Напоминание

Урок русского языка по теме: "Род имён существительных" 3класс


Автор: Горбикова Анастасия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №5
Населённый пункт: города Волгодонска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка по теме: "Род имён существительных" 3класс
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по русскому языку в 3 классе « Род имен существительных. Закрепление».

Тип урока: урок закрепление

Планируемые результаты:

Предметные: определять род имен существительных; классифицировать имена

существительные по роду; находить синонимы;

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством

учителя; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей; работать с информацией учебника, делать выводы на основе

полученной информации; выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути

выхода из проблемной ситуации;

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; договариваться, приходить к единому

мнению при работе в парах.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация,

карточки для рефлексии.

- Доброе утро, ребята. Прошу всех садиться и настроиться на серьёзную, но интересную

работу.

1. Актуализация знаний.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня двадцатое февраля. Классная работа.

- Над какой частью речи мы с вами работаем?

- Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и

число имён существительных и узнаем, какие ещё тайны скрывает число имени

существительного.

- Что вы можете рассказать о имени существительном?

- По каким признакам мы можем разделить имя существительное?

- На какие вопросы отвечают одуш., неодуш.?

- Какой род имен сущ вы знаете?

- Какие местоимения помогают определить мужской род (он), женский род (она), средний

род (он).

-А число?

2.Игра «Определи-ка»

-Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по

теме «Имя существительное».

-Я буду бросать вам мяч называя слово. Вам необходимо поймать мяч и назвать род имени

существительного.

(…………………)

-Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

-Сейчас у нас зима. А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети

называют) Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки, а

любите лепить снеговика?

-Давайте сейчас слепим снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то

будем лепить его из отгаданных слов – имён существительных.

- Перед вами самый большой ком. Сейчас я буду читать загадки ,а вы называть отгадки.

Отгаданные слова будут появляться на экране.

Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт.(Снег)

Невзирая на морозы,

В красных яблоках березы.

Подошел поближе... Ай!!

Разлетелся урожай!

(Снегирь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет...(Ветер)

Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает... (Иней)

Без рук рисуют,

Без зубов кусают… (Морозы)

Рыбам жить зимой тепло:

крыша — толстое стекло.

(Лед)

-Чем похожи эти слова?

-Какое слово лишнее? (морозы во мн.ч)

-Перед вами средний ком.

Эту зимнюю хозяйку

Все боятся, даже зайка

Не боится лишь апрель

Снежно-белую…(Метель)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а... (Снежинки)

Красная девушка по небу ходит (Солнце)

Белая птица

Над землею мчится.

Воет, летает,

Пути заметает. (Вьюга)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Солнце съест — Зиме конец

Серебристый Леденец… (Сосулька)

-Чем похожи эти слова?

-Какое слово лишнее? (солнце ср.р.)

-Перед вами маленький ком.

Алый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

Где же шар теперь искать?

Подскажи мне, ветер!

— Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете! (Солнце)

Синенькая шубёнка —

Весь мир покрыла.(Небо)

Сначала плавно, еле—еле

Они по воздуху летели

Потом быстрей—быстрей поплыли,

Как их зовут, вы не забыли?(Облака)

Ежик на нее похож,

Листьев вовсе не найдешь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год — важна. (Елка)

-Чем похожи эти слова?

-Какое слово лишнее? (елка ж.р)

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

Деревянные они,

Их попробуй - догони!

Мчусь на них с горы, как в сказке,

Санки, как назвать - (САЛАЗКИ).

-Ребята, определите род слова «Салазки». Что для этого надо сделать?

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Почему?

-Откройте, пожалуйста, учебники стр.29. Прочитаем информацию на «Страничках для

любознательных» . Прочитаем как определить род имен существительных, которые

употребляются только во множественном числе.

(Такие существительные не имеют

рода)

Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме

множественного числа и не имеют формы единственного числа.

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем слова «салазки», макароны, каникулы.

-

Зимой, как правило, нам не хватает витаминов.

На экране слова: яблоко, апельсин, груша, сок, лимон

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в

форму множественного числа.

Проверка

( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Ребята, а какое лишнее слово появилось у нас на экране? Пальто

-Предлагаю вам снова обратится к учебнику стр 29. В табличке найдите слово пальто.

-Прочитаем.

-Слово пальто. Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное какого рода?

среднего рода

Игра на внимание «Пальто».

Я вас сегодня, так и быть,

С толку постараюсь сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….? (пальто)

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без … (пальто)

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …(пальто)

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…(пальто)

Ну, кто его оставил, кто? Ах, это же моё…! (пальто)

-Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

- Послушайте предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги

английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Я думаю, что каждому из вас

знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто. А вы знаете кто это?

-Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был

не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

- А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис

Заходер. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в

Мэри Поппинс. Работа с предложением.

-Определите род у имён существительных.

-Предлагаю нам обратится к учебнику, упражнение 48.

Перед вами произведение Якова Акима. Читает один ребенок

-Что обозначает слово (безделица)?

-Спишите текст подчеркивая имена существительные, определите род имен

существительных.

Проверка на экране

-Перед вами слова. (снегирь ,снежинка, заяц, сосны ,шарф, сани, сапоги)

Выпишите данные слова в два столбика.

-Первый столбик множественное число, второй столбик единственное число.

Комментирует ребенок по одному слову записывая в нужный столбик.

На экране появляются слова в столбик.

-

Внимательно рассмотрите в учебнике репродукцию картины И. Шишкина «Зимой в

лесу». Опишите картину, опираясь на следующие вопросы:

• Каков жанр произведения (портрет, пейзаж, натюрморт)?

• Какое время года изображено на картине?

• Что изображено на картине?

• Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы?

• Какие краски преобладают на картине? Почему?

• О чём хотел рассказать нам художник?

• Какие чувства вызывает у вас эта картина?

 По жанру эта картина относится к пейзажам, потому что главным действующим

лицом картины оказывается природа

 На этой картине художник изобразил зиму, зимнюю природу.

 На картине мы видим зимний лес и уводящую сквозь него тропинку, сейчас

скрытую снегом, а вдали сквозь голые стволы деревьев просвечивает голубое небо

над близким полем.

 Чтобы изобразить зимний пейзаж Шишкин использовал всего три цвета - белый,

черный и голубой.

 Белого цвета на картине больше всего, но и черного цвета немало. Белый цвет -

это цвет снега, явления типично зимнего, а черный цвет - цвет голых деревьев,

которые также лишаются листвы именно на зиму.

 Художник старался показать нам красоту зимней природы и у него это отлично

получилось.

 Эта картина производит приятное впечатление. Мы словно оказывается в темном

и тихом зимнем лесу, где если и слышны какие-то звуки, то только треск

разрываемых морозом стволов. Чистота и мороз - вот два ощущения, которые

охватывают зрителя этой картины.

Красота зимней природы на картине - это заслуга художника, умение мастера

владеть кистью и тонко подмечать и передавать красками игру света и тени, а самое

главное - любить родную природу. Ответим на заданные по ней вопросы.

Однозначно - пейзаж, потому что именно так называется изображение природы на

полотне.

Если все деревья и земля покрыты снегом, тогда никто не сомневается, что речь

идёт о зиме - самом холодном времени года.

Можно описать, глядя на картину, то, что мы видим на ней: это несколько старых

высоких деревьев в лесу, которые находятся на переднем плане, и звериную тропу,

прикрытую снегом.

Настоящий художник даже белый или чёрный цвет рисует другими красками, он

умеет увидеть разнообразные оттенки даже в зимнем монохромном пейзаже. Кроме

этих цветов, можем увидеть разные оттенки голубого.

Кроме трёх уже названных цветов, есть на картине немало холодных оттенков

коричневого. Преобладают холодные цвета.

Шишкин хотел поделиться той красотой, которую умел видеть сам, хотел научить

этому и нас.

Как всегда, когда имею дело с настоящим искусством, я испытываю благоговение

перед талантом и трудоспособностью автора картины.

Вот и кончается урок!

Подведем скорей итог!

- Над какой частью речи мы с вами сегодня работали?

- Сегодня работали над именем существительным, определяли род и число имён

существительных

- Что вы можете рассказать о имени существительном?

- По каким признакам мы можем разделить имя существительное?

- На какие вопросы отвечают одуш., неодуш.?

- Какой род имен сущ вы знаете?

- Какие местоимения помогают определить мужской род (он), женский род (она), средний

род (он).

-А число?

(узнали о словах которые употребляются во мн.ч и рода не имеют.

Познакомились со словами которые относятся с среднему роду (пальто)

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные

которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена

существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и они не

имеют рода)

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ,

домашнего задания, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 22. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) Упр.16 на странице 12 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.



В раздел образования