Автор: Мальцева Елена Ливерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45 ст. Северской им. Героя Советского Союза Гаврилова П.М.
Населённый пункт: Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальной школе
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это
здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший
показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в
последние годы значительное ухудшение здоровья населения России,
особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Многочисленные
исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей,
приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии
здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается
в
4
раза.
Во
многих
документах
Министерств
образования
РФ
подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового,
современного качества общего образования является создание в учебных
учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Я думаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из
главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать
гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в
которой дети находятся значительное время, нередко создает для них
психологические трудности. Специфика современного учебного процесса
обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами
подачи
информации,
исходным
функциональным
состоянием
и
адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими
факторами.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый
школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им
востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в
сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий
здоровьесберегающей
педагогики,
которые
рассматриваются
как
совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса без ущерба для здоровья школьников.
В связи с этим, я поставила одной из главных задач - внедрение в
учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение
педагогом таких принципов, как:
1. Учет возрастно-половых особенностей.
2.Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиоло-
гических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
3. Структурирование урока на части в зависимости от уровня умственной
работоспособности учащихся.
4. Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работо-
способности и расширения функциональных возможностей организма
учащихся.
В своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю
увеличению двигательной активности, так как напряжение различных
групп мышц тела человека влияет на его работоспособность, утомляе-
мость, эмоциональное состояние. Для этого я использую интерактивные
формы
организации
учебного
процесса. Они
позволяют
сочетать
физическую,
социальную
и
познавательную
активность
учащихся.
Учащиеся меняют рабочие места, меняют виды деятельности, они
неравнодушны к тому, что происходит вокруг - задают вопросы, отвечают,
обмениваются мнениями, вносят дополнения, поправки, сами находят
решение проблем.
Традиционным стало проведение в нашей школе утренней зарядки.
Каждый день под музыку мы слышим и проводим с детьми комплекс
утренней гимнастики. Зарядка способствует созданию хорошего настрое-
ния, мобилизует силы на рабочий день, вырабатывает привычку к порядку.
Я регулярно провожу часы здоровья, спортивные игры, спортивные
соревнования.
В целях повышения интереса учащихся к физической культуре, спорту
и здоровому образу жизни в нашей школе
созданы хоккейный и
спортивный
классы. В этих классах увеличено количество часов для
занятий физической культурой, которые проводят специалисты-тренеры.
Дети с удовольствием посещают каждый день Ледовый каток, стадион,
ездят на дружеские встречи с другими хоккейными и спортивными
командами.
Школа − это не только учреждение, куда на протяжении многих лет
ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором
ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится,
но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства,
формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.
Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной
школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии —
охраны и укрепления здоровья детей.
Я считаю, что если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, если
личным примером будем
демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно
надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не
только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.