Напоминание

"Комплекс игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Гайсарова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД "Колосок"№6
Населённый пункт: город Алатырь,Чувашская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Комплекс игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры по экологическому воспитанию для детей

старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по экологическому воспитанию для детей старшего

дошкольного возраста

Дидактическая игра «Земля и ее обитатели».

Цель: уточнение и расширение знаний о животных.

Оборудование: Картинки с животными

Ход

игры:

Дети

делятся

на

две

команды;

«Чья

команда?

Какой

континент выберет». Затем дети выбирают животных, которые живут на этом

континенте,

определяя

их

по

силуэту.

Чья

команда

быстрее

подберет

животных, та и выиграла.

Дидактическая игра «Рассели животных по Земле»

Цель игры: познакомить детей с животными, обитающими в разных

климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления

животных к разным климатическим условиям.

Оборудование: глобус (карта мира), фигурки (картинки) животных,

изображение материков, фишки.

Ход игры: Каждому ребенку предлагается выбрать один из материков и

отобрать животных, обитающих там. После чего дети сочиняют рассказ о

жизни животных.

Получает фишку тот, кто безошибочно расселил животных на материке

и сочинил интересный содержательный рассказ.

Выигрывает ребенок набравший большее количество фишек.

Дидактическая игра «Что есть и чего не хватает».

Цель. Закреплять знания детей о частях растений.

Оборудование: Карточки с изображением частей растений -10 штук

(корень, стебель, лист, плод, цветок, стебель и цветок, корень и стебель, плод

и цветок, плод и стебель, корень и цветок).

Ход игры. Дети выбирают карточки с изображением частей растений.

Дается задание: «Расскажите, какие части растений изображены на ваших

карточках и чего не хватает». Дополнение. Покажите, изображенные части

растений на растениях уголка природы или на растениях участка.

Условие. Следите, чтобы ответы детей были полными.

Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем».

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай

собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Оборудование:

Картинки

с

изображение

овощей,

фруктов,

злаков,

бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход

игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары

природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями

и

мимикой

изображают

неповоротливый

арбуз,

нежную

землянику,

прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое

условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном

месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Вариант№1.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет

объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и

бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово

«волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший

мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на

земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Дидактическая игра «С какой ветки детки?»

Дидактическая

задача: закреплять знания детей о листьях и плодах

деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному

растению.

Оборудование: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход

игры: Дети

рассматривают

листья

деревьев

и

кустарников,

называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» -

ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

Оборудование: Картинки с птицама.

Ход

игры:

воспитатель

называет

только

птиц,

но

если

он

вдруг

ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих

птиц.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года.

Оборудование: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета,

осени и зимы.

Ход

игры: воспитатель

читает

стихотворение,

а

дети

показывают

картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы».

Дидактическая

задача: закреплять

умение,

классифицировать

животных, птиц, рыб.

мяч.

Ход

игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки

какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что

за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем

он

передает

вещь

другому

ребенку, с

таким

же

вопросом.

Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры

не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей(называть одну и ту же птицу, рыбу,

зверя нельзя).

Дидактическая игра «Угадай, что где растет».

Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах

произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или

ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет

данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Дидактическая игра «Сложи животное».

Дидактическая

задача: закрепить

знания

детей

о

домашних

животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Оборудование:

картинки с изображением разных животных(каждое в

двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на

четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из

разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

Дидактическая задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных

грибах.

Оборудование: корзинка,

предметные

картинки

с

изображение

съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки.

Воспитатель

загадывает

загадку

о

грибах,

дети

отыскивают

и

кладут

картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход

игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать

лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель

читает

слова,

а

дети

должны

подумать,

какие

из

них

подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь:

муравейник,

зеленый,

порхает,

мед,

увертливая,

трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит,

река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты,

жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза,

рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска,

отпугивающая окраска.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери.

Развивать познавательный интерес.

Оборудование: мешочек.

Ход

игры: в

мешочке

находятся:

мед,

орехи,

сыр,

пшено,

яблоко,

морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем

питается.

Дидактическая игра «Что я за зверь?»

Дидактическая задача: закреплять знания о животных.

Ход

игры: в

игре

участвует

группа

ребят,

количество

игроков

не

ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое

расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят

совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать

или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький?

может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята

в

свою

очередь

отвечают

ведущему

«да»

или

«нет».

Так

продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Дидактическая игра «Назовите растение»

Дидактическая задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или

четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте

бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные

стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина,

фикуса и т.д.?

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Дидактическая

задача: закреплять знания о животных и местах их

обитания.

Оборудование: Картинки с животными

Ход

игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у

детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога,

река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением

животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с

его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».

Дидактическая

задача: закреплять

знания

об

объектах

живой

природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой

природы.

Дети

должны

изобразить

способ

передвижения

этого

объекта.

Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте;

при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» -

изображают полёт птицы.

Дидактическая игра «Береги природу».

Дидактическая

задача: закреплять

знания

об

охране

объектов

природы.

Оборудование: картинки,

изображающие

растения,

птиц,

зверей,

человека, солнца, воды

Ход

игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие

растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает

одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися

живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например:

убирает

птицу

что

будет

с

остальными

животными,

с

человеком,

с

растениями и т.д.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли

птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы

ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все

лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не

смогут обходиться.

Дидактическая игра «Я знаю».

Оборудование: мяч

Дидактическая задача: закреплять знания о природе.

Ход

игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом.

Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери,

птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит:

«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк,

заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Дидактическая игра «Что это такое?»

Дидактическая

задача: закреплять

знания

о

живой

и

неживой

природе.

Ход

игры: воспитатель

загадывает

предмет

живой

или

неживой

природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали,

загадывается

следующий

предмет,

если

нет,

то

список

признаков

увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое,

внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в

лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту».

Дидактическая задача: закреплять знания о зимующих и перелетных

птицах.

Оборудование: Силуэты птиц

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и

называют перелетная или зимующая птица.

Дидактическая игра «Живое – неживое».

Дидактическая

задача: закреплять

знания

о

живой

и

неживой

природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы.

Если

это

предмет

живой

природы,

дети

-

машут

руками,

если

предмет

неживой природы - приседают.



В раздел образования