Автор: Савельева Полина Александровна
Должность: ученица 11 класса
Учебное заведение: МКОУСОШ 6 им.Г.В.Батищева
Населённый пункт: с.Гофицкое,Ставропольский край
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Сны литературных героев Русской литературы XIX-XX веков
Раздел: среднее образование
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«СНЫ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ»
Автор: ученица 11 класса
МКОУСОШ 6 им.Г.В.Батищева
Савельева Полина Александровна
2020 г.
Цель иследовательской работы:
•
Проанализировать сны литературных героев, сопоставить их и объединить в
смысловые группы в зависимости от значения .
Задачи исследовательской работы:
•
Выбор произведений, отвечающих теме исследования;
•
Определение роли и смысла сна в произведении;
•
Сопоставление снов и сновидений в русской литературе
Методы исследовательской работы:
•
Изучение;
•
Наблюдение;
•
Сопоставительный анализ;
•
Толкование снов;
•
Классификация;
•
Обобщение наблюдений .
Я, Савельева Полина, ученица 11 класса представляю исследовательскую работу
на тему: «СНЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX
ВЕКОВ».
В своем проекте я проанализировала сны литературных героев, сопоставила их и
объединила в смысловые группы в зависимости от значения .Был произведен
отбор произведений, отвечающих теме исследования, определена роль сна в
произведении.
Мною проведен сопоставительный анализ отдельных эпизодов художественных
произведений, выполнена их классификация.
Мотив сна в литературе является одним из самых распространённых. По мнению
A.M. Ремизова, исследователя снов в литературе, «...редкое произведение русской
литературы обходится без сна». В русской литературе немало произведений, в
названии которых есть слово «СОН». Однако
многие авторы делали сон
полноценным “действующим лицом” своих произведений. Для чего же писатели и
поэты обращались к этому приёму?
Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины
поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда
освобождается подсознание человека.
И тогда человек не может лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное,
именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему:
раскрытие личности персонажа через его сон.
В зависимости от роли снов в тексте художественного произведения, на мой
взгляд, можно выделить несколько основных типов снов: сон-забвение, сон-
предчувствие, сон-предостережение, сон-пророчество, сон-наказание, сон-символ.
Рассмотрим особенности каждого снов на примере текстов художественных
произведений.
1. СОН-ЗАБВЕНИЕ.
Слово
«забвение»
означает
временное
забытье,
состояние,
при
котором
переносишься из реальности в другой мир, более светлый и радостный. В
литературе можно выделить несколько снов-забвений: второй сон Раскольникова,
главного героя романа А.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», девические
сны Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза», сон Пискарёва из повести Н.В.
Гоголя «Невский проспект». Эти сны помогают героям на время забыться, уйти от
реальности, почувствовать умиротворение и обрести покой.
Остановимся на втором сне Раскольникова, главного героя романа
Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание». Это сон-греза, который привиделся ему
накануне преступления. Он видит себя в Египте, в оазисе, пальмы, голубая и
холодная вода, «чистый, с золотыми блестками песок», он пьет воду прямо из
ручья. Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а
холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет
душа Раскольникова. Место действия сна - Египет, страна, в которой на долю
ветхозаветных
персонажей
выпадали
всевозможные
испытания.
Испытания
ожидают и героя романа. Красота образов этого сновидения на мгновение
успокаивает Раскольникова. Это сон – забвение, сон – обман, который посылает
судьба душе преступника накануне испытаний.
2.СОН-ПРЕДЧУВСТВИЕ
Предчувствие – способность заранее увидеть какие-либо события в жизни. Эти сны
порождены тревогой, волнением, сомнениями,
терзающими душу человека.
Предчувствием является сон Катерины в «Грозе», сон Андрея Болконского в
«Войне и мире». В драме А.Н. Островского «Гроза» Катерина, рассказав Варваре о
снах своей юности, жалуется, не снятся мне, как прежде, райские деревья… а
точно ведет кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет куда-то. Сны Катерины
они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви,
ее неспособность бороться с «грехом». Сны ее и предчувствие: «Точно я стою над
пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за
кого».
3. СОН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Сны-предупреждения используются писателями в тех случаях, когда перед
героем стоит какой-либо сложный выбор. Сны-предупреждения подсказывают
героям, как правильно поступить, заставляют их ещё раз задуматься о смысле
происходящих с ними событий. К таким снам можно отнести первый сон
Раскольникова, сон Базарова перед дуэлью в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети».
Остановимся на анализе сна Раскольникова. Первый сон, который Раскольников
видит ещё до убийства старухи-процентщицы, служит для него предупреждением,
неким знаком предостережения. Причина сна — тяжелое нравственное состояние
человека,
принявшего
бесчеловечное
решение
убить
старуху-процентщицу.
Семилетний Родион, видя страшную картину жестокости по отношению к лошади
словно пытается остановить взрослого Родиона, образумить его. Но усилия
тщетны: "Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает." Постоянное
упоминание слова "топор" является своеобразным связующим звеном между сном
и
реальностью,
подчёркивает
неизбежность
предстоящих
событий.
Так
в
определённый момент предостережение становится предсказанием. Избиение
животного лишний раз напоминает Родиону о насилии в мире, укрепляет его
убеждение в правильности его теории "сверхчеловека", которому дозволено
"убийство по совести", во имя великой идеи, "спасительной для человечества", и
служит очередным толчком к преступлению героя. Этот сон - предзнаменование
того, что Раскольникову не следует идти на преступление, что у него ничего не
получится.
4. СОН-ПРОРОЧЕСТВО
Сны-пророчества,
или
вещие
сны,
наполненные
символами
и
знаками,
завораживают читателя и подготавливают его к предстоящим событиям в сюжете
произведения. Наверное, это самая многочисленная группа снов. К этой ней можно
отнести сон Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин», сон Марьи Гавриловны
из повести «Метель», сон Петра Гринёва в «Капитанской дочке», сон Черткова в
гоголевской повести «Портрет», последний сон Родиона Раскольникова, сон
Николеньки в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, сон Ивана Бездомного, героя романа
М.Булгакова «Мастер и Маргарита», сон генерала Корнилова в «Тихом Доне М.
Шолохова. Проанализируем некоторые из вышеназванных снов.
Сон Татьяны в романе в стихах «Евгений Онегин» тоже является предчувствием
беды. Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому
моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит
Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное
письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки.
Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на
святки она идет гадать. Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по
совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает. «И снится
чудный сон Татьяне...» Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на
пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек,
склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется
медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она
продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке
убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» -
Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные
чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит
наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга...
Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался
нестерпимый крик... «И Таня в ужасе проснулась...». Увиденное во сне мучит
Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит
к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит
печальных
много
приключений».
На
самом
деле
сон
Татьяны
–
очень
символический эпизод романа. Для осмысления значения этого эпизода я
выделила слова-символы и обратилась к соннику. Подробное толкование символов
доказало, что этот сон – не просто вещий: он в мельчайших подробностях отражает
судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки.
5. СОН-НАКАЗАНИЕ
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов
язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам
присуще логическое построение, поучение, иногда в качестве нравоучения сон
становится для героя своеобразным
наказанием.
К снам-наказаниям можно
отнести третий сон Раскольникова, сон Свидригайлова в «Преступлении и
наказании» Достоевского, сон Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» Булгакова.
Остановлюсь на последнем.
С этого сна начнется наказание Понтия Пилата. И не просто наказание, а наказание
сном: около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит
полная луна, как видите, его терзает бессонница. Наказание продлится две тысячи
лет, пока однажды весенней ночью Мастер не прокричит что есть мочи «Свободен!
Свободен! Он ждет тебя!» и не рухнут горы и огромная остроухая собака не
побежит по лунной дорожке, а вслед за ней – ее хозяин – пятый прокуратор Иудеи
всадник Понтий Пилат. Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна.
Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между
правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше
понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий
романа – противостояния добра и зла.
6. СОН-СИМВОЛ
Очень многие литературные сны являются снами-символами, отражающими
позицию автора. Такими снами является сон Обломова в романе «Обломов»
Гончарова, сны Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова, сон Пьера Безухова в
романе Л.Н. Толстого «Война и мир», сон часового в романе Булгакова «Мастер и
Маргарита», сны Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?», сны
Катерины Львовны из рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского
уезда», сон Натальи в повести И.А. Бунина «Суходол», второй сон Зоськи, героини
повести В.Быкова «Пойти и не вернуться».
В романе И. А. Гончаров "Обломов" ключевое место занимает "Сон Обломова". И
это не случайно. Именно на подсознательном уровне более полно и глубоко
раскрывается образ героя, его мечты, представления о жизни. Сон Обломова
абсолютно отличается от других снов русской литературы. Всё в нём выдержано в
духе идиллии. Сон не пророчествует, не предупреждает, он объясняет внутренний
мир героя, открывает коренные, исконные черты русского характера. Обломовка
является символом русской жизни. Герой переносится в этой главе в своё детство,
в самую счастливую пору. Вначале Илье Ильичу всего семь лет. Он просыпается в
своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь “штат и свита” начинают
осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его
булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней.
День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и
разговорах. “Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у
окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе... Но главною
заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом”. После обеда все
дружно спали.
Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал
немного старше, и няня рассказывает ему сказки.
Илюшу лелеют, “как
экзотический цветок в теплице”. Родители мечтали о шитом мундире для него,
“воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали,
что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты
благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти
предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было,
что Илюша прошёл все науки и искусства”.
Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак
существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от
всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали
обломовцев”. И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную
жизнь,
которая
была
характерна
для
России
того
времени,
отвергавшей
нововведения Запада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы совершили небольшое, обзорное исследоавание в таинственный мир
сновидений литературных героев. Каждый сон по-своему завораживает читателя:
одни обращены в прошлое и рассказывают об истинном состоянии души героя,
другие предсказывают будущее, интригуют и, словно через дымку загадок и
символов «показывают нам предстоящие события. Таким образом, через сны, как
особую форму выражения стихии бессознательного начала, писатель или поэт
может передать любую мысль и идею. И это, несомненно, мастерский приём в
литературе.
С одной стороны, сон служит неким фоном или отступлением в
сюжете, с другой стороны, внимательный читатель увидит и личное отношение
автора к какой-либо проблеме, и скрытые в герое черты характера, и всю
сложность его натуры. Поэтому к этому приёму очень часто прибегали великие
писатели и поэты, ставя перед собой непростую задачу: сделать произведение
ярким, многосторонним, живым, художественно выразительным и богатым.