чтобы

самому войти «в образ» и прочувствовать все нюансы происходящего с этим

объектом.

Прямая аналогия

предполагает сравнение одного географического

объекта с другим, находящимся в совершенно другой области знаний, тех-

нике.

Символическая аналогия требует неожиданное, яркое определение,

показывающее предмет с необычной стороны.

Фантастическая аналогия предполагает формирование фантастических

образов, выполняющих

то, что требуется по условиям задачи.

Будучи учителем совершенно, на первый взгляд, разных предметов –

географии и ОПК, применяя метод синектики, провожу уроки, позволяющие

увидеть единство окружающего мира и духовного мира человека. Так

появились «Великий Невидимка»- урок о ветре, «Слёзы неба »- урок об

осадках и т.п. Недавно был проведён открытый урок «Жизни река бежит»,

на котором дети открывали знания о реке как географическом объекте,

опираясь на нравственные понятия, знакомые по урокам ОПК. Уже в

самой формулировке темы урока и в его содержательной линии реализуется

идея синектики. Для того чтобы реализовать эту идею в гармонии, была

выбрана форма урока: путешествие - размышление

.

Помогали нам плыть

волны - афоризмы. Путешествие началось с истока реки. У всего есть начало,

и у реки и жизни тоже есть начало. Выяснили, как называется начало реки,

где может начинаться река? Как называется начало жизни ( Детство,

молодость). Нашли волны, которые несут нам эти мудрости, связанные с

началом реки и жизни человека? Река мутнеет с истока. Муть идёт по всей

реке. Это прямой смысл. Но у каждой пословицы есть ещё переносный,

обобщённый смысл. Если не о реке, а о человеке сказать… Рассуждаем…

Честь, добродетели, достоинство всё закладывается в детстве. И хорошее и

к сожалению, плохое. Если хорошее беречь, то плохого, мутного будет

меньше в жизни. Береги честь смолоду.

Жизнь как река?

Жизнь как река, в истоке возникает.

На свет родившись чистым родником,

Вобрав тепло и свет, проистекает

Из детства говорливым ручейком.

Итак, лодки готовы! Но пока мы их строили две волны слились в одну,

мудрость её звучала в песне.

Прикрепляю волну «Что у истока человек пошлёт, то и получит в

устье у реки».

Затем ребята искали ключевое слово в определении реки. ( Поток). Басня

Крылова «Пруд и река», которую ребята выучили дома и инсценировали на

уроке, помогла найти важную добродетель, которую можно сравнить с

потоком. Это - труд. Это примеры использования прямой аналогии. Этот

же приём вы увидите в видеофрагменте урока.

В ходе работы с текстом учебника дети определили особенности горной и

равнинной рек. После чего была применена личная аналогия (эмпатия).

Я предложила ребятам представить себя рекой и рассказать, какой именно:

горной или равнинной. Войдя в образ, дети подробно описывали, какую

скорость течения они имеют, глубину долины, крутизну склонов,

особенности русла и поймы.

Жизнь как река?

Жизнь как река.

В ней омут чувств: от радости до горя.

Неудержим событий жизни бег.

И бьются волн стремнины средь предгорий,

Среди равнин нрав безмятежен рек.

Характер у всех разный, но есть одно правило для всех. Его подсказала

сказка про речку, которая вдруг рассердилась и вышла из своих берегов. И

уже никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной,

вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото…

А была речка. Добрая, весёлая лесная речка. Только вот из себя вышла.

Находим волну, на которой написано важное правило для всех.

Не надо выходить из себя. Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит…

Тише, пожалуйста, тише…

Дальше по течению реки нам встретились – пороги (участки реки с

бурным течением). Прошу ребят предположить причину их образования и

провести им самим аналогии между рекой и жизнью человека. Ребята

высказывают свои мысли, что есть такое в жизни человека аналогично

порогам на реке. Таким образом, установили связь между понятиями пороги

на реке с трудностями в жизни человека.

С самого начала путешествия по реке и до его конца проводились

аналогии между совершенно не связанными, на первый взгляд, между собой

понятиями: исток - детство, притоки - друзья, речная система - система

ценностей, бассейн реки – семья и школа, пороги - трудности, жизнь - путь к

Богу. Волны - афоризмы стали мостиками, соединяющими эти аналогии и

позволяющими в итоге сформировать образ реки, сочетающий в себе реку

как географическое понятие и как символ человеческой жизни. Данный

метод позволяет широко использовать межпредметные связи с целью

получения метапредметных результатов. Когда мы рассматриваем предмет с

разных сторон, объединяем несопоставимые вещи, мы способствуем

формированию у ребёнка целостной картины мира.

Таким образом, считаю, что синектика - важный метод, позволяющий

изучить объект с разных сторон и, несомненно, он заслуживает дальнейшего

практического применения.



В раздел образования