Автор: Алина Рашитовна Иванова
Должность: МБУ ДО “ДШИ “Черемшанского муниципального района РТ
Учебное заведение: МБУ ДО “ДШИ “Черемшанского муниципального района РТ
Населённый пункт: с.Черемшан
Наименование материала: статья
Тема: Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по современной хореографии.
Раздел: дополнительное образование
Импровизация как способ развития творческого потенциала
у детей младшего школьного возраста на занятиях по
современной хореографии.
С точки зрения многих хореографов, импровизация и хореография -
равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные
роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация
все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место
среди других видов сценических искусств, доказывает это Александр
Гиршон(кандидат психологических наук, танцевально-двигательный
терапевт, преподаватель импровизации, перформер, хореограф
Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной
стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и
празднеств. Импровизация особенно отчетливо проявляется в современных
танцах, когда в ответ на «вызов» соперника, исполнитель выходит за рамки
устойчивых танцевальных форм. Импровизация достаточно широко
используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в
музыке и начинает движенческий выражать свое эмоциональное состояние в
той или иной манере популярного танца.
Импровизация не терпит
многочасовых занятий у станка: в отличие от танцоров традиционных
направлений, танцор-импровизатор занят многочасовым осознанием связей
внутри своего тела. Если хореография представляется техникой построения
структуры из стандартных «кирпичиков», то импровизация предполагает
технику поиска потенциальных возможностей, скрытых в пустом
пространстве.
Творческий подход педагога может проявиться в создании новых,
интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения
содержания программы или создание новых комбинаций из известных
методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо
развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д.
Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь
ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех
творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Состояние
движенческой импровизации, когда исполнитель прислушивается к
импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и партнеров,
может помочь нам определить особое состояние импровизационного
творчества, но к сожалению, такая импровизация не имеет сценической
ценности как произведение искусства. Этот тип импровизации скорее можно
назвать «тусовочная» или включением в определенную молодежную
субкультуру. Импровизация -- это соединение осознанного выбора и
спонтанной реакции. Она содержит в себе элемент творчества, который
никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть
воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через
движенческие реакции.
Младший школьный возраст, является фундаментом в хореографическом
образовании. Все первоначальные базовые знания умения и навыки ребята
получают именно в этом возрасте. Поэтому очень важно увлечь ребёнка,
заинтересовать, чтобы ему хотелось идти на занятия. И эта задача ложится на
плечи педагога-хореографа. Если его уроки будут интересны и доступны для
понимания детей, то и результаты в хореографической деятельности будут
высоки. Активность и интерес детей младшего школьного возраста к
хореографическим занятиям напрямую связан с творческой инициативой
педагога, с тем, как он преподносит учебный материал, с какими эмоциями,
с каким настроением. Успешность детей в хореографической деятельности
вплотную зависит от профессионализма педагога. Или он знает своё дело,
свою работу, как вести себя с детским коллективом, как правильно
преподавать новый материал, как оценивать каждого из учеников, как
анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, или допускает
серьёзные ошибки в образовательном процессе, тем самым отрицательно
влияя на развитие своих воспитанников.
Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных
изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений,
осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом
возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения
учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях
и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного
периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более
высоких душевных и физических затрат.