Напоминание

"Сны литературных героев Русской литературы XIX-XX веков


Автор: Савельева Полина Александровна
Должность: ученица 11 класса
Учебное заведение: МКОУСОШ 6 им.Г.В.Батищева
Населённый пункт: с.Гофицкое,Ставропольский край
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Сны литературных героев Русской литературы XIX-XX веков
Раздел: среднее образование





Назад




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«СНЫ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ»

Автор: ученица 11 класса

МКОУСОШ 6 им.Г.В.Батищева

Савельева Полина Александровна

2020 г.

Цель иследовательской работы:

Проанализировать сны литературных героев, сопоставить их и объединить в

смысловые группы в зависимости от значения .

Задачи исследовательской работы:

Выбор произведений, отвечающих теме исследования;

Определение роли и смысла сна в произведении;

Сопоставление снов и сновидений в русской литературе

Методы исследовательской работы:

Изучение;

Наблюдение;

Сопоставительный анализ;

Толкование снов;

Классификация;

Обобщение наблюдений .

Я, Савельева Полина, ученица 11 класса представляю исследовательскую работу

на тему: «СНЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX

ВЕКОВ».

В своем проекте я проанализировала сны литературных героев, сопоставила их и

объединила в смысловые группы в зависимости от значения .Был произведен

отбор произведений, отвечающих теме исследования, определена роль сна в

произведении.

Мною проведен сопоставительный анализ отдельных эпизодов художественных

произведений, выполнена их классификация.

Мотив сна в литературе является одним из самых распространённых. По мнению

A.M. Ремизова, исследователя снов в литературе, «...редкое произведение русской

литературы обходится без сна». В русской литературе немало произведений, в

названии которых есть слово «СОН». Однако

многие авторы делали сон

полноценным “действующим лицом” своих произведений. Для чего же писатели и

поэты обращались к этому приёму?

Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины

поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда

освобождается подсознание человека.

И тогда человек не может лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное,

именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему:

раскрытие личности персонажа через его сон.

В зависимости от роли снов в тексте художественного произведения, на мой

взгляд, можно выделить несколько основных типов снов: сон-забвение, сон-

предчувствие, сон-предостережение, сон-пророчество, сон-наказание, сон-символ.

Рассмотрим особенности каждого снов на примере текстов художественных

произведений.

1. СОН-ЗАБВЕНИЕ.

Слово

«забвение»

означает

временное

забытье,

состояние,

при

котором

переносишься из реальности в другой мир, более светлый и радостный. В

литературе можно выделить несколько снов-забвений: второй сон Раскольникова,

главного героя романа А.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», девические

сны Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза», сон Пискарёва из повести Н.В.

Гоголя «Невский проспект». Эти сны помогают героям на время забыться, уйти от

реальности, почувствовать умиротворение и обрести покой.

Остановимся на втором сне Раскольникова, главного героя романа

Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Это сон-греза, который привиделся ему

накануне преступления. Он видит себя в Египте, в оазисе, пальмы, голубая и

холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из

ручья. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а

холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет

душа Раскольникова. Место действия сна - Египет, страна, в которой на долю

ветхозаветных

персонажей

выпадали

всевозможные

испытания.

Испытания

ожидают и героя романа. Красота образов этого сновидения на мгновение

успокаивает Раскольникова. Это сон – забвение, сон – обман, который посылает

судьба душе преступника накануне испытаний.

2.СОН-ПРЕДЧУВСТВИЕ

Предчувствие – способность заранее увидеть какие-либо события в жизни. Эти сны

порождены тревогой, волнением, сомнениями,

терзающими душу человека.

Предчувствием является сон Катерины в «Грозе», сон Андрея Болконского в

«Войне и мире». В драме А.Н. Островского «Гроза» Катерина, рассказав Варваре о

снах своей юности, жалуется, не снятся мне, как прежде, райские деревья… а

точно ведет кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет куда-то. Сны Катерины

они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви,

ее неспособность бороться с «грехом». Сны ее и предчувствие: «Точно я стою над

пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за

кого».

3. СОН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Сны-предупреждения используются писателями в тех случаях, когда перед

героем стоит какой-либо сложный выбор. Сны-предупреждения подсказывают

героям, как правильно поступить, заставляют их ещё раз задуматься о смысле

происходящих с ними событий. К таким снам можно отнести первый сон

Раскольникова, сон Базарова перед дуэлью в романе И.С. Тургенева «Отцы и

дети».

Остановимся на анализе сна Раскольникова. Первый сон, который Раскольников

видит ещё до убийства старухи-процентщицы, служит для него предупреждением,

неким знаком предостережения. Причина сна — тяжелое нравственное состояние

человека,

принявшего

бесчеловечное

решение

убить

старуху-процентщицу.

Семилетний Родион, видя страшную картину жестокости по отношению к лошади

словно пытается остановить взрослого Родиона, образумить его. Но усилия

тщетны: "Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает." Постоянное

упоминание слова "топор" является своеобразным связующим звеном между сном

и

реальностью,

подчёркивает

неизбежность

предстоящих

событий.

Так

в

определённый момент предостережение становится предсказанием. Избиение

животного лишний раз напоминает Родиону о насилии в мире, укрепляет его

убеждение в правильности его теории "сверхчеловека", которому дозволено

"убийство по совести", во имя великой идеи, "спасительной для человечества", и

служит очередным толчком к преступлению героя. Этот сон - предзнаменование

того, что Раскольникову не следует идти на преступление, что у него ничего не

получится.

4. СОН-ПРОРОЧЕСТВО

Сны-пророчества,

или

вещие

сны,

наполненные

символами

и

знаками,

завораживают читателя и подготавливают его к предстоящим событиям в сюжете

произведения. Наверное, это самая многочисленная группа снов. К этой ней можно

отнести сон Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин», сон Марьи Гавриловны

из повести «Метель», сон Петра Гринёва в «Капитанской дочке», сон Черткова в

гоголевской повести «Портрет», последний сон Родиона Раскольникова, сон

Николеньки в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, сон Ивана Бездомного, героя романа

М.Булгакова «Мастер и Маргарита», сон генерала Корнилова в «Тихом Доне М.

Шолохова. Проанализируем некоторые из вышеназванных снов.

Сон Татьяны в романе в стихах «Евгений Онегин» тоже является предчувствием

беды. Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому

моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит

Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное

письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки.

Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на

святки она идет гадать. Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по

совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает. «И снится

чудный сон Татьяне...» Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на

пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек,

склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется

медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она

продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке

убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» -

Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные

чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит

наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга...

Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался

нестерпимый крик... «И Таня в ужасе проснулась...». Увиденное во сне мучит

Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит

к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит

печальных

много

приключений».

На

самом

деле

сон

Татьяны

очень

символический эпизод романа. Для осмысления значения этого эпизода я

выделила слова-символы и обратилась к соннику. Подробное толкование символов

доказало, что этот сон – не просто вещий: он в мельчайших подробностях отражает

судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки.

5. СОН-НАКАЗАНИЕ

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов

язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам

присуще логическое построение, поучение, иногда в качестве нравоучения сон

становится для героя своеобразным

наказанием.

К снам-наказаниям можно

отнести третий сон Раскольникова, сон Свидригайлова в «Преступлении и

наказании» Достоевского, сон Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» Булгакова.

Остановлюсь на последнем.

С этого сна начнется наказание Понтия Пилата. И не просто наказание, а наказание

сном: около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит

полная луна, как видите, его терзает бессонница. Наказание продлится две тысячи

лет, пока однажды весенней ночью Мастер не прокричит что есть мочи «Свободен!

Свободен! Он ждет тебя!» и не рухнут горы и огромная остроухая собака не

побежит по лунной дорожке, а вслед за ней – ее хозяин – пятый прокуратор Иудеи

всадник Понтий Пилат. Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна.

Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между

правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше

понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий

романа – противостояния добра и зла.

6. СОН-СИМВОЛ

Очень многие литературные сны являются снами-символами, отражающими

позицию автора. Такими снами является сон Обломова в романе «Обломов»

Гончарова, сны Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова, сон Пьера Безухова в

романе Л.Н. Толстого «Война и мир», сон часового в романе Булгакова «Мастер и

Маргарита», сны Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?», сны

Катерины Львовны из рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского

уезда», сон Натальи в повести И.А. Бунина «Суходол», второй сон Зоськи, героини

повести В.Быкова «Пойти и не вернуться».

В романе И. А. Гончаров "Обломов" ключевое место занимает "Сон Обломова". И

это не случайно. Именно на подсознательном уровне более полно и глубоко

раскрывается образ героя, его мечты, представления о жизни. Сон Обломова

абсолютно отличается от других снов русской литературы. Всё в нём выдержано в

духе идиллии. Сон не пророчествует, не предупреждает, он объясняет внутренний

мир героя, открывает коренные, исконные черты русского характера. Обломовка

является символом русской жизни. Герой переносится в этой главе в своё детство,

в самую счастливую пору. Вначале Илье Ильичу всего семь лет. Он просыпается в

своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь “штат и свита” начинают

осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его

булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней.

День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и

разговорах. “Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у

окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе... Но главною

заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом”. После обеда все

дружно спали.

Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал

немного старше, и няня рассказывает ему сказки.

Илюшу лелеют, “как

экзотический цветок в теплице”. Родители мечтали о шитом мундире для него,

“воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали,

что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты

благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти

предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было,

что Илюша прошёл все науки и искусства”.

Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак

существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от

всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали

обломовцев”. И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную

жизнь,

которая

была

характерна

для

России

того

времени,

отвергавшей

нововведения Запада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы совершили небольшое, обзорное исследоавание в таинственный мир

сновидений литературных героев. Каждый сон по-своему завораживает читателя:

одни обращены в прошлое и рассказывают об истинном состоянии души героя,

другие предсказывают будущее, интригуют и, словно через дымку загадок и

символов «показывают нам предстоящие события. Таким образом, через сны, как

особую форму выражения стихии бессознательного начала, писатель или поэт

может передать любую мысль и идею. И это, несомненно, мастерский приём в

литературе.

С одной стороны, сон служит неким фоном или отступлением в

сюжете, с другой стороны, внимательный читатель увидит и личное отношение

автора к какой-либо проблеме, и скрытые в герое черты характера, и всю

сложность его натуры. Поэтому к этому приёму очень часто прибегали великие

писатели и поэты, ставя перед собой непростую задачу: сделать произведение

ярким, многосторонним, живым, художественно выразительным и богатым.



В раздел образования