Напоминание

"Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО"


Автор: Глазырина Оксана Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №18 "Виктория"
Населённый пункт: Город-курорт Анапа,Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.

Педагогические условия формирования

патриотических чувств у детей дошкольного

возраста.

2.

Методический аспект организации

воспитания основ гражданственности у детей

дошкольного возраста.

3.

Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах

воспитания патриота и гражданина.

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с

любви к своей семье, к своему жилищу, к

своему детскому саду. Постепенно

расширяясь, эта любовь переходит в

любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему

человечеству.

Д.С. Лихачёв

Первые чувства

гражданственности и

патриотизма.

Доступны ли они

малышам?

-

Можно дать

утвердительный ответ:

дошкольникам, особенно

старшего возраста,

доступно чувство любви к

родному городу, родной

природе, к своей Родине.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и

стремление сделать все возможное, чтобы сохранить

культурную самобытность каждого народа. Это

социальное чувство, которое характеризуется

привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система

мероприятий, направленных на формирование у граждан

чувства долга по отношению к родной стране,

национального самосознания, готовность защищать свою

Родину.

Гражданственность – это принадлежность к

постоянному населению данного государства,

наделение совокупностью политических прав и

обязанностей.

Гражданско-патриотическое воспитание

сочетает задачи патриотического,

интернационального, правового, нравственного

воспитания

Понятие «гражданское воспитание» является

относительно новым для дошкольного

образования.

Воспитывать гражданина – это значит готовить

человека к участию в решении

государственных задач, выполнению функций

хозяина, труженика, защитника Родины,

готового к активной деятельности на ее благо.

-формирование нравственно-духовных

особенностей личности;

-формирование чувства гордости за свою нацию;

-формирование почтительного отношения к

национальным и

-культурным традициям своего народа;

-формирование либеральной позиции по

отношению к ровесникам,

-взрослым, людям других национальностей.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены

принципы государственной политики в области образования, которые

провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и

здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения,

трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, в котором одним из основных принципов

является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства».

Проект Национальной доктрины образования в Российской

Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана

обеспечить…воспитание патриотов России».)

Государственная программа «Патриотическое воспитание

гражданина Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (ставит

перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и

специалистов патриотического воспитания современных форм, методов

и средств воспитательной работы; повышение профессионализма

организаторов и специалистов патриотического воспитания»).

Привязанность,

Сочувствие,

Сопереживание,

Ответственность ,

И другие качества, без которых человек

не может состояться как личность.

Ответственность,

Желание и умение трудиться на благо

отечества,

Беречь и уважать богатства Родины,

Эстетические чувства, связанные с любовью к

родному городу, родной природе.

1. обустройство патриотических уголков в ДОО;

2. организация экскурсий по

достопримечательностям родного края, посещение

музеев, выставок;

3. организация тематических мероприятий

(праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

4. проведение тематических занятий (НОД)-

рассуждений на тему любви к Родине, чтение

соответствующих произведений, заучивание

стихотворений, просмотр фильмов, передач.

5. детские проекты;

6. выставки детских работ;

7 театрализованные представления;

8. участие в районных, региональных ,

всероссийских конкурсах;

9. ознакомление с произведениями народного

творчества (вышивка, роспись, скульптура).

10. обогащение и стимулирование детского

творчества;

11. привлечение детей к посильному общественно-

полезному труду;

12. воспитание уважения к ветеранам войны и

труда.

1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с

любви к самым близким людям – отцу, матери,

бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их

сердечного тепла, внимания и заботы.

2. Воспитание патриотизма успешно проходит в

процессе приобщения детей к культурному

наследию.

3. Воспитание патриотизма осуществляется через

формирование в ребенке национального

духовного характера.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится

природе.

Принципы патриотического воспитания:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-

личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство,

соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми,

родителями.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание

условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и

развитием культуры современного общества и формирование разнообразных

познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно

определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать,

комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в

мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного

действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с

одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной

средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение,

фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий

условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных,

деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

- Окружающая среда,

- Художественная литература и искусство,

- Практическая деятельность,

- Посещение музеев, выставок,

- Встречи с интересными людьми,

-

Приобщение

детей

к

семейным

традициям,

традициям и обычаям своего народа, страны, к

искусству

Основные положения программы по

патриотическому воспитанию в детском саду

Ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная

деятельность, музыкальное развитие

Ознакомление с

природой

Ознакомление с

предметами

ближайшего

окружения

Ознакомление с

явлениями

общественной

жизни

- Воспитание чувства

сопричастности с жизнью

страны(патриотические даты и

праздники)

- Бережное отношение к тому,

что сделано людьми

- Знакомство с событиями,

происходившими в стране, дать

представление о стране, столице,

символике государства

- Воспитание любви к родному

краю, к Родине

- Знакомство с

достопримечательностями

города, с названием улиц

-

Воспитание чувства

дружбы к людям других

национальностей

-

Воспитание уважения к

людям труда и

предметам,

произведенных ими

-

Ознакомление с

предметами народного

творчества

-

Воспитание любви к

природе родного края

-

Воспитание бережного

отношения к родной

природе

-

Воспитание чувства

необходимости

трудового соучастия в

деле охраны родной

природы

Познавательная зона:

- Глобус.

- Физическая карта России.

- Политическая карта России.

- Флаг и Герб России.

- Герб и флаг своего города

- Гимн России.

- Портрет президента.

- полнота представлений о Родине, гражданских

правах, обязанностях, людях разных

национальностей;

- сформированность положительного

эмоционального отношения к Родине, потребности

выполнять свои обязанности дома, в детском саду,

испытывать положительные чувства к

представителям других национальностей;

- готовность ребенка действовать позитивно как по

отношению к близким, так и по отношению ко

всем окружающим, в том числе представителям

других национальностей.

«Родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся

имеют преимущественное право на

обучение и воспитание детей перед

всеми другими лицами. Они

обязаны заложить основы

физического, нравственного и

интеллектуального развития

личности ребенка»

Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации»

Пробудить, как можно раньше, в растущем

человеке любовь к родной земле;

Формировать черты характера, которые помогут

стать человеком и гражданином общества;

Воспитывать любовь и уважение к родному дому,

детскому саду, родной улице,

городу(населенному пункту, где проживает

ребенок);

Чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов;

Развивать интерес к доступным ребенку явлениям

общественной жизни.

Цели взаимодействия:

повышение уровня родительской компетентности в

вопросах гражданско-патриотического воспитания ребёнка;

объединение усилий взрослых для успешного гражданско-

патриотического воспитания каждого воспитанника группы

(расширение кругозора в части представлений о себе,

гендерной принадлежности, семье, родном крае,

государстве, мире; патриотического отношения к малой

Родине, любви к родному краю, интереса к её

историческому прошлому и настоящему; формирование

позиции гражданина своей Отчизны );

формирование у родителей желания помогать своему

ребенку, общаться с ним.

- Привлекать родителей к проблемам гражданско-

патриотического воспитания и развития детей.

- Обучать правильной организации досуга детей.

- Учить выдержке, терпению, доброжелательному отношению к

ребёнку.

- Знакомить родителей с традиционными и нетрадиционными

методами и формами работы с детьми в вопросах реализации

целей и задач гражданско-патриотического воспитания .

- Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого

родителя в педагогический процесс.

- Настроить на активное участие в жизни детского сада.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной

организации осуществляются на основе следующих

принципов работы по патриотическому воспитанию:

личностно-ориентированного общения;

тематического планирования материала подачу изучаемого

материала по тематическим блокам: родная семья, природа

родного края, культура родного края, малая родина, родная

страна;

наглядности;

последовательности;

занимательности;

опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в

семье, детском саду, посёлке, стране;

взаимодействие с семьями.

Психолого-педагогическое

просвещение родителей

Вовлечение родителей

в воспитательный процесс

Создание условий для

благоприятного взаимодействия

всех участников

воспитательного процесса

– педагогов, детей и их родителей

Собрания и консультации с родителями

Выпуск стенгазеты для детей, родителей «Дружная семейка»

Оформление фотостендов «Есть такая профессия – Родину

защищать!», «Наши домашние любимцы» и др.

Семейный фотоконкурс «Город, в котором я живу»

Семейная выставка рисунков (сотворчество детей и родителей)

«В мире нет прекрасней края», «Моя земля».

Проекты гражданско-патриотической направленности «Я –

гражданин России!», «Ребенок имеет право», «Моя семья»

Семейные праздники

Акция «Пусть наш город будет чистым!», «Письмо ветерану» и

т.д.

Воспитывая детей, нынешние родители

воспитывают будущую историю нашей страны, а

значит и историю мира. (А.С. Макаренко)



В раздел образования