Автор: Лин Наталья Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАОУ МО
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество на уроках математики и не только..."
Раздел: полное образование
Творчество на уроках математики и не только …
(из опыта работы учителя математики МАОУ «Лицей» г. Балашихи Лин Н.И.)
В настоящее время одной из важных проблем в обучении и в воспитании детей
является преодоление их зависимости от ГАДЖЕТОВ. Использование телефона,
компьютера для работы, учебы в разумных по объему и по времени пределах вполне
оправдано. Каждый по себе это знает. Но то время, которое дети проводят в социальных
сетях и компьютерных играх, настораживает. К сожалению, растет поколение, которое в
большей мере погружено в виртуальную жизнь, чем в реальную. Его называют
поколением ГУГЛ. При этом страдает не только зрение, но и ухудшается память (зачем
помнить, ведь можно посмотреть в интернете!), страдает умение общаться со
сверстниками и взрослыми людьми: учителями, родителями, которое предполагает
возможность мирного разрешения конфликтных ситуаций. По словам современного
учёного нейро-лингвиста Татьяны Черниговской, «компьютерная зависимость – это
болезнь. И можно увидеть, что мозг людей, которые сидят без остановки в виртуальной
среде, если его сканировать с помощью магнитно-резонансного метода, претерпел такие
же изменения, что и мозг наркозависимых и алкогольнозависимых людей. Бил Гейтс
разрешает своим детям дома 2 часа вай-фая. А это человек, который понимает, что
делает».
Кроме того дети (конечно, не все) отвыкают самостоятельно думать,
рассуждать, принимать решения. Надеются, и иногда не без оснований, что интернет -
«вселенский разум» - поможет. В связи с этим, одной из задач школы и семьи становится
привлечение ребят к самостоятельной созидательной деятельности, которая поможет им
раскрыть свои таланты и этим (пусть не покажется это громкими словами) послужить
человечеству. Для решения этой задачи нужно, как мне кажется, увеличить творческую
составляющую в процессе обучения, т.к. это способствует
развитию у учащихся
потребности узнавать новое, формированию умения связывать изучаемый предмет с
жизнью, раскрывать свои таланты.
Какие же формы творческой деятельности я использую на своих уроках?
Составление задач учащимися
Конструирование обратных задач и утверждений
Создание собственных определений математических понятий (особенно в
геометрии)
Составление кроссворда по теме, математического ребуса, интеллектуальной
викторины
Изготовление наглядных пособий (градусник, координатная плоскость,
тригонометрическая окружность, модели многогранников)
За рамки урока выходят:
Подготовка и проведение урока в младших классах
Реферат
Доклад
Презентация
Проект
Особенно хочу обратить внимание на проведение урока в младших классах силами
старшеклассников. Польза здесь обоюдная: малыши получают новые умения, старшие –
«учителя», привыкают логически выстраивать свою мысль, находя слова для объяснения
(например, приёмов устного счёта) и сами глубже вникают в тему урока, осваивая её на
более высоком уровне. Проект - наиболее трудоёмкая форма творческой деятельности,
которая требует тесного сотрудничества ученика и учителя и призвана познакомить
молодого человека с принципами и этапами выполнения любого научного исследования.
Для успешной работы по этим двум направлениям и для гармоничного развития
личности ребёнка большое значение имеет участие детей в театральных постановках.
Они позволяют «развить понимание текста, умение воспроизводить его вслух, развить в
себе понимание жеста, походки» (Д.С. Лихачёв). В своей работе я использую такие
произведения как «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Барышня-крестьянка» и
«Метель» А.С. Пушкина, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
«Пигмалион» Бернарда Шоу. Причём важно задействовать значительную часть класса,
чтобы дело было общим, а не выбирать ребят по количеству персонажей. Одну роль
должны играть два-три человека (в каждом действии должен быть свой артистический
состав). Конечно, нужно учитывать объём текста: например, для роли Чацкого пришлось
задействовать
одновременно
трёх
артистов.
Кроме
того,
нужен
конферансье,
изготовитель декораций и программы, иногда – звукорежиссёр и всегда – оператор.
Примеряя маску культурных людей, новоиспечённые артисты сами привыкают быть
таковыми. И это, заметьте, происходит играючи (в двух смыслах) без назиданий и
скучного морализаторства.
Созвучие своим мыслям я нашла в книге Н.В. Благово «Школа на Васильевском
острове» написанной в виде исторической хроники гимназии Карла Мая (1856-1918). Вот
что пишет один из бывших учеников этой школы Д.С. Лихачёв в предисловии.
«Главная щель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено
воспитанию. Воспитание – это в первую очередь прививка нравственности и создание у
учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель - …развитие всех
способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному
индивидууму. Если человека образовывать и воспитывать в тесной атмосфере одной
специальности, то по соседству с этой специальностью образуется вакуум, в который
втягивается «воспитание улицы».
С этой точки зрения следует придавать большое значение гуманитарным
дисциплинам. И не только потому, что они больше всего способствуют развитию
интеллигентности в подростке, не только потому, что литература даёт опыт нескольких
жизней…, но по тому ещё, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию,
крайне важную для творчества – научно – технического, творчества общественного
деятеля и деятеля искусства.»
Для того, чтобы воспитать творческую личность и педагог должен быть творцом, а
не преподавателем - роботом для сообщения сведений по предмету. «Педагог – творец и
его нельзя стеснять слишком детальными требованиями программ и методических
указаний. Если педагог что-то особенно любит (поэта, писателя, художника, какой-то
раздел математики), то ему должна быть предоставляема возможность привить эту
любовь своим ученикам. Педагог должен в какой–то мере стремиться вложить в ученика
хорошие стороны своей личности.» А это возможно только при условии добрых
отношений между учеником и учителем. Не зря ведь девизом Карла Мая был призыв
учителям: «Сначала полюби, а потом учи!»