Автор: Ржепецкая Клавдия Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: Березово
Наименование материала: конспект урока
Тема: урок- викторина «По тропинкам сказочной Литературии»
Раздел: среднее образование
Дата:
Класс: 8
Тема: Урок- викторина «По тропинкам сказочной Литературии»
Цель:
формирование у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной
игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески
применять знания в новых ситуациях.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания обучающихся о прочитанных сказках.
Коррекционно-развивающие: развивать умения узнавать сказки и их героев;
развивать творческое воображение, ассоциативную память,
образное мышление,
слуховую память;
Воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к
устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Оборудование: компьютер, аудиосказки, портреты писателей, карточки с заданиями,
фасоль, горох, листы с заданиями, картинки героев сказок, 2 листа ватмана,
фломастеры.
Тип урока: обобщение знаний
Ход урока
1.
Организационный момент.
Дорогие ребята!
Сядьте ровно, улыбнемся друг другу. У нас сегодня гости.
Постарайтесь быть внимательными и активными. Мы рады приветствовать всех вас
на
литературной
викторине!
«По тропинкам сказочной Литературии». Скажите, а вы любите сказки? Сказка это -
древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой
древности. Какие типы сказок вы знаете? (авторские и народные), также сказки
делятся на виды. Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые).
А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько
хорошо вы знаете авторов сказок и сказки. Для этого нам необходимо разделиться на
две команды. Каждая команда должна выбрать себе название и командира.
Викторина состоит из различных конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За
каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа,
отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с
названиями, героями сказок, с авторами, которые их написали. После каждого
конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри.)
1 Конкурс «Визитная карточка». Придумать название команды, чтобы название
было связано со сказками, выбрать командира. Представить.
2 Конкурс «Узнайте писателя по портрету и назовите сказки, которые он
написал».
(показываю портреты писателей)
А) Пушкин А.С
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «У лукоморья
дуб зелёный» и т.д.)
Сказка о царе Салтане.)
Б) Корней Иванович Чуковский
(«Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха» и т.д.)
В) Ганс Христиан Андерсен («Гадкий утенок», « Снежная королева», « Русалочка»,
"Принцесса на горошине", "Дюймовочка», "Свинопас", "Оле-Лукойе" , "Огниво" и
т.д.)
3 Конкурс «Литературная разминка». Необходимо каждой команде в течение
минуты ответить на наибольшее количество вопросов (1 балл за правильный ответ).
Вопросы для первой команды:
1.
1.В какой сказке хищная рыба исполняла желания?( «По щучьему велению»)
2.
2. В какой сказке сказочный персонаж использовал хвост в качестве удочки?
(Волк в сказке «Лиса и Волк»)
3.
Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца?
(Мальчик-с-пальчик)
4.
Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
5.
Кто спал на тюфяках и перине, под которыми была горошина? (Принцесса)
6.
Как звали главных героев «Снежной королевы?» (Кай и Герда)
7.
Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Из тюльпана)
8.
Кто из героев сказки помогал вытягивать репку после Жучки? (Кошка)
9.
Кто разбил золотое яичко? (Мышка)
10.
Какую обувь носил кот – друг маркиза Карабаса? (Сапоги)
11.
Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка?» (Лубяная)
12.
Кто съел колобка? (Лиса)
13.
Из чего была сделана карета Золушки? (Из тыквы)
14.
Любимое блюдо Карлсона? (Варенье)
15.
У кого в голове опилки? (У Винни Пуха)
16.
Любимый праздник Карлсона? (День рождения)
17.
Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
Вопросы для второй команды:
1.
В какой сказке падчерица собирала подснежники? («Двенадцать месяцев»)
2.
В какой сказке сказочный персонаж потерял хрустальную туфельку («Золушка»)
3.
Как звали кота в «Приключениях в Простоквашино»? (Кот Матроскин)
4.
Куда летал Незнайка? (На Луну)
5.
Сколько богатырей было в «Сказке о царе Салтане?» (33 богатыря)
6.
Что съела царевна, прежде, чем умерла? (Яблоко)
7.
Во сколько часов Золушка должна была явиться домой? (В 12)
8.
Злая старуха, которая вредила крокодилу Гене и Чебурашке? (Старуха
Шапокляк)
9.
Кем работал дядя Степа- великан? (Милиционером)
10.
Сколько шариков было у Пятачка? (2)
11.
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
12.
Кто поломал теремок? (Медведь)
13.
Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой)
14.
Каким был утенок, пока не стал лебедем? (Гадким)
15.
Кто помог Дюймовочке попасть в теплые края? (Ласточка)
16.
Кто хотел поменять хост на ноги? (Русалочка)
17.Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого)
4 Конкурс «Послушай сказку». (Вы слушаете аудиосказку и называете название
сказки.)
1) «Сказка о попе и его работнике Балде»
2) «Золотая рыбка»
3) «Мертвая царевна»
4) «У лукоморья дуб зеленый»
5) « Сказка о рыбаке и рыбке»
6) « Сказка о царе Салтане»
5 Конкурс «Собери пазл». (Необходимо собрать героя сказки) задание для 2 гр.
5 Конкурс «Бюро находок» (Задание, определить и написать какому сказочному
герою принадлежат данные предметы, выполняется у доски)
1)горошина (Принцессе);
2)красная шапочка (Красной Шапочке);
3)санки (Каю);
4)старое корыто (Старухе);
5)красивая туфелька (Золушке);
6)маленькая гармошка (Крокодилу Гене);
7)скорлупка грецкого ореха (Дюймовочке);
8)зеркало (Мачехе);
9)волшебная лампа (Алладину);
10)метла (Бабе-яге);
11)яйцо (Курочке Рябе);
12)чугунок с топором (Солдату);
13)живая вода (Ивану-царевичу).
14) печка (Емеле)
6 Конкурс «Доска объявлений». (1 балл за правильный ответ. Команды вынимают
листочки с текстами из мешочка. По тексту догадаться, какой сказочный герой
написал объявление).
1.Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать,
писать, а также хорошим манерам. (Мальвина)
2.Одинокий мечтатель, рост 13 метров, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь
трехглавой подруге. (Змей Горыныч)
3.Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать
хочется. (Спящая красавица)
4.Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и др. (Винни-
Пух)
5.Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)
6.Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан)
7.Нашедшему
ключ
из
драгоценного
металла
гарантирую
вознаграждение.
(Буратино)
8.Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)
9.Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка)
10.
Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)
7 Конкурс «Помоги Золушке». ( Насыпаны фасоль и горох. Вам необходимо
отобрать фасоль от гороха. Кто быстрее. Звучит музыка, вы отбираете, музыка
выключается, меняетесь с другим участником вашей команды и т. д.)
8 Конкурс «Путаница». (Почтальон перепутал адресатов. Помогите найти, кому
адресованы письма. Стрелочками на доске соедините адресата и письмо, участвует
каждый участник команды).
1.Коту Матроскину. 9Зазеркалье.
2.Гулливеру. 1Деревня Простоквашино.
3.Василисе Премудрой. 5Цветочный город.
4.Великому Гудвину. 3Тридевятое царство.
5.Незнайке.6 Город Ленинград, улица Бассейная.
6.Рассеянному. 7Яхта «Беда».
7.Капитану Врунгелю. 8Королевство кривых зеркал.
8.Гурду. 4Изумрудный город.
9.Алисе. 2Лилипутия.
9 Конкурс «Нарисуй портрет». (С завязанными глазами участники команды
поочередно рисуют портрет колобка).
10 Конкурс «Раскрась героя сказки, быстро и красиво
».
(Задание для 2 гр.).
10 Конкурс
«
Расшифруй слова».
(Вставьте пропущенную букву в карточке и
дополните имя сказочного героя. За правильный ответ – балл команде).
Сивка-…(Бурка),
Крошечка…(Хаврошечка),
Лиса …(Патрикеевна),
Царевна-…(лягушка),
Сапоги-…(скороходы),
Жар-…(Птица),
Иванушка-…(Дурачок),
Гуси-…(Лебеди).
11 Конкурс «Сравни
».
( Вспомните, какая черта человеческого характера схожа с
поведением животного)
Храбр как…(лев),
хитер как…(лиса),
труслив как…(заяц),
упрям как…(осел),
голоден как…(волк),
неповоротлив как…(медведь),
вынослив как …(лошадь),
драчлив как…(петух),
болтлив как…(сорока),
надулся как…(индюк),
сонный как (муха),
медлительный как …(черепаха).
12 Конкурс «Расколдуй портрет».
(По описанию угадайте героя, выходите
поочередно из каждой команды и находите героя сказки на картинках).
1.
Всех излечит, исцелит
И под деревом сидит. (Айболит)
2.
Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
3.
Налетчик на варенье и плюшки. (Карлсон)
4.
Самый круглый сказочный герой.) (Колобок)
5.
Бородатый тиран кукол. (Карабас Барабас)
6.
Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)
7.
Девочка с необычным цветом волос. (Мальвина)
8.
Мужчина, использовавший сковороду и перчатки, как наряд. (Рассеянный)
9.
Сказочный герой немыслимой худобы, верящий в бессмертие. (Кощей )
10.
Герой с врожденными уродствами: одним туловищем, тремя головами, двумя
ногами, двумя крыльями, одним хвостом. (Змей Горыныч)
11.
Это кровожадный герой покушался на жизнь семерых маленьких беззащитных
серых существ. (Волк)
12.
Этот сказочный герой нес в подарок на день рождения горшочек меда, но мед
неожиданно закончился. (Винни-Пух)
13 Конкурс «Заморочки из мешочка». (1 балл за правильный ответ)
(Команды по очереди тянут из мешочков вопросы).
1. Он не знает ничего, вы все знаете его.
Отвечай мне без утайки, как зовут его?.. (Незнайка)
2. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
3. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)
4. И зайчонок, и волчица – все идут к нему лечится. (Доктор Айболит)
5. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кто же были эти маленькие дети? (Козлята)
6. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
7. Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку, знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
8. Два розовых уха и розовый хвостик,
Ходил с Винни-Пухом он к Кролику в гости. (Пятачок)
14 Конкурс командиров.
А)Узнайте героя одного из произведений русской литературы по его
психологическому портрету, объясните выбор, назовите автора.
Для этой героини доступны абсолютно все земные и неземные блага. Она
живёт вне времени. При желании она могла бы легко добиться самых невероятных
успехов. Но ей это не надо. Она спокойна, скромна. Живёт
просто и довольствуется малым.Для неё не проблема выживать в мире
корыстных и кровожадных. Можно сделать предположение, что и для
этих кровожадных она авторитет. Не любит оставаться в долгу и умеет быть
благодарной.Однако никогда и никому не позволит наступить на
чувство собственного достоинства. Её судьба божественно высока
Ответ: золотая рыбка
Б)Узнайте героя одного из произведений русской литературы по его
психологическому портрету, объясните выбор, назовите автора.
Эгоистичен, прихотлив, высокомерен, но своё высокомерие редко
обнаруживает в воинственных ситуациях, чаще предпочитает
отвернуться и уйти от проблем. Верит в свою интуицию, в своё
победоносное шествие по жизни,не понимая при этом, что близкие люди из-за него
страдают. Он не захотел быть рядом с теми, кто его изначально любил
таким, каким он родился. Он не способен соизмерить реальное и желаемое, видимо,
поэтому его история печальна и поучительна для тех, чей характер только
формируется.
Ответ: колобок
Итоги урока.
-Ребята каких писателей сегодня мы с вами вспомнили?
-Какие сказки этих писателей вы знаете, вспомнили?
-Сказки делятся на типы, какие? Виды, какие?
Рефлексия.
-Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы
уходите с занятия. Ответьте, пожалуйста, выберите нужный смайлик, свой ответ
лучше начинать со слов:
Урок интересный, потому что…
Урок взволновал меня, потому что…
Урок заставил задуматься о том, что…
Оценивание, (комментирование оценки)
- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».
- Молодцы… Они получают «4».
- Старались сегодня,…но нужно подтянутся «3».