Автор: Филиппова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных
математических представлений»
«Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Развитие элементарных математических представлений — это
исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития
дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное
учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад
выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько
качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом
зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и
актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического
мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у
них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Методика формирования элементарных математических представлений в
системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей
дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из
важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию
всесторонне развитой личности . Математика играет огромную роль в жизни
человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать,
исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и
общества, социальноэкономических областей. Математика - уникальная
наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания
знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной
наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал
Леонардо да Винчи. Математика реализует не только мировоззренческие, но
воспитательные, культурные и эстетические функции. Мировоззренческая
роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть
явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять,
описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи
системы. Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном)
состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи
системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами
(красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство
частей целого, полезность, удовольствие и др.). Воспитательная роль
математики состоит в том, что изучение и применение математики
вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость,
терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений;
умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на
суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики
в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого
раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю
закладываться элементарные математические представления, которые в
дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей
учебной деятельности. Источником элементарных математических
представлений для ребенка является окружающая реальная
действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной
деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится
важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации,
получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием
сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в
связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать,
решать задачи. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не
обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия
возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система
образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать
школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не
соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию,
мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе
формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию
детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения,
которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации
потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Анализ
состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу
о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о
необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей
обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для
ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать
внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может
приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас
не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение
общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,
эмоционально-оценочной деятельности. Имеются возрастные особенности
детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью
внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как
раз и способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно
сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом
способствует преодолению трудностей. Работая в детском саду, я ставлю
перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память,
внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо
развитие ребенка в целом. Работу над этой темой я начала с детьми со
средней группы . Проводя непосредственную образовательную деятельность
(ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы,
сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как
педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику с
помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей
помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во
времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую
педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные
дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу
исправить пробелы знаний у детей.