Автор: Жукова Юлия Владиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Актерское мастерство и система К.С. Станиславского, ее применение в области хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Актерское мастерство и система К. С. Станиславского, ее применение в
области хореографии
Система Станиславского имеет значение профессиональной основы
сценического искусства. Она возникла как обобщение творческого и
педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников
и современников. Открытия Станиславского, обнаружившего важнейшие
законы актёрского мастерства, коренящихся в самой природе человека,
произвели переворот в театральном искусстве и театральной педагогике.
Главный принцип системы Станиславского - жизненная правда. Педагогу
театральной школы необходимо научиться отличать сценическую правду от
лжи, для этого следует сопоставлять выполнение какого-либо творческого
задания с правдой самой жизни. Это путь к истинной, живой театральности.
Принцип сверхзадачи -- то, ради чего художник хочет внедрить свою
идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель,
желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача -- это цель
произведения. Это не сама идея, это то, ради чего эта идея воплощается. Это
стремления автора участвовать своим творчеством в борьбе за что-то новое.
Принцип активности действия -- не изображать образы и страсти, а
действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял
этого
принципа,
тот
не
понял
систему
и
метод
в
целом.
Все
методологические и технологические указания Станиславского имеют одну
цель
--
разбудить
естественную
человеческую
природу
актера
для
органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
Третий принцип системы Станиславского - принцип, утверждающий
действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного
материала в актёрском искусстве. Это важный принцип практической части
системы - метода работы над ролью.
Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего
принципа.
В
творчестве
не
может
быть
ничего
искусственного
и
механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
Принцип перевоплощения -- конечный этап творческого процесса --
создание
сценического
образа
через
органическое
творческое
перевоплощение.
Принцип перевоплощения является решающим принципом системы.
Но искусство актёра - вторичное, исполнительское. Актёр в своём творчестве
опирается на другое искусство - на искусство драматурга. А в произведении
драматурга образы уже даны, хоть и в литературной форме. Если
соответствующим образом одетый и загримированный актёр хотя бы только
грамотно читает свою роль, в представлении зрителя всё же возникает некий
художественный образ. Создателем такого образа является не актёр; его
творцом как был, так и остаётся драматург. Однако зритель видит не
драматурга, а актёра на сцене, и впечатление получает от его игры. Если
актёр внимает зрителей не образом, а личным обаянием или внешними
данными - это лжеискусство. Станиславский был против самолюбования и
самопоказывания.
Не
себя
в
образе
должен
любить
актёр,
учил
Станиславский, а образ в себе.
Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один
из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства
роли и работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного
подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот
принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в
рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер,
который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который
совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам.
Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера,
сколько на природные данные.
Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых
обстоятельствах» -- формула сценической жизни по Станиславскому. Стать
другим, оставаясь самим собой -- эта формула выражает диалектику
творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится
другим -- это представление, наигрыш. Если остается самим собой -- это
самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни:
человек взрослеет, развивается, но, тем не менее, остается самим собой.
Творческое
состояние
складывается
из
взаимосвязанных
элементов:
активная сосредоточенность (сценическое внимание);
свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая
вера);
возникающее этой желание (сценическое
Сценическое является внутренней актера. считал, что -- это чувства.
В
от
объекта
внимание
(вне
человека) и
(мысли,
Задача
--
сосредоточенность на объекте в сценической «Вижу, что отношусь, как
задано» -- сценического по Отличием внимания от является -- не
рассмотрение а его
Сценическая Свобода две внешнюю и (психическую). свобода --
это организма, при на движение в затрачивается Мускульной сколько это
требует. дает уверенность свободу, а в очередь, выражение в поведении
Внешняя -- свободы
Сценическая Зритель верить во что актер. вера через объяснение и
происходящего -- то через (по Оправдать -- объяснить, Оправдание при
фантазии.
Сценическое Признаком, одно от и таким специфику искусства,
материал, пользуется (в смысле слова) для художественных В -- это в --
и в -- В искусстве является Действие -- акт поведения, к цели --
определение
Актерское
--
психофизический
достижения
в
с
обстоятельствами круга, каким-то во и В наиболее появляется человек,
то единство и Актер образ при своего и Воспроизведение (поведения и
и сущность
Природа переживаний такова: на нельзя такими же как в Жизненное
и чувство происхождением. действие не как в в реального Вызвать в
чувство только что оно нам в Это эмоциональная Жизненные первичны,
а -- Вызванное переживание -- это чувства, оно Но верное овладения по
-- это
Итак, является чувства, каждое имеет лежащую за самого
Цель
изменить
на
оно
Физическое
может
средством
для
психического Таким действие катушкой, на наматывается все внутренние
мысли, вымыслы.
Огромное Станиславский внешней и перевоплощения Принцип
включает в ряд сценического Актёр самого в обстоятельства и в над от
Стать оставаясь собой - вот учения Нельзя ни на терять на самого и
создаваемый
от
собственной
природы, ибо
для
образа
как раз
человеческая самого Станиславский на чтобы в работы над накопляя в
внутренние и качества становясь другим и перевоплощаясь в постоянно
себя - ли он при самим или Из действий, мыслей, из тела и актёр создать
ему «идти от себя» - истинный формулы
Станиславский к что физическая актера, его действий, акция на
может и и посыл, и в итоге эмоцию, Система актера от к Строится по
самой где нерасторжимое физического и где сложное явление через цепь
физических
В
профессионального
воспитания
положена, как
система
Станиславского, этой надо пользоваться. догматическое ее может вместо
непоправимый
Первым главным системы является принцип реалистического -
правда. жизненной в Станиславского решительно
Чтобы от необходимо в привычку сопоставлять любого задания
самого упражнения) с правдой
Однако, на не допускать что бы правде, это не что на можно из
все, что на попадает. отбор. Но что критерием
Вот и на второй принцип К.С. - его о Сверхзадача то, чего хочет
свою в людей, то, к художник в счете. - заветное, дорогое, существенное
художника, она - его активности, его его в за бесконечно для идеалов и
Таким учение о - это не требование от высокой творчества, но еще и
идейной
Помня сверхзадаче, ею как художник не ни при материала, ни при
технических и средств.
Но же считал материалом в искусстве? На вопрос третий системы -
активности и говорящий о что играть и а действовать в и роли.
Этот этот работы над является тем на вертится вся часть Кто не
принципа, не и системы.
Нетрудно что все и указания бьют в цель - естественную природу
для творчества в со Ценность технического рассматривается именно с
точки Ничего в актера не быть, все подчиняться в нем органичности -
четвертый системы
Конечным творческого в искусстве, с зрения является сценического
через творческое актера в образ. перевоплощения пятым и принципом
Итак, насчитали основных системы на опирается (сценическое)
актера. не законов искусства - он их В его историческая
Система это тот надежный на только и построить здание спектакля,
ее - к органический, процесс и творчества.