Напоминание

Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.


Автор: Попова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ БГО Губаревская СОШ
Населённый пункт: город Борисоглебск
Наименование материала: Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.
Тема: Воспитание позитивной гражданской активности подростков как одно из направлений внеклассной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




1

Воспитание позитивной гражданской активности подростков как

одно из направлений внеклассной деятельности.

Аннотация

18 марта 2018 года состоялось важное событие в политической жизни

России - выборы Президента. Население страны и их соотечественники за

рубежом

проявили

гражданскую

активность

и

проголосовали

за

достойного кандидата. Но сделали свой выбор только те, кто достиг

возраста 18 лет. А проявить гражданскую активность стремятся не только

взрослые, но и школьники.

Одной из основных задач воспитания подрастающего поколения

является формирование личности с активной гражданской позицией,

способной воспользоваться своими правами, стремящейся к этому и

готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

«Гражданская активность – это осознанное участие человека в жизни

общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию

важнейших

ценностей

при

разумном

соотношении

личностных

и

общественных интересов»

[1]

.

Никто из нас не рождается с ясным представлением об устройстве

страны и мира, однако с опытом приходит понимание определённых

ценностей,

осознание

необходимости

тех

или

иных

действий.

Формирование гражданской активности происходит на разных уровнях.

Оно начинается в кругу семьи, продолжается в школьные годы, а

заканчивается собственными поисками ответов на интересующие вопросы.

Сделать тот или иной выбор всегда сложно, ведь человек находится в

непрерывном

информационном

потоке:

интернет,

литература,

телевидение, другие средства массовой информации. Всё это направлено

на личность, формирует особую точку зрения. Мы живём в динамичном,

постоянно

развивающемся

мире

и

вынуждены

успевать

за

его

стремительным движением вперёд. При всём этом нужно постараться

сохранить основополагающие ценности: патриотизм (любовь к Родине,

городу, школе, семье), гражданственность, активную жизненную позицию,

нравственность и другие качества. Труднее всего это сделать подросткам,

молодёжи. У них гражданская активность ещё не совсем сформирована, но

уже может проявляться в различных сферах деятельности: трудовой,

общественной, духовно-нравственной.

В

современной

школе

на

учителей-предметников

и

классных

руководителей

возлагается

большая

ответственность

воспитание

гражданской

активности

подростков,

способных

самостоятельно

построить успешную жизнь и принести пользу обществу в целом. Хочется

поделиться педагогическим опытом воспитания гражданской активности

2

учеников 5 – 11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

№53»(военно-патриотическое направление).

У русского народа есть славные воинские победы, память о которых

передаётся из поколения в поколение. На таких примерах воспитывается

дух нации, гордость за великие подвиги предков. Победа русского народа в

Великой Отечественной войне – важный факт в истории страны. Маршал

К.К. Рокоссовский говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не

умеешь хранить память о мёртвых»

[2]

.

С 1990 года в школе работает музей боевой славы 13-ой гвардейской

Полтавской дважды Краснознамённой, орденов Ленина, Суворова и

Кутузова стрелковой дивизии. Он был создан по инициативе ветерана этой

дивизии курянина И.А. Шляева и учителя истории Э.М. Михайловой. В

нём собраны материалы, рассказывающие о славных подвигах солдат,

офицеров и их командира Александра Ильича Родимцева.Для учеников

проводятся тематические классные часы, «Уроки мужества», в стенах

музея организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Подготовлена группа экскурсоводов, состоящая из учеников 9-ых классов.

Перед зданием школы находится бюст А.И. Родимцева. 9 мая, в День

Победы, организуется почётный караул из обучающихся образовательного

учреждения.

На

базе

школы

действует

кружок

«Музейное

дело»

(руководители: М.С. Алехина, И.Д. Кришавицкая). В ходе этих занятий

школьники с интересом открывают не только новые страницы истории

Великой Отечественной войны, но и факты героической биографии дедов

и прадедов.

Каждый учебный год в феврале проводится Смотр строя и песни,

посвящённый Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских

захватчиков. Подготовка к торжественному мероприятию начинается с

выбора

песни,

отработки

команд,

четкого

шага.

На

репетиции

приглашаются курсанты «Кадетского профессионального лицея №27»,

которые являются выпускниками нашей школы и служат примером для

ребят. Участники Смотра испытывают чувство гордости, что уже с таких

юных лет являются продолжателями традиций защитников Отечества.

Обучающиеся 8-10 классов занимаются в военно-патриотическом клубе

«Отечество» (руководитель С.Н. Губанов). В период летних каникул члены

клуба участвуют в раскопах и перезахоронении останков погибших в годы

Великой Отечественной войнысолдат. Эта деятельностьпроводится под

руководством центра «Поиск» (руководитель И.П. Цуканов).

Школьному отряду юнармейцев предоставлялось почётное право нести

Вахту памяти на Посту №1 у Вечного огня и Обелиска Славы на

мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945

годов».

Члены

школьного

волонтёрского

отряда

«Надежда»

неоднократно участвовали в акции по уборке могил солдат и офицеров на

3

Никитском кладбище.Обучающаяся 11 «А» класса Акулова Карина и

ученик 9 «Б» класса Нескородов Геннадий несколько лет занимаются в

ВПК «Кремлёвец». На занятиях у курсантов формируют качества

настоящего

патриота,

гордящегося

историей

своего

Отечества.

Их

объединяет интерес к огневой и строевой подготовке и желание поступить

в высшие военные учебные заведения.

Ученики 10, 11 классов с портретами ветеранов, тружеников тыла,

узников

концлагерей

стали

участниками

Всероссийской

акции

«Бессмертный полк». Многие надели гимнастёрки, у всех на груди

находился символ Победы – георгиевская ленточка. Обучающиеся 1-9

классовизучили

биографии

и

подготовили

материалы

о

своих

прадедушках, прабабушках, родных и близких, воевавших на различных

фронтах, ковавших победу в тылу. «Герои Победы – наши прадеды, деды!»

- так сначала называлась акция «Бессмертный полк»

[3]

. Эта акция

проводится в память о тех, кому обязаны жизнью, кому хотим выразить

благодарность.Мы гордимся нашей страной, нашим народом! Великая

Отечественная война стала историей, но память о ней должна жить, ведь её

главные участники – это Люди и Время. «Не забывать Время – это значит

не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.»

[4]

Важным направлением деятельности педагогов по формированию

гражданской

активности

школьников

является

организация

добровольческих

(волонтёрских)

отрядов.

В

МБОУ

«Средняя

общеобразовательная школа №53» с 2015 года действует отряд «Надежда»,

его работой руководит заместитель директора по ВР Л.А. Семенова.

Помощь в проведении мероприятий оказывают классные руководители 9-

11 классов (Токарева Г.Н., Ануфриева Т.Н., Вострикова Т.Н.). В

деятельности отряда реализуются следующие направления: «Волонтёры

Победы»,

социальное,

экономическое,

медицинское

и

культурно-

просветительское. Члены отряда гордятся каждым достижением, которое

отражается в их «Личной книжке волонтёра».Ученики с удовольствием

занимаются общественной деятельностью, приобретая необходимый опыт

участия в жизни страны (концерт для воспитанников школы-интерната

№2, выступление агитбригады

«За здоровый

образ

жизни» перед

учениками

интерната

№5,

акция

«Книгодарение»,

мастер-класс

«Новогодняя игрушка»).

Гражданская активность подростков предполагает их деятельность.

Одни направляют все свои силы на решение глобальных проблем, другие

заботятся о благополучии страны, третьи стремятся помочь людям,

которые их окружают. Школьник, как и любой член общества, должен

направлять

свою

деятельность

на

благо

России.

Без

правильно

организованной

воспитательной

работы

невозможно

сформировать

гражданскую

активность

подростков.Если

обобщить

сказанное,

то

гражданская

активность

может

выражаться

следующими

словами:

4

«Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира

зависят от поступков каждого из нас».

[5]

Воспитание граждан и патриотов

своей Родины – процесс длительный, требующий особого внимания и

терпения. Большинство педагогов, классных руководителей обладают

этими необходимыми качествами. Мы верим в подрастающее поколение.

Россию ждёт достойное будущее!

Список литературы

1. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб, 1999

2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1988.

3. Бондарев Ю.В. “Мгновения. Рассказы”. Издательство ИТРК, 2014

4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в

учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в

учебной и трудовой деятельности. — М., 2008.



В раздел образования