Напоминание

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»


Автор: Филиппова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактическая игра как средство формирования элементарных

математических представлений»

«Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Развитие элементарных математических представлений — это

исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития

дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное

учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад

выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько

качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом

зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и

актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического

мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у

них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Методика формирования элементарных математических представлений в

системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей

дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из

важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию

всесторонне развитой личности . Математика играет огромную роль в жизни

человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать,

исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и

общества, социальноэкономических областей. Математика - уникальная

наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания

знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной

наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал

Леонардо да Винчи. Математика реализует не только мировоззренческие, но

воспитательные, культурные и эстетические функции. Мировоззренческая

роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть

явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять,

описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи

системы. Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном)

состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи

системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами

(красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство

частей целого, полезность, удовольствие и др.). Воспитательная роль

математики состоит в том, что изучение и применение математики

вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость,

терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений;

умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на

суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики

в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого

раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю

закладываться элементарные математические представления, которые в

дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей

учебной деятельности. Источником элементарных математических

представлений для ребенка является окружающая реальная

действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной

деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится

важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации,

получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием

сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в

связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать,

решать задачи. Простое и порой скучное обучение счётным операциям не

обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия

возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система

образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать

школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не

соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию,

мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе

формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию

детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения,

которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации

потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Анализ

состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу

о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о

необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей

обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для

ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать

внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может

приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас

не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в

условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение

общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,

эмоционально-оценочной деятельности. Имеются возрастные особенности

детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью

внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти,

преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как

раз и способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно

сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом

способствует преодолению трудностей. Работая в детском саду, я ставлю

перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память,

внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо

развитие ребенка в целом. Работу над этой темой я начала с детьми со

средней группы . Проводя непосредственную образовательную деятельность

(ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы,

сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как

педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику с

помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей

помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во

времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую

педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные

дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу

исправить пробелы знаний у детей.



В раздел образования