Автор: Попова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ БГО Губаревская СОШ
Населённый пункт: город Борисоглебск
Наименование материала: Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.
Тема: Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.
Раздел: среднее образование
1
Воспитание позитивной гражданской активности подростков как
одно из направлений внеклассной деятельности.
Аннотация
18 марта 2018 года состоялось важное событие в политической жизни
России - выборы Президента. Население страны и их соотечественники за
рубежом
проявили
гражданскую
активность
и
проголосовали
за
достойного кандидата. Но сделали свой выбор только те, кто достиг
возраста 18 лет. А проявить гражданскую активность стремятся не только
взрослые, но и школьники.
Одной из основных задач воспитания подрастающего поколения
является формирование личности с активной гражданской позицией,
способной воспользоваться своими правами, стремящейся к этому и
готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
«Гражданская активность – это осознанное участие человека в жизни
общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию
важнейших
ценностей
при
разумном
соотношении
личностных
и
общественных интересов»
[1]
.
Никто из нас не рождается с ясным представлением об устройстве
страны и мира, однако с опытом приходит понимание определённых
ценностей,
осознание
необходимости
тех
или
иных
действий.
Формирование гражданской активности происходит на разных уровнях.
Оно начинается в кругу семьи, продолжается в школьные годы, а
заканчивается собственными поисками ответов на интересующие вопросы.
Сделать тот или иной выбор всегда сложно, ведь человек находится в
непрерывном
информационном
потоке:
интернет,
литература,
телевидение, другие средства массовой информации. Всё это направлено
на личность, формирует особую точку зрения. Мы живём в динамичном,
постоянно
развивающемся
мире
и
вынуждены
успевать
за
его
стремительным движением вперёд. При всём этом нужно постараться
сохранить основополагающие ценности: патриотизм (любовь к Родине,
городу, школе, семье), гражданственность, активную жизненную позицию,
нравственность и другие качества. Труднее всего это сделать подросткам,
молодёжи. У них гражданская активность ещё не совсем сформирована, но
уже может проявляться в различных сферах деятельности: трудовой,
общественной, духовно-нравственной.
В
современной
школе
на
учителей-предметников
и
классных
руководителей
возлагается
большая
ответственность
–
воспитание
гражданской
активности
подростков,
способных
самостоятельно
построить успешную жизнь и принести пользу обществу в целом. Хочется
поделиться педагогическим опытом воспитания гражданской активности
2
учеников 5 – 11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№53»(военно-патриотическое направление).
У русского народа есть славные воинские победы, память о которых
передаётся из поколения в поколение. На таких примерах воспитывается
дух нации, гордость за великие подвиги предков. Победа русского народа в
Великой Отечественной войне – важный факт в истории страны. Маршал
К.К. Рокоссовский говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не
умеешь хранить память о мёртвых»
[2]
.
С 1990 года в школе работает музей боевой славы 13-ой гвардейской
Полтавской дважды Краснознамённой, орденов Ленина, Суворова и
Кутузова стрелковой дивизии. Он был создан по инициативе ветерана этой
дивизии курянина И.А. Шляева и учителя истории Э.М. Михайловой. В
нём собраны материалы, рассказывающие о славных подвигах солдат,
офицеров и их командира Александра Ильича Родимцева.Для учеников
проводятся тематические классные часы, «Уроки мужества», в стенах
музея организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Подготовлена группа экскурсоводов, состоящая из учеников 9-ых классов.
Перед зданием школы находится бюст А.И. Родимцева. 9 мая, в День
Победы, организуется почётный караул из обучающихся образовательного
учреждения.
На
базе
школы
действует
кружок
«Музейное
дело»
(руководители: М.С. Алехина, И.Д. Кришавицкая). В ходе этих занятий
школьники с интересом открывают не только новые страницы истории
Великой Отечественной войны, но и факты героической биографии дедов
и прадедов.
Каждый учебный год в феврале проводится Смотр строя и песни,
посвящённый Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских
захватчиков. Подготовка к торжественному мероприятию начинается с
выбора
песни,
отработки
команд,
четкого
шага.
На
репетиции
приглашаются курсанты «Кадетского профессионального лицея №27»,
которые являются выпускниками нашей школы и служат примером для
ребят. Участники Смотра испытывают чувство гордости, что уже с таких
юных лет являются продолжателями традиций защитников Отечества.
Обучающиеся 8-10 классов занимаются в военно-патриотическом клубе
«Отечество» (руководитель С.Н. Губанов). В период летних каникул члены
клуба участвуют в раскопах и перезахоронении останков погибших в годы
Великой Отечественной войнысолдат. Эта деятельностьпроводится под
руководством центра «Поиск» (руководитель И.П. Цуканов).
Школьному отряду юнармейцев предоставлялось почётное право нести
Вахту памяти на Посту №1 у Вечного огня и Обелиска Славы на
мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-
1945
годов».
Члены
школьного
волонтёрского
отряда
«Надежда»
неоднократно участвовали в акции по уборке могил солдат и офицеров на
3
Никитском кладбище.Обучающаяся 11 «А» класса Акулова Карина и
ученик 9 «Б» класса Нескородов Геннадий несколько лет занимаются в
ВПК «Кремлёвец». На занятиях у курсантов формируют качества
настоящего
патриота,
гордящегося
историей
своего
Отечества.
Их
объединяет интерес к огневой и строевой подготовке и желание поступить
в высшие военные учебные заведения.
Ученики 10, 11 классов с портретами ветеранов, тружеников тыла,
узников
концлагерей
стали
участниками
Всероссийской
акции
«Бессмертный полк». Многие надели гимнастёрки, у всех на груди
находился символ Победы – георгиевская ленточка. Обучающиеся 1-9
классовизучили
биографии
и
подготовили
материалы
о
своих
прадедушках, прабабушках, родных и близких, воевавших на различных
фронтах, ковавших победу в тылу. «Герои Победы – наши прадеды, деды!»
- так сначала называлась акция «Бессмертный полк»
[3]
. Эта акция
проводится в память о тех, кому обязаны жизнью, кому хотим выразить
благодарность.Мы гордимся нашей страной, нашим народом! Великая
Отечественная война стала историей, но память о ней должна жить, ведь её
главные участники – это Люди и Время. «Не забывать Время – это значит
не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.»
[4]
Важным направлением деятельности педагогов по формированию
гражданской
активности
школьников
является
организация
добровольческих
(волонтёрских)
отрядов.
В
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №53» с 2015 года действует отряд «Надежда»,
его работой руководит заместитель директора по ВР Л.А. Семенова.
Помощь в проведении мероприятий оказывают классные руководители 9-
11 классов (Токарева Г.Н., Ануфриева Т.Н., Вострикова Т.Н.). В
деятельности отряда реализуются следующие направления: «Волонтёры
Победы»,
социальное,
экономическое,
медицинское
и
культурно-
просветительское. Члены отряда гордятся каждым достижением, которое
отражается в их «Личной книжке волонтёра».Ученики с удовольствием
занимаются общественной деятельностью, приобретая необходимый опыт
участия в жизни страны (концерт для воспитанников школы-интерната
№2, выступление агитбригады
«За здоровый
образ
жизни» перед
учениками
интерната
№5,
акция
«Книгодарение»,
мастер-класс
«Новогодняя игрушка»).
Гражданская активность подростков предполагает их деятельность.
Одни направляют все свои силы на решение глобальных проблем, другие
заботятся о благополучии страны, третьи стремятся помочь людям,
которые их окружают. Школьник, как и любой член общества, должен
направлять
свою
деятельность
на
благо
России.
Без
правильно
организованной
воспитательной
работы
невозможно
сформировать
гражданскую
активность
подростков.Если
обобщить
сказанное,
то
гражданская
активность
может
выражаться
следующими
словами:
4
«Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира
зависят от поступков каждого из нас».
[5]
Воспитание граждан и патриотов
своей Родины – процесс длительный, требующий особого внимания и
терпения. Большинство педагогов, классных руководителей обладают
этими необходимыми качествами. Мы верим в подрастающее поколение.
Россию ждёт достойное будущее!
Список литературы
1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб, 1999
2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1988.
3. Бондарев Ю.В. “Мгновения. Рассказы”. Издательство ИТРК, 2014
4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в
учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в
учебной и трудовой деятельности. — М., 2008.