Автор: Мотченко Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Раменское, Московская область
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет
Тема: "Свойства соли"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №22 г. Раменское
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности с детьми 5 – 6 лет
«Свойства соли"
Воспитатель:
Мотченко С.Ю.
Программые задачи:
Обучающие:
1.
закрепление знаний детей о соли, её свойствах, практической
значимости для человека;
2.
закрепление знаний детей о профессиях (профессор), специальных
исследовательских приборах и одежде, о лаборатории;
3.
закрепление умений детей образовывать грамматические конструкции
прилагательных, согласовывать их с существительными среднего рода
(сыпучее, пахучее вещество), женского рода (вода соленая, пресная),
мужского рода (кристаллы хрупкие, крупные).
Развивающие
:
1.
способствовать развитию умений детей
обобщать полученные
знания, выделять главное, делать необходимые выводы;
2.
способствовать развитию умений грамотно, чётко и точно выражать
свои мысли;
3.
способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Воспитательные
:
1.
воспитывать интерес и желание к экспериментированию;
2.
воспитывать точность и аккуратность в работе со специальными
приборами и веществами.
Здоровьесберегающие
:
1.
профилактика утомления.
Материалы:
мешочки с солью, лупы, чайные ложки, салфетки,
стаканчики, блюдца для каждого ребенка, два сосуда с соленой и пресной
водой, 2 сырых яйца, индивидуальные халаты, знаки – символы, предметные
картинки, характеризующие выявленные свойства соли.
Предварительная работа:
беседа с детьми " Что мы знаем о соли и ее
свойствах", просмотр презентации " Где и как добывают соль", чтение
художественной литературы, где речь идет о соли, наблюдение " Как мама
использует соль".
План:
1.
Организационный момент. Ритуал приветствия.
2.
Сюрпризный момент. СМС-сообщение профессора.
3.
Беседа. «Кто такой профессор? Что такое лаборатория?».
4.
Правила работы в лаборатории.
5.
Дидактическая игра «Назови вещество?»
6.
Опыт №1. «Кристаллы»
7.
Опыт №2. «Кристаллы хрупкие»
8.
Опыт №3. «Соль растворяется в воде»
9.
Презентация «Где люди используют соль»
10.Физкультурная минутка. «В огород пойдем, урожай соберем…»
11.Опыт №4. «Вода пресная и соленая»
12.Итог. «Мы – исследователи»
Ход занятия:
1.Организационный момент. Ритуал приветствия.
- Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
— Ребята, улыбнемся друг! И пусть хорошее настроение не покидает нас
целый
день!
Молодцы!
2. СМС-сообщение.
Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в гости, мне пришло
необычное смс- сообщение на телефон от одного знакомого профессора.
3.Беседа «Кто такой профессор?»
А вы знаете кто такой профессор? Профессор - это человек, который
занимается научными исследованиями.
- Вот что пишет профессор: " Здравствуйте! В мою лабораторию
поступило неизвестное вещество, свойства которого нужно срочно изучить.
Но меня вызвали на конференцию в другой город и я не смогу это сделать.
Помогите мне пожалуйста его изучить. Всё необходимое для вашей работы
вы найдёте в лаборатории". Ребята, поможем профессору? Но для этого нам
необходимо попасть в лабораторию.
- Что такое лаборатория?
- Лаборатория - это место, где проводят опыты. И чтобы туда попасть
закройте глаза, а я произнесу слова, которые нас туда перенесут.
Сила знаний проявись,
Дверь в науку отварись!
4. Правила поведения в лаборатории.
- Ну вот, мы с вами оказались в лаборатории. Здесь, в лаборатории,
есть правила поведения. Давайте их изучим:
* В лаборатории нужно разговаривать спокойным голосом, чтобы не
мешать другим ученым проводить исследования.
* Передвигаться по лаборатории нужно спокойно, не толкая друг
друга!
* Соблюдать чистоту!
* При работе использовать специальные приборы и специальную
одежду.
* нельзя пробовать на вкус вещества.
- Теперь я уверена, что вы знаете правила и мы можем приступить к
работе. Проходите.
5. Дидактическая игра «Назови вещество?»
- Посмотрите, профессор оставил для нас сундук. Заглянем что внутри!
Какие интересные мешочки. Ребята, возьмите каждый себе по мешочку.
Мешочек тяжелый или лёгкий? Давайте понюхаем его. Чувствуете запах?
Это запах материала из которого сшит наш мешочек. А еще другой запах
есть? Мешочек пахучий? Значит внутри вещество с запахом или без? А
теперь поверните мешочек вверх, вниз. Что происходит с веществом? Если
вещество
сыпется,
значит
вещество
какое?
(сыпучее).
У
вас
есть
предположения что за вещество внутри?.
- Ребята, а в сундуке есть подсказка:
"Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несоленой вдруг!"
- Вы конечно догадались ....это....
- Верно! Это соль! Сейчас я развяжу один мешочек и проверим правы
ли мы. Вы правы. Это действительно соль и ее мы сейчас продолжим изучать
за столом исследователей. Проходите и присаживайтесь.
- Посмотрите, ребята, на столе у нас специальные приборы, которые
помогут нам изучить наше вещество.
6. Опыт №1 «Кристаллы»
- Это лупа - специальное увеличительное стекло. Если ее поднести
ближе к веществу, то мы можем увидеть из чего состоит соль. Что вы
видите? Это - кристаллы. И это наш 1 научный вывод: соль состоит из
кристаллов. Отложите лупу на место.
7. Опыт №2 «Кристаллы хрупкие»
- Возьмите следующий специальный прибор (беру ложку) и надавите
на соль. Что происходит? Соль крошится потому, что её кристаллы хрупкие
и, при надавливании на них, они разрушаются. И это наш с вами 2 научный
вывод: Кристаллы соли хрупкие и при надавливании они разрушаются и
издают звук.
8. Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
- А теперь, мои юные ученые, насыпьте ложкой соль в стакан с водой и
размешайте. Посмотрите на стакан. Что произошло с веществом. И это наш
очередной научный вывод: Соль растворяется в воде.
- Ребята, все эти свойства соли люди используют в своей жизни. Соль
важна для людей и приносит пользу. А какую....мы сейчас с вами увидим.
Аккуратно встаньте и пройдите к экрану.
9. Презентация " Где люди используют соль?"
1й слайд: Соль используют в косметологии. Она содержится в
шампунях, мыле и других средствах.
2й слайд: Соль используют в медицине. Посмотрите...дети полощут
горло слабым солевым раствором, чтобы избавиться от болезни.
3й слайд: Соль используют на улице во время гололедицы.
4й слайд: Соль используют при приготовлении пищи.
5й слайд: Люди используют соль для консервирования овощей.
- Ребята, люди используют соль для консервирования овощей. Давайте
мы с вам соберем свой урожай овощей для своих заготовок. Для этого мы
сейчас станем и встанем в круг.
10. Физминутка:
В огород пойдем, урожай соберем ( шаги на месте)
Мы морковки натаскаем, огурцов насобираем( выполняют движения)
Срежем мы кочан капусты( движение руками)
Круглый, крепкий, очень вкусный!
Зелени нарвем немножко и вернемся по дорожке ( шаги)
- Молодцы, ребята! Весь урожай собрали!
11. Опыт №4 «Вода пресная и соленая»
- Сейчас мы проведем еще один интересный опыт. Перед вами 2
сосуда. В одном из них соленая вода, а в другом несоленая, т.е. пресная. Как
вы думаете, что произойдет, с яйцом, если я опущу его в эти сосуды. Давайте
проверим. Что происходит? В соленой воде яйцо всплыло на поверхность, а в
несоленой опустилось на дно. И это наш очередной вывод: соленая вода
выталкивает предметы на поверхность.
- Именно поэтому нам так легко плавать в морской воде, ребята.
Морская вода соленая, и она выталкивает нас на поверхность.
- Ну вот мы с вами изучили некоторые свойства соли. На самом деле их
много. С другими свойствами соли вы познакомитесь в школе. Давайте
вспомним какие свойства соли мы изучили?
- Соль состоит из кристаллов;
- Кристаллы хрупкие;
- Соль растворяется в воде;
- Соленая вода выталкивает предметы на поверхность.
12. Итог «Мы – исследователи»
-
Ребята,
наши
исследования
закончены!
Вы
–
настоящие
исследователи. Но, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, а я
произнесу слова, которые нас туда перенесут. Сила знаний проявилась,
Дверь в науку отварилась!
- Ну вот, мы в нашем детском саду. Теперь вы многое знаете о соли и,
я думаю, Вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с воспитателями
и знакомыми. Спасибо вам за участие! До свидания! Давайте снимем
специальную одежду.