Автор: Чичиян Марина Игоревна
Должность: преподаватель фольклорного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Русскохаланская детская школа искусств"
Населённый пункт: Чернянского района Белгородской области
Наименование материала: Особенности празднично – обрядовой культуры села Кузькино, Чернянского района, Белгородской области
Тема: Особенности празднично – обрядовой культуры села Кузькино.
Раздел: дополнительное образование
Особенности празднично – обрядовой культуры села Кузькино.
История родного края, вбирает в себя памятники природы, архитектуры,
предметы быта, традиционные праздники, обряды и сопровождающие их
песни. Почитание обычаев и традиций своих предков, уклад жизни придали
устойчивость
обрядам,
их
смыслу
и
содержанию,
закрепляя
в
слове
и
обрядовой
символике.
Народный
праздник
всегда
выполнял
важные
общественные
функции,
имел
глубокий
смысл.
Ведь
праздник,
это
проявление культуры коллектива, начиная от принятых форм проведения и
заканчивая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.
Так с давних пор в селе Кузькино бытует праздник Рождества Христова,
который в старину начинался в полночь, когда можно было увидеть такое
зрелище:
в
разных
местах
села,
преимущественно
на
самых
высоких
пригорках загорались костры. Их жгли дети, подростки, и взрослые. Возле
костра собиралось много народу, ряженые ходили по дворам и колядовали:
Коляда, коляда,
Что ты нам принесла.
Что варила, что пекла
Выноси скорей сюда.
На Святки молодёжь собиралась на игрища: в хате - сегодня у одного, а
завтра
у
другого
участника.
Самыми
распространёнными
были
игры:
«Ладоши», «Соседи», «Кольцо на лицо», «Жгутья». Под Старый Новый год,
в «Богатый вечер», ходили по дворам с песенками – щедровками:
Щедрики, ведрики,
Выноси вареники
Не вынесешь колбасу
Усю хату разнясу.
Традиционно щедровщиков угощали варениками с сыром (солёный творог).
Если хозяева не спешили с угощением, им пели пожелание такого характера:
Чтоб вам крысы велись,
И у суп катились
И лягушки велись,
И у борщ катились.
Часам
к
двенадцати
девушки
устраивали
гадания.
Подходили
к
окну
и
спрашивали хозяев: «Как моего жениха зовут?».
Заносили
в хату кур,
ставили перед ними зеркало, воду, сыпали зерно. Если курица смотрела в
зеркало и чистила пёрышки, значит, жених будет хвастун и гуляка. Если пила
воду – пьяница, а если клевала зерно – богатый жених будет. Бросали лапти
и валенки через забор, а потом смотрели, чей, куда ляжет носком, в ту
сторону и замуж ходить.
Утром,
14
января
на
Новый
год
(часов
в
пять)
начинали
ходить
посевальщики, припевая
Сею, вею, посеваю,
Рожь, овёс, пшеницу,
На каждую боженицу,
Где волк хвостом,
Там рожь мостом,
Где бык рогом,
Там пшеница стогом.
Посевальщиков одаривали деньгами, угощали сладостями и варениками.
Все дни масленичной недели дети и взрослые катались с гор, устраивали
кулачные бои «улица на улицу», в которых участвовали мужчины разных
возрастов. Со словами «Го!» мужики начинали бороться, кто кого прогонит
на конец села тот и победитель. Однако главным событием, связанным с
молодожёнами, было посещение тёщ зятьями. Тёщины вечерки приходились
на пятницу и продолжались до воскресенья.
На сороки в селе Кузькино пекли печенье – фигурки жаворонков. С этими
фигурками ходили гулять возле скирдочек, затем – часть съедали, а часть
клали в определённое место и хранили до следующего года на « хороший
урожай».
На Троицу девушки гадали на венках, бросая их
в реку. В эти дни
молодёжь собирались «табунами», сооружала рели, и качались «парами». На
каждый день был свой определённый наряд. Так, в первый день надевали
холстину, на второй день - атлас , на третий день праздника - «штофенный»
наряд.
Свадьба – один из самых традиционных обрядов в селе Кузькино. Невесту
присматривали
родители
и
родственники
жениха.
Наводили
окольными
путями
справки
о
ней:
проворна
ли
в
работе,
аккуратна,
не
грешит
ли
дурными поступками. Существовал обычай – незаметно, через доверенное
лицо испытать девушку на разумение и сообразительность. Заручившись
согласием девушки на брак и взяв у неё в залог что – нибудь, парень
объявляет своим родителям о намерении засылать сватов.
Сватать шли под вечер в субботу или воскресенье. На роль сватов
приглашались родственники или соседи жениха, обычно женатые мужчины и
женщины,
речистые,
находчивые,
которые
способны
выйти
из
любого
трудного положения, расположить к себе не всегда сговорчивых родителей
невесты.
Мать
жениха
вручает
сватам
специально
испечённый
«каравай»
и
обращается к ним с просьбой: «Пойдите, похлопочите за нашего сына».
Вместе со сватами идут жених, его отец и мать. Подойдя к дому невесты,
стучатся, и под видом странников, охотников или купцов, прослышавших о
красном товаре, говорят: «Примите, добры люди, дальних купцов в дом!
Долго едем, уморились, приморозились, дозвольте погреться да отдохнуть».
« Хорошим людям мы всегда рады, проходите», – отвечают хозяева.
Все, кроме жениха входят в хату. « Слышали мы, - продолжают сваты, - у
вас имеется красный товар, а у нас – добрый молодец, у вас девица, а у нас –
парубок. Так не будем ли сватами? – допытывается старший». « Может, и
будем, сейчас спросим дочку, да и не мешало,
бы взглянуть на купца, не
хромой ли, не косой», - отвечают родители невесты. «За этим дело не станет,
сейчас покажем», - говорит сват и вводит жениха. Тот с поклоном здоровается
с родителями невесты. Его заставляют пройтись, «показаться». « Наш
жених хороший, -
не унимается сват, - табака не курит, водку не пьёт, с
ребятами не дерётся, но и кулаков не боится. На то он и парубок. Теперь
желаем взглянуть на девицу!».
Жениха посылают найти невесту и привести её в хату. Когда они
появляются, сват обращается к ней с вопросом: « Ну что (имя), по нраву ли
тебе наш молодец, пойдёшь за него?» - «По нраву, но без воли отца, матери
не пойду» - отвечает девушка. « Ну, как дорогие мать и отец, глянулся вам
наш жених?» - не унимается сват. «Нам-то глянулся, но последнее слово за
дочкой, ей жить» - стоят на своём родители. Бери, дочка, хлеб, хочешь – свой
отдавай, хочешь их возвращай.
В знак согласия невеста берёт принесённый хлеб и ставит на почётное
место, а взамен вручает сватам свой, испечённый по этому случаю. Или
разрезает
принесённый
каравай,
одну
половину
оставляя
себе,
другую,
символизирующую состоявшееся сватовство, с поклоном возвращает сватам.
« Ну, сваточки, родимые, - говорит старший сват, - давайте, и мы в знак
обоюдного согласия ударим по рукам!».
Молодые удаляются в другую комнату, а сватов усаживают за стол «на
совет» и начинаются переговоры о предстоящей свадьбе: назначают сроки,
оговаривают
число
гостей
со
стороны
жениха
и
невесты,
характер
и
количество подарков друг другу.
Закончив переговоры, старший сват обращается к отцу невесты; «Ну сват,
когда
же
рушники
будут?».
Обряд
перевязывания
рушниками
сватов
своеобразный акт народной помолвки, во время которой девушка и парень
объявляются
женихом
и
невестой.
Мать
невесты
выносит
поднос
со
сложенными
рушниками,
собственноручно
приготовленных
невестой,
которые она преподносит вначале будущему свёкру и свекрови, а затем –
другим
родственникам
жениха.
Невеста
вначале
перевязывает
жениха
шарфом, затем рушниками и платками старшего свата, дружек, которым тут
же объявляют, называют их полномочия и обязанности по организации и
руководству предстоящей свадьбы.
Девичник в доме невесты проводился с целью помочь ей в подготовке
нарядов, приданого, подарков будущей родне, а заодно повеселить её перед
свадьбой.
Излюбленным
угощением
вечеринок
были
подсолнечные,
тыквенные семечки. Накануне вечера невеста созывает подруг: посылает
младшую сестру и подругу отпрашивать у старших, чтобы их пустили на
вечеринку, ведь такие посиделки затягиваются допоздна, а то и до самого
утра. Часам к десяти вечера прибывает жених с друзьями, прихватив собой
музыканта,
а
главное
гостинцы
–
конфеты,
орехи,
пряники
специально
испечённые
калачи.
Но
прежде,
чем
садиться
за
столы,
жених
должен
угадать,
которая
из
накрытых
платками
девушек
его
невеста.
Подружки
заводят свадебные песни, в которых обыгрываются жених и невеста, дружки,
сватки и другие.
В этот вечер друзья жениха должны выкупить у девушек рубаху, которую
невеста
приготовила
жениху
в
качестве
подарка
и
которую
он
должен
обязательно надеть в день свадьбы. Этот обычай обыгрывается ещё и по-
другому: девушки «продают» весь узелок, в котором находится рубаха, а в
придачу разные мелочи – кисет, расчёска, носки. Если выкуп мал девушки
поют «карилки». Жених также вручает свой подарок: праздничный платок,
бусы.
Рано утром, в день свадьбы, к невесте сходятся принаряженные
подруги, одевают её в «парочку»: атласная юбка, кофта, ботинки, на голову
венок.
Невеста
раздаёт
девушкам
платочки
и
цветы,
которые
они
прикрепляют к груди. Невесту усаживают в угол горницы на стул, покрытый
вывернутым
наизнанку
тулупом.
От
него
к
самому
порогу
расстилают
дорожку, по которой пройдёт жених со своей свитой забирать невесту.
У калитки и у порога сооружаются две «заставы». Первый кордон – более
сильного
укрепления:
парни
и
девчата,
вооружённые
мётлами,
щитами
которые будут защищать «свою крепость». На пороге дома усаживают детей
со скалками и поварёшками.
В это самое время в доме жениха снаряжается «свадебный поезд» Кортеж,
состоящий из двух повозок, украшается гирляндами из цветов, перевитых
яркими лентами. Сиденья и ступеньки застилают ковриками.
В
гривы и
сбруи лошадей вплетают разноцветные ленты, привязывают платочки,
на
дугу крепятся бумажные цветы, колокольца с бубенчиками. Всех, кто едет с
женихом,
перевязывают
рушниками
и
«помечают»
нагрудными
цветами.
Пока
сватки
и
родственники
жениха
украшают
поезд,
родители
благословляют
сына.
На
свадебном
поезде
должно
быть
обязательно
нечётное число
лиц ( жениху пары нет). На передней повозке вместе с
женихом садится старший сват с «тельцом» (разукрашенная ветка) в руках,
свашка с подарками, музыканты.
Завидев в конце улицы, приближающийся поезд «охрана» невесты ,
вооружённая
мётлами,
па лками,
торопит ся
закрыть
в о р о т а .
Сражение
у
ворот
является
напоминанием
давнего
обычая
умыкания
невесты, борьбы и даже войны за неё. Но вот неожиданность: на невестином
подворье
вдруг
объявляются
жениховы
«лазутчики»,
которые
незаметно
проникли во двор, требуя у «охраны» уменьшить размеры выкупа и открыть
ворота.
Во двор вначале пропускают лишь старшего дружку, который входит с
рюмкой и закуской, приветствуя: «Здравствуйте, будьте здоровы! Кланяется
наш молодой вашей
- молодой,
сват – свату, сваха – свахе, а бояре –
дружкам. Просим покорно отведать нашего хлеба – соли». – « Ваш хлеб-соль
не вкуснее нашего», - отвечают ему. Дружка, возвращаясь,
докладывает:
Кланялись молода – молодому, а сваха - сваткам, а дружки – боярам ,
а
кочерга – лопатам, а печь – музыкантам!». Его с другими более высокими
подношениями посылают до трёх раз, пока дружка со стороны невесты не
испробует угощения, тогда гостей пропускают только до порога. Но здесь на
пути жениха возникают другие «охранники». Невесту « продают» младшие
братья и родственники, плотно обступив, со всех сторон и даже залезают под
стол. Завязывается такой диалог: «А это ещё что за защитнички такие? А ну,
разбегайтесь поживей!» - грозно восклицает дружка. «Ишь, ты, какой
быстрый», - детишки грозят ему скалками и поварёшками. Приходится
опять давать выкуп, в качестве которого выступают орехи, пряники, конфеты
и деньги. Выкупив место около невесты, дружка обращается к родителям
невесты:
«Родные
отец
и
мать,
дозвольте
завести
молодого?».
Затем
возвращается
за
женихом,
который
подходит
к
невесте,
целует
её
и
становится рядом. Подруга невесты крепит ему на левую сторону груди
белый свадебный цветок. Затем перевязывают рушником через левое плечо
старшего
дружку
от
невесты,
а
потом
с
песнями,
прибаутками
подруги
невесты «продают» её косу и постель. Продав перину, дружка объявляет, что
час пробил, пора в дорогу – в церковь венчаться.
У ворот родительского дома невесты, молодых встречают мать и отец с
хлебом – солью, благословляют и поздравляют с женитьбой. Их обсыпают
зерном, пшеницей, конфетами, деньгами «на богатство и счастье». Затем все
приглашённые гости и молодые, рассаживаются за столом. Поздравления
чередуются
свадебными
песнями,
которыми
обыгрывают
молодожёнов
и
сватов.
Второй день свадьбы продолжается в доме жениха, на воротах дома
которого вывешивают красное полотнище, «чтобы гости не проехали мимо».
В доме жениха свашки вешали рушники, занавески, «убирали» хату. По
окончании работы «гарцевали» (танцевали) на лавках и просили плату за
работу. Не сходили с лавок до тех пор, пока их не угостят. После этого все
садились за столы, а невеста одаривала родственников жениха. Затем все
дарили подарки молодым.
Раньше дарили всякую живность: телят, овец, козлят, поросят, лошадей,
коров. Родители, обращаясь к молодым говорили такие слова: « Примите,
дети, мир и благословление наше. Совести своей и добрых людей держитесь.
Живите дружно, в любви и согласии. Ты, дочка, будь умница: трудолюбива и
терпелива, почитай своих новых родителей, слушай мужа. А ты, сынок, люби
свою жену и будь с нею ласков».
Каждый подарок сопровождался присказками: «На шило, на мыло, чтоб жена
мужу была мила»; «Гроши медные, чтоб не были бедные, а серебро, чтоб всю
жизнь было добро». Одна из свашек спрашивает: «Не пора ли невесте снять
свадебный
убор
и
покрыть
голову
платком?».
Невесту
переодевают,
покрывают платком и выводят к молодому. Дружка спешит отметить:
«А
молода – то наша ещё краше стала!».
Третий день свадьбы выпадал на понедельник. Собирались гости после
обеда, рядились в «доктора», цыган, ведьм, леших, медведя с поводырём,
солдат и других. Особенность ряжения состояла в том, что мужчины, как
правило,
играли женские роли, а женщины – мужские. Кто опаздывал на
гулянье, того качали на одеяле в воротах пока не откупится.
Прямо на улице,
украшали повозку или тачку старыми полотенцами,
дерюжками, мочалом. На тачку сажали свекровь и катали до тех пор, пока не
откупится. Из дома выносили старые горшки, били их на черепки и под
музыку пускались по ним в пляс. Ряженые обыгрывали разные бытовые
сценки.
По
окончанию
«Беседы»
родители
жениха
выносили
горшок,
разбивали
его,
таким
образом
«закрывая»
свадьбу.
На
наш
взгляд,
даже
краткий анализ празднично – обрядовой культуры села Кузькино Чернянского
района
даёт
представление
о
мировоззрении
и
общественно
–
бытовом
укладе его коренных жителей.