Автор: Гаврилова Елена Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №64 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация педагогического процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации детей
Раздел: дошкольное образование
Организации педагогического процесса в группе
раннего возраста, как одно из условий успешной
адаптации родителей к ДОУ
Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая ценность, и решение
отдать его в детский сад является для них испытанием. Дети в 1,5-2,5 года не
могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают
информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Родители бывают
напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался
идти в детский сад.
Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей
способствует и «закрытость» дошкольных учреждений. Истерики ребенка
усиливают нервное состояние родителей, и даже оставаясь внешне
спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд,
разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от
волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые
моментально считывает подсознание ребенка. Ребенок улавливает стойкое
отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и
тревогу.
У
родителей,
недостаточно
хорошо
знающих
специфику
работы
воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе,
часто возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам
детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего делают, дети
предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги,
ожидание
неприятностей…
В
результате
родители
часто
выбирают
деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского
сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя
состояние
родителей,
начинает
бессознательно
подыгрывать
им.
Таким
образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт
адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно,
скажется и в более поздние возрастные периоды.
Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять
напряжение и беспокойство по поводу организации жизнедеятельности их
малышей в ДОУ, мы решили провести родительское собрание с показом
мультимедийной презентации «Наш день в детском саду!», отражающей
режимные моменты и основные задачи, которые педагог будет решать в
процессе их проведения, а также рекомендации по их выполнению.
Представляем эту презентацию Вам.
Утренняя гимнастика. Помогает организовать детей, настроить на
предстоящий день, отвлечься от разлуки с мамой. Поэтому очень важно
приводить ребенка вовремя, до 8 часов, т.к. воспитатель не может отвлечься
и оставить всех детей, чтобы уделить внимание одному ребенку.
Умывание. Учим детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно,
мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки
личным полотенцем. Для того, чтобы у ребенка сформировать интерес и
привычку мыть руки перед едой, процесс умывания сопровождаем
потешками.
Прием пищи. В группе мы заботимся о том, чтобы ребенок садился за стол с
хорошим настроением. Красиво сервируем стол. Знакомим с названием
блюд, их вкусовыми качествами (кислое, сладкое, соленое), физическими
свойствами (холодное, горячее, теплое). Воспитываем культурно-
гигиенические навыки.
Организация физкультурно-оздоровительной работы: 2 раза в неделю
проводим непосредственно образовательную деятельность по физической
культуре, ежедневно – гимнастику после сна, подвижные игры, работу по
развитию движений на прогулке, физкультминутки во время
непосредственно образовательной деятельности статического характера.
Прогулка. Наблюдение за явлениями природы сочетаем с интересными
играми,
в
процессе
которых
знакомим
детей
с
различными
свойствами
объектов
живой
и
неживой
природы,
даем
общее
представление
об
их
отличительных признаках. Так, играя со снегом, дети узнают, что он бывает
липким, мокрым, тает в руках и т.п.
Познавательно-речевое развитие детей
Специальное
внимание
уделяем
организации
игр,
способствующих
умственному развитию детей (лото, домино, занятия с разрезными и парными
картинками и пр.).
Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с
разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов,
различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не
только
действует,
но
и
думает.
В
ходе
соотносящих
действий
совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка. Мы
поддерживаем познавательную активность, стараемся завлечь малышей и
побудить их к самостоятельному экспериментированию.
Вот, например мы используем такую подвижная развивающая игра
"Форма, цвет, размер" - это игра для знакомства с геометрическими фигурами,
цветами и размерами.
Этот комплект идеально подходит для активных малышей и способен
увлечь сразу несколько детей. В занятиях используются большие, приятные на
ощупь фигуры, с которыми предлагается множество интересных упражнений.
Конструирование
–
одно
из
любимых
занятий
детей.
В
играх
с
конструкторами учим малышей вкладывать, сцеплять, совмещать детали.
Игры с конструкторами способствуют развитию мелкой и крупной моторики,
творческих и умственных способностей детей.
Чтение (восприятие) художественной литературы.
На втором году жизни малыш может не только слушать, но и понимать
литературные произведения, рассказы взрослого, что, безусловно, обогащает
его знания и речевой опыт. Чтение для нас – постоянная традиция! Ребенок не
может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения активизируем
его внимание: предлагаем повторять за взрослым слова, проиграть движения,
жесты, которые присутствуют в произведении.
Художественно-эстетическое развитие
Что
дает
изобразительная
деятельность
для
развития
ребенка?
Изобразительная
деятельность
крайне
важна
не
столько
для
овладения
умением
рисовать,
сколько
для
развития
общих
способностей,
которые
проявятся в будущем в любых видах деятельности. В этой деятельности идет
интенсивное
развитие
эстетического
мировосприятия,
способности
к
творчеству,
развитие
интеллекта,
нравственности.
Дети
разукрашивают,
рисуют, лепят, и мы всячески поддерживаем их в проявлении творчества.
Социально-личностное развитие
Игровая
деятельность
имеет
исключительно
важное
значение
в
развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического
развития, является важным условием социального, физического развития,
одним из средств познания окружающего мира, наиболее естественным и
продуктивным способом обучения детей. При организации игр в группе мы
учитываем интересы и желания ребенка, создаем предметно-развивающую
среду по возрасту.
Совместные мероприятия с родителями
Досуговые
формы
организации
общения
призваны
устанавливать
теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также
более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование
досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной
эмоциональной
атмосферы
родители
становятся
более
открытыми
для
общения, в
дальнейшем педагогам проще налаживать с
ними
контакты,
предоставлять педагогическую информацию.
Это, конечно же, не все, так как каждый день, проведенный в детском саду –
уникален и неповторим. Каждый день дети узнают что-то новое, учатся
общаться, дружить.
Таким образом, поставленная нами цель была достигнута. Мы
познакомили родителей с организацией жизнедеятельности их детей в
детском саду. Родители, увидев своих детей, спокойных, улыбающихся,
занятых игрой, рассматриванием книг, взаимодействующих друг с другом и
воспитателем, стали намного доверительнее относиться к детскому саду.
Ведь адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь
семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация
пройдет быстрее и легче. При терпеливом отношении взрослых она может
пройти сама собой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!