Напоминание

"Актерское мастерство и система К.С. Станиславского, ее применение в области хореографии"


Автор: Жукова Юлия Владиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Актерское мастерство и система К.С. Станиславского, ее применение в области хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актерское мастерство и система К. С. Станиславского, ее применение в

области хореографии

Система Станиславского имеет значение профессиональной основы

сценического искусства. Она возникла как обобщение творческого и

педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников

и современников. Открытия Станиславского, обнаружившего важнейшие

законы актёрского мастерства, коренящихся в самой природе человека,

произвели переворот в театральном искусстве и театральной педагогике.

Главный принцип системы Станиславского - жизненная правда. Педагогу

театральной школы необходимо научиться отличать сценическую правду от

лжи, для этого следует сопоставлять выполнение какого-либо творческого

задания с правдой самой жизни. Это путь к истинной, живой театральности.

Принцип сверхзадачи -- то, ради чего художник хочет внедрить свою

идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель,

желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача -- это цель

произведения. Это не сама идея, это то, ради чего эта идея воплощается. Это

стремления автора участвовать своим творчеством в борьбе за что-то новое.

Принцип активности действия -- не изображать образы и страсти, а

действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял

этого

принципа,

тот

не

понял

систему

и

метод

в

целом.

Все

методологические и технологические указания Станиславского имеют одну

цель

--

разбудить

естественную

человеческую

природу

актера

для

органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

Третий принцип системы Станиславского - принцип, утверждающий

действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного

материала в актёрском искусстве. Это важный принцип практической части

системы - метода работы над ролью.

Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего

принципа.

В

творчестве

не

может

быть

ничего

искусственного

и

механического, все должно подчиняться требованиям органичности.

Принцип перевоплощения -- конечный этап творческого процесса --

создание

сценического

образа

через

органическое

творческое

перевоплощение.

Принцип перевоплощения является решающим принципом системы.

Но искусство актёра - вторичное, исполнительское. Актёр в своём творчестве

опирается на другое искусство - на искусство драматурга. А в произведении

драматурга образы уже даны, хоть и в литературной форме. Если

соответствующим образом одетый и загримированный актёр хотя бы только

грамотно читает свою роль, в представлении зрителя всё же возникает некий

художественный образ. Создателем такого образа является не актёр; его

творцом как был, так и остаётся драматург. Однако зритель видит не

драматурга, а актёра на сцене, и впечатление получает от его игры. Если

актёр внимает зрителей не образом, а личным обаянием или внешними

данными - это лжеискусство. Станиславский был против самолюбования и

самопоказывания.

Не

себя

в

образе

должен

любить

актёр,

учил

Станиславский, а образ в себе.

Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один

из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства

роли и работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного

подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот

принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в

рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер,

который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который

совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам.

Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера,

сколько на природные данные.

Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых

обстоятельствах» -- формула сценической жизни по Станиславскому. Стать

другим, оставаясь самим собой -- эта формула выражает диалектику

творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится

другим -- это представление, наигрыш. Если остается самим собой -- это

самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни:

человек взрослеет, развивается, но, тем не менее, остается самим собой.

Творческое

состояние

складывается

из

взаимосвязанных

элементов:

активная сосредоточенность (сценическое внимание);

свободное от напряжения тело (сценическая свобода);

правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая

вера);

возникающее этой желание (сценическое

Сценическое является внутренней актера. считал, что -- это чувства.

В

от

объекта

внимание

(вне

человека) и

(мысли,

Задача

--

сосредоточенность на объекте в сценической «Вижу, что отношусь, как

задано» -- сценического по Отличием внимания от является -- не

рассмотрение а его

Сценическая Свобода две внешнюю и (психическую). свобода --

это организма, при на движение в затрачивается Мускульной сколько это

требует. дает уверенность свободу, а в очередь, выражение в поведении

Внешняя -- свободы

Сценическая Зритель верить во что актер. вера через объяснение и

происходящего -- то через (по Оправдать -- объяснить, Оправдание при

фантазии.

Сценическое Признаком, одно от и таким специфику искусства,

материал, пользуется (в смысле слова) для художественных В -- это в --

и в -- В искусстве является Действие -- акт поведения, к цели --

определение

Актерское

--

психофизический

достижения

в

с

обстоятельствами круга, каким-то во и В наиболее появляется человек,

то единство и Актер образ при своего и Воспроизведение (поведения и

и сущность

Природа переживаний такова: на нельзя такими же как в Жизненное

и чувство происхождением. действие не как в в реального Вызвать в

чувство только что оно нам в Это эмоциональная Жизненные первичны,

а -- Вызванное переживание -- это чувства, оно Но верное овладения по

-- это

Итак, является чувства, каждое имеет лежащую за самого

Цель

изменить

на

оно

Физическое

может

средством

для

психического Таким действие катушкой, на наматывается все внутренние

мысли, вымыслы.

Огромное Станиславский внешней и перевоплощения Принцип

включает в ряд сценического Актёр самого в обстоятельства и в над от

Стать оставаясь собой - вот учения Нельзя ни на терять на самого и

создаваемый

от

собственной

природы, ибо

для

образа

как раз

человеческая самого Станиславский на чтобы в работы над накопляя в

внутренние и качества становясь другим и перевоплощаясь в постоянно

себя - ли он при самим или Из действий, мыслей, из тела и актёр создать

ему «идти от себя» - истинный формулы

Станиславский к что физическая актера, его действий, акция на

может и и посыл, и в итоге эмоцию, Система актера от к Строится по

самой где нерасторжимое физического и где сложное явление через цепь

физических

В

профессионального

воспитания

положена, как

система

Станиславского, этой надо пользоваться. догматическое ее может вместо

непоправимый

Первым главным системы является принцип реалистического -

правда. жизненной в Станиславского решительно

Чтобы от необходимо в привычку сопоставлять любого задания

самого упражнения) с правдой

Однако, на не допускать что бы правде, это не что на можно из

все, что на попадает. отбор. Но что критерием

Вот и на второй принцип К.С. - его о Сверхзадача то, чего хочет

свою в людей, то, к художник в счете. - заветное, дорогое, существенное

художника, она - его активности, его его в за бесконечно для идеалов и

Таким учение о - это не требование от высокой творчества, но еще и

идейной

Помня сверхзадаче, ею как художник не ни при материала, ни при

технических и средств.

Но же считал материалом в искусстве? На вопрос третий системы -

активности и говорящий о что играть и а действовать в и роли.

Этот этот работы над является тем на вертится вся часть Кто не

принципа, не и системы.

Нетрудно что все и указания бьют в цель - естественную природу

для творчества в со Ценность технического рассматривается именно с

точки Ничего в актера не быть, все подчиняться в нем органичности -

четвертый системы

Конечным творческого в искусстве, с зрения является сценического

через творческое актера в образ. перевоплощения пятым и принципом

Итак, насчитали основных системы на опирается (сценическое)

актера. не законов искусства - он их В его историческая

Система это тот надежный на только и построить здание спектакля,

ее - к органический, процесс и творчества.



В раздел образования