Напоминание

"Творчество на уроках математики и не только..."


Автор: Лин Наталья Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГАОУ МО
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество на уроках математики и не только..."
Раздел: полное образование





Назад




Творчество на уроках математики и не только …

(из опыта работы учителя математики МАОУ «Лицей» г. Балашихи Лин Н.И.)

В настоящее время одной из важных проблем в обучении и в воспитании детей

является преодоление их зависимости от ГАДЖЕТОВ. Использование телефона,

компьютера для работы, учебы в разумных по объему и по времени пределах вполне

оправдано. Каждый по себе это знает. Но то время, которое дети проводят в социальных

сетях и компьютерных играх, настораживает. К сожалению, растет поколение, которое в

большей мере погружено в виртуальную жизнь, чем в реальную. Его называют

поколением ГУГЛ. При этом страдает не только зрение, но и ухудшается память (зачем

помнить, ведь можно посмотреть в интернете!), страдает умение общаться со

сверстниками и взрослыми людьми: учителями, родителями, которое предполагает

возможность мирного разрешения конфликтных ситуаций. По словам современного

учёного нейро-лингвиста Татьяны Черниговской, «компьютерная зависимость – это

болезнь. И можно увидеть, что мозг людей, которые сидят без остановки в виртуальной

среде, если его сканировать с помощью магнитно-резонансного метода, претерпел такие

же изменения, что и мозг наркозависимых и алкогольнозависимых людей. Бил Гейтс

разрешает своим детям дома 2 часа вай-фая. А это человек, который понимает, что

делает».

Кроме того дети (конечно, не все) отвыкают самостоятельно думать,

рассуждать, принимать решения. Надеются, и иногда не без оснований, что интернет -

«вселенский разум» - поможет. В связи с этим, одной из задач школы и семьи становится

привлечение ребят к самостоятельной созидательной деятельности, которая поможет им

раскрыть свои таланты и этим (пусть не покажется это громкими словами) послужить

человечеству. Для решения этой задачи нужно, как мне кажется, увеличить творческую

составляющую в процессе обучения, т.к. это способствует

развитию у учащихся

потребности узнавать новое, формированию умения связывать изучаемый предмет с

жизнью, раскрывать свои таланты.

Какие же формы творческой деятельности я использую на своих уроках?

Составление задач учащимися

Конструирование обратных задач и утверждений

Создание собственных определений математических понятий (особенно в

геометрии)

Составление кроссворда по теме, математического ребуса, интеллектуальной

викторины

Изготовление наглядных пособий (градусник, координатная плоскость,

тригонометрическая окружность, модели многогранников)

За рамки урока выходят:

Подготовка и проведение урока в младших классах

Реферат

Доклад

Презентация

Проект

Особенно хочу обратить внимание на проведение урока в младших классах силами

старшеклассников. Польза здесь обоюдная: малыши получают новые умения, старшие –

«учителя», привыкают логически выстраивать свою мысль, находя слова для объяснения

(например, приёмов устного счёта) и сами глубже вникают в тему урока, осваивая её на

более высоком уровне. Проект - наиболее трудоёмкая форма творческой деятельности,

которая требует тесного сотрудничества ученика и учителя и призвана познакомить

молодого человека с принципами и этапами выполнения любого научного исследования.

Для успешной работы по этим двум направлениям и для гармоничного развития

личности ребёнка большое значение имеет участие детей в театральных постановках.

Они позволяют «развить понимание текста, умение воспроизводить его вслух, развить в

себе понимание жеста, походки» (Д.С. Лихачёв). В своей работе я использую такие

произведения как «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Барышня-крестьянка» и

«Метель» А.С. Пушкина, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Пигмалион» Бернарда Шоу. Причём важно задействовать значительную часть класса,

чтобы дело было общим, а не выбирать ребят по количеству персонажей. Одну роль

должны играть два-три человека (в каждом действии должен быть свой артистический

состав). Конечно, нужно учитывать объём текста: например, для роли Чацкого пришлось

задействовать

одновременно

трёх

артистов.

Кроме

того,

нужен

конферансье,

изготовитель декораций и программы, иногда – звукорежиссёр и всегда – оператор.

Примеряя маску культурных людей, новоиспечённые артисты сами привыкают быть

таковыми. И это, заметьте, происходит играючи (в двух смыслах) без назиданий и

скучного морализаторства.

Созвучие своим мыслям я нашла в книге Н.В. Благово «Школа на Васильевском

острове» написанной в виде исторической хроники гимназии Карла Мая (1856-1918). Вот

что пишет один из бывших учеников этой школы Д.С. Лихачёв в предисловии.

«Главная щель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено

воспитанию. Воспитание – это в первую очередь прививка нравственности и создание у

учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель - …развитие всех

способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному

индивидууму. Если человека образовывать и воспитывать в тесной атмосфере одной

специальности, то по соседству с этой специальностью образуется вакуум, в который

втягивается «воспитание улицы».

С этой точки зрения следует придавать большое значение гуманитарным

дисциплинам. И не только потому, что они больше всего способствуют развитию

интеллигентности в подростке, не только потому, что литература даёт опыт нескольких

жизней…, но по тому ещё, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию,

крайне важную для творчества – научно – технического, творчества общественного

деятеля и деятеля искусства.»

Для того, чтобы воспитать творческую личность и педагог должен быть творцом, а

не преподавателем - роботом для сообщения сведений по предмету. «Педагог – творец и

его нельзя стеснять слишком детальными требованиями программ и методических

указаний. Если педагог что-то особенно любит (поэта, писателя, художника, какой-то

раздел математики), то ему должна быть предоставляема возможность привить эту

любовь своим ученикам. Педагог должен в какой–то мере стремиться вложить в ученика

хорошие стороны своей личности.» А это возможно только при условии добрых

отношений между учеником и учителем. Не зря ведь девизом Карла Мая был призыв

учителям: «Сначала полюби, а потом учи!»



В раздел образования