Автор: Легасова Татьяна Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: Разработка урока Работа с орфограммами в начальной школе
Тема: Работа с орфограммами в начальной школе
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока. Учитель: Легасова Татьяна Ивановна
Тема
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
Цели
Образовательные: познакомить с правилом правописания безударных гласных в корне слова;
Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно -
действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.
Формировать УУД:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на
уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать правило правописания безударных гласных в корне слова.
Личностные:
Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и
общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Корень
Ресурсы:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; «Русский язык» учебник для 2 класса. М.:
-основные
-дополнительные
Вентана – Граф. 2013,с.93-95
Кузнецова М.И. рабочая тетрадь№1 «Пишем грамотно»; для учащихся общеобразовательных
учреждений.
М.: Вентана – Граф. 2013,
- Слайд презентации «Проверка по эталону.», «Итог урока. Рефлексия»
- тетрадь
- алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
Планируемые результаты УУД
предметные
УУД
I.Мотивация к
учебной деятельности
(3 мин.)
Цели:
-актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности;
-создание условий для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
Читают тему урока с
доски.
Отвечают на
вопросы.
Работают в паре.
Ставят цели урока,
используя слова
«помощники»
Внимательно
слушают учителя.
Организует
актуализацию
требований к
ученику со стороны
учебной
деятельности.
( Эмоциональный
отклик, отношение к
теме урока через
признание личности
ребёнка, опираюсь на
его жизненный
опыт.)
ДОМЫСЛИВАНИЕ
Слова "помощники":
УЗНАТЬ
НАУЧИТЬСЯ
НАХОДИТЬ
ВЫУЧИТЬ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
С помощью слов
"помощников" дети
формулируют цели
урока.
Создает условия для
возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в
-Что мы знаем по теме урока?
– Подберите слова об этом
или на эту тему…….
–Вот видите! В вашей
памяти уже это хранится!
Значит, это нужно!
“Оратор”.
За 1 минуту убедите своего
собеседника в том, что
изучение этой темы просто
необходимо.
- С помощью слов
«помощников»
сформулируйте цели урока.
- Сначала мы вместе
восхитимся глубокими
знаниями — а для этого
проведем маленький устный
опрос. Потом попробуем
Уметь совместно
договариваться о правилах
общения на уроке и
следовать им.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли
в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя.
(Познавательные УУД).
Уметь слушать и понимать
других.
Отвечают на
вопросы учителя.
1. Рука
2. Кожа.
3. Безударными.
4. Гласные У, Ы, Ю,
Э, Ё.
5. Сердце.
учебную
деятельность
ответить на вопрос...КАК ЖЕ
НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ
безударные гласные в корнях
слов??
Затем потренируем мозги —
порешаем задачи. И, наконец,
вытащим из тайников памяти
кое-что ценное... МЫ
ПОГОВОРИМ О ГЛАСНЫХ
после шипящих.
1.- У птицы крыло, а у
человека-…..
2.- У конфеты фантик, а у
человека….-
3. – Слоги бывают ударными
и ……
4.- Какие гласные не требуют
проверки в словах при
написании?
5. – У машины мотор, а у
человека.-………
- Я восхищаюсь вашими
знаниями!
-Какие поставленные цели Вы
сейчас выполняли?
II.Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
(10 мин.)
Цели:
- организовать
актуализацию умений
правильно писать
безударные гласные в
корне слова;
- организовать
выполнение
Скандируют группу
словарных слов.
Школа.
4 предложения.
Организует
актуализацию
умений правильно
писать безударные
гласные
- Скандирование: карандаш,
резинка, альбом, блокнот,
пенал, тетрадь.
- В какую группу объединены
эти слова?
Счёт предложений.
Тихо стало в лесу. Осень
наступила. Каждый ищет себе
убежище на зиму. Работы
много у лесных жителей,
некогда им теперь песни петь.
- Проверим вашу память.
Знать гласные
буквы и звуки.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке. (Регулятивные
УУД).
Уметь осуществлять
актуализацию полученных
знаний. (Познавательные
УУД).
Уметь формировать свои
мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
учащимися пробного
учебного действия;
- организовать
фиксирование
учащимися
индивидуального
затруднения.
Осень наступила.
Выполняют
действия, определяя
часть речи.
Лесной, лесник,
лесничий, лесок,
лесоруб.
Записывают слова,
проговаривая их и
указывая
орфограмму.
Проговаривают
орфографическое
правило.
Проверочное слово.
Слабую.
Выполняют в
тетрадях.
Проговаривают, что
повторили.
Организует
мыслительную
деятельность.
Организует
обобщение
актуализированных
знаний.
Назовите второе
предложение.
Игра «Предмет, признак,
действие»
Чаща, берёзка, смолистый,
нарядный, жёлтый, листок,
звери, прячутся.
Поиск родственников.
ЛЕС.
Запись слов в тетрадь.
Комментированное
управление. Корректор,
редактор.
Обозначение и
проговаривание
орфографического правила.
- Как называют слово ЛЕС
для слов лесной, лесник и т.д?
- Какую позицию гласного
нужно определить, чтобы
точно подобрать проверочное
слово?
Идём дальше.
– Вот мы шли, шли, шли
И на бочку набрели.
Оказалось, в этой бочке
Спрятаны такие заморочки.
(Слова, различающиеся одной
гласной.)
Решите грамматическую задачу.
ПРИМ…РЯТЬ
мир
Мерка
Уметь
находить
ударные и
безударные
гласные в
корне слова.
Знать, что
такое корень
слова.
- Знать значение
слова.
Записывают слова в
тетрадь.
Подбирают
проверочные слова,
определяя значение
слова.
Высказываются,
обращаясь к словам
«помощникам»
Предлагает задание
для пробного
действия.
Организует
выполнение
учащимися пробного
учебного действия.
- Что нужно знать, чтобы сделать
правильный выбор гласной?
Оформить запись в тетрадь.
- Разгадайте вторую задачку.
1. Сп_шу – сп_шу.
2. С_деть – с_деть.
3. М_чи – м_чи.
- Какую гласную вставлять
будем??
–Очень рада! Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Работа эта, детвора,
Вам не составила труда.
- Какие цели вы теперь
воплотили на уроке?
Работа с интерактивным
тренажёром. Дети читаю слова,
вставляют нужную букву.
Уметь ставить
ударение,
находить
безударные
гласные в
словах.
Знать правило.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке; высказывать свое
предположение.
(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в
устной и письменной форме.
(Коммуникативные УУД).
III. Выявление места
и причины
затруднения. (2 мин.)
Цели:
- выявить место (шаг,
операцию)
затруднения;
- зафиксировать во
внешней речи
причину затруднения.
Под руководством
учителя выявляют
место затруднения.
Проговаривают
причину
затруднения с
помощью учителя.
Организует
выявление места
затруднения.
Организует
фиксирование во
внешней речи
причины
затруднения.
- Что показало нам пробное
действие?
Уметь оформлять свои мысли
в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя.
(Познавательные УУД).
IV.Построение
проекта выхода из
Проговаривают
следующий шаг
Организует
уточнение
Какой следующий шаг
учебной деятельности?
Уметь проговаривать
последовательность действий
затруднения.
(3 мин.)
Цели:
- организовать
постановку цели
урока;
- организовать
составление
совместного плана
действий;
- определить средства.
учебной
деятельности.
Проговаривают
название
следующего этапа,
ставят цель урока.
Проговаривают
название
следующего этапа.
Составляют и
проговаривают план
действий.
Называют средства.
следующего шага
учебной
деятельности.
Организует
постановку задачи
этапа урока.
Организует
составление
совместного плана
действий.
Организует
определение средств.
Узнать правило и научиться
его применять)
Какое наше действие
следующее? (Составить план
выхода из затруднения.)
Наметим план действий:
1. Выполнив задание, сами
попробуем узнать правило.
2.Сопоставим свои
предположения с учебником
или спросим у учителя.
3.Устраним затруднение.
4.Применим новое знание.
на уроке; (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли
в устной форме; слушать и
понимать речь других.
(Коммуникативные УУД).
Уметь определять и
формулировать цель на уроке
с помощью учителя.
(Регулятивные УУД).
V.Реализация
построенного
проекта. (10 мин.)
Цели:
- реализовать
построенный проект в
соответствии с
планом;
- зафиксировать новое
знание в речи и
знаках;
- организовать
устранение и
фиксирование
преодоления
затруднения;
- уточнить тему
урока.
Проговаривают
название
следующего этапа.
Под руководством
учителя выполняет
составленный план
действий.
Отвечают на
вопросы учителя.
Работают в паре.
Организует
подводящий диалог.
Организует работу в
паре.
Организует
фиксирование нового
знания в речи и
знаках.
- Устраним затруднение: сами
найдем способ решения.
Сейчас вы поработаете в паре
и выполните задание.
Учебник стр.87.Упр.1.
Попробуйте сформулировать
правило, как проверить
безударную гласную в корне
слова.
Что должно получиться в
результате вашей работы?
(правило).
- Для того, чтобы
пользоваться правилом,
составим алгоритм.
(Коллективное составление
алгоритма.)
Алгоритм.
а) ставим ударение;
б) находим безударную
гласную
Уметь добывать новые
знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке. (Познавательные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли
в устной форме: слушать и
понимать речь других.
(Коммуникативные УУД).
Уметь работать по
коллективно составленному
плану. (Регулятивные УУД).
Доказывать, аргументировать
свою точку зрения.
(Познавательные УУД).
в) выделяем корень;
г) подбираем проверочные
слова (изменим форму слова
или подберем однокоренное)
VI.Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи. (7
мин.)
Цель:
- организовать
усвоение учениками
нового способа
действий с
проговариванием во
внешней речи.
Проговаривают
название
следующего этапа.
Выполняют задание
с проговариванием.
Вспоминают
орфограмму,
показывают
карточку-
орфограмму.
Организует усвоение
учениками нового
способа действий с
проговариванием во
внешней речи.
Выполните задание:
пользуясь алгоритмом
запишите слова, правильно
подбирая проверочные слова.
(Учащиеся с
комментированием
записывают слова)(Слова на
карточках)
Волчата, зайчата, галчата,
крольчата.
- Какая орфограмма
присутствует в этих словах.
Повторить орфографическое
правило.
Уметь
подбирать
проверочные
слова.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке. (Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме; слушать и понимать
речь других.
(Коммуникативные УУД).
VII.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону. (7 мин.)
Цели:
- организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы на новое
знание;
- организовать
самопроверку по
эталону, самооценку;
- организовать
выявление места и
причины
Проговаривают
название
следующего этапа.
Выполняют задание
самостоятельно в
тетради
Выполняют
самопроверку по
эталону.
Выполняют
самооценку по
алгоритму.
Организует
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы на новое
знание.
Организует
самопроверку по
эталону.
Организует
самооценку.
(Применим новые знания)
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
- Вставить буквы
пропущенные в словах.
Слайд (Эталон для
самопроверки).
Вопросы учителя:
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком слове есть ошибка?
- В чем причина?
Самооценка по алгоритму.
Уметь
подбирать
проверочные
слова,
пользуясь
алгоритмом.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке. (Регулятивные
УУД).
Уметь выполнять работу по
предложенному плану.
(Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые
коррективы в действие после
его завершения на основе его
оценки и учета характера
сделанных ошибок.
(Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на
основе критерия успешности
учебной деятельности.
(Личностные УУД)
затруднений, работу
над ошибками.
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке. (3 мин.)
Цели:
- зафиксировать новое
содержание урока;
- организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной учебной
деятельности
Отвечают на
вопросы учителя.
По схеме
рассказывают, что
узнали, знали,
смогли.
Показывает
следующий слайд.
Организует
фиксирование нового
содержания.
Организует
рефлексию.
Организует
самооценку учебной
деятельности.
Последний этап урока.
Назовите его.
(Подведение итогов урока.)
-Вспомните цель урока.
-Достигли ли вы его?
Слайд
-Оцените свою работу на
уроке.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке. (Регулятивные
УУД).
Уметь оценивать
правильность выполнения
действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на
основе критерия успешности
учебной деятельности.
(Личностные УУД).