Автор: Глазырина Оксана Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №18 "Виктория"
Населённый пункт: Город-курорт Анапа,Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО"
Раздел: дошкольное образование
1.
Педагогические условия формирования
патриотических чувств у детей дошкольного
возраста.
2.
Методический аспект организации
воспитания основ гражданственности у детей
дошкольного возраста.
3.
Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах
воспитания патриота и гражданина.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему жилищу, к
своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в
любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему
человечеству.
Д.С. Лихачёв
Первые чувства
гражданственности и
патриотизма.
Доступны ли они
малышам?
-
Можно дать
утвердительный ответ:
дошкольникам, особенно
старшего возраста,
доступно чувство любви к
родному городу, родной
природе, к своей Родине.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и
стремление сделать все возможное, чтобы сохранить
культурную самобытность каждого народа. Это
социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система
мероприятий, направленных на формирование у граждан
чувства долга по отношению к родной стране,
национального самосознания, готовность защищать свою
Родину.
Гражданственность – это принадлежность к
постоянному населению данного государства,
наделение совокупностью политических прав и
обязанностей.
Гражданско-патриотическое воспитание
сочетает задачи патриотического,
интернационального, правового, нравственного
воспитания
Понятие «гражданское воспитание» является
относительно новым для дошкольного
образования.
Воспитывать гражданина – это значит готовить
человека к участию в решении
государственных задач, выполнению функций
хозяина, труженика, защитника Родины,
готового к активной деятельности на ее благо.
-формирование нравственно-духовных
особенностей личности;
-формирование чувства гордости за свою нацию;
-формирование почтительного отношения к
национальным и
-культурным традициям своего народа;
-формирование либеральной позиции по
отношению к ровесникам,
-взрослым, людям других национальностей.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены
принципы государственной политики в области образования, которые
провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и
здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, в котором одним из основных принципов
является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства».
Проект Национальной доктрины образования в Российской
Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана
обеспечить…воспитание патриотов России».)
Государственная программа «Патриотическое воспитание
гражданина Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (ставит
перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и
специалистов патриотического воспитания современных форм, методов
и средств воспитательной работы; повышение профессионализма
организаторов и специалистов патриотического воспитания»).
Привязанность,
Сочувствие,
Сопереживание,
Ответственность ,
И другие качества, без которых человек
не может состояться как личность.
Ответственность,
Желание и умение трудиться на благо
отечества,
Беречь и уважать богатства Родины,
Эстетические чувства, связанные с любовью к
родному городу, родной природе.
1. обустройство патриотических уголков в ДОО;
2. организация экскурсий по
достопримечательностям родного края, посещение
музеев, выставок;
3. организация тематических мероприятий
(праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
4. проведение тематических занятий (НОД)-
рассуждений на тему любви к Родине, чтение
соответствующих произведений, заучивание
стихотворений, просмотр фильмов, передач.
5. детские проекты;
6. выставки детских работ;
7 театрализованные представления;
8. участие в районных, региональных ,
всероссийских конкурсах;
9. ознакомление с произведениями народного
творчества (вышивка, роспись, скульптура).
10. обогащение и стимулирование детского
творчества;
11. привлечение детей к посильному общественно-
полезному труду;
12. воспитание уважения к ветеранам войны и
труда.
1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с
любви к самым близким людям – отцу, матери,
бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их
сердечного тепла, внимания и заботы.
2. Воспитание патриотизма успешно проходит в
процессе приобщения детей к культурному
наследию.
3. Воспитание патриотизма осуществляется через
формирование в ребенке национального
духовного характера.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится
природе.
Принципы патриотического воспитания:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-
личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство,
соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми,
родителями.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание
условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и
развитием культуры современного общества и формирование разнообразных
познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно
определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать,
комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в
мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного
действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с
одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной
средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение,
фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий
условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных,
деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
- Окружающая среда,
- Художественная литература и искусство,
- Практическая деятельность,
- Посещение музеев, выставок,
- Встречи с интересными людьми,
-
Приобщение
детей
к
семейным
традициям,
традициям и обычаям своего народа, страны, к
искусству
Основные положения программы по
патриотическому воспитанию в детском саду
Ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная
деятельность, музыкальное развитие
Ознакомление с
природой
Ознакомление с
предметами
ближайшего
окружения
Ознакомление с
явлениями
общественной
жизни
- Воспитание чувства
сопричастности с жизнью
страны(патриотические даты и
праздники)
- Бережное отношение к тому,
что сделано людьми
- Знакомство с событиями,
происходившими в стране, дать
представление о стране, столице,
символике государства
- Воспитание любви к родному
краю, к Родине
- Знакомство с
достопримечательностями
города, с названием улиц
-
Воспитание чувства
дружбы к людям других
национальностей
-
Воспитание уважения к
людям труда и
предметам,
произведенных ими
-
Ознакомление с
предметами народного
творчества
-
Воспитание любви к
природе родного края
-
Воспитание бережного
отношения к родной
природе
-
Воспитание чувства
необходимости
трудового соучастия в
деле охраны родной
природы
Познавательная зона:
- Глобус.
- Физическая карта России.
- Политическая карта России.
- Флаг и Герб России.
- Герб и флаг своего города
- Гимн России.
- Портрет президента.
- полнота представлений о Родине, гражданских
правах, обязанностях, людях разных
национальностей;
- сформированность положительного
эмоционального отношения к Родине, потребности
выполнять свои обязанности дома, в детском саду,
испытывать положительные чувства к
представителям других национальностей;
- готовность ребенка действовать позитивно как по
отношению к близким, так и по отношению ко
всем окружающим, в том числе представителям
других национальностей.
«Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на
обучение и воспитание детей перед
всеми другими лицами. Они
обязаны заложить основы
физического, нравственного и
интеллектуального развития
личности ребенка»
Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации»
Пробудить, как можно раньше, в растущем
человеке любовь к родной земле;
Формировать черты характера, которые помогут
стать человеком и гражданином общества;
Воспитывать любовь и уважение к родному дому,
детскому саду, родной улице,
городу(населенному пункту, где проживает
ребенок);
Чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов;
Развивать интерес к доступным ребенку явлениям
общественной жизни.
Цели взаимодействия:
повышение уровня родительской компетентности в
вопросах гражданско-патриотического воспитания ребёнка;
объединение усилий взрослых для успешного гражданско-
патриотического воспитания каждого воспитанника группы
(расширение кругозора в части представлений о себе,
гендерной принадлежности, семье, родном крае,
государстве, мире; патриотического отношения к малой
Родине, любви к родному краю, интереса к её
историческому прошлому и настоящему; формирование
позиции гражданина своей Отчизны );
формирование у родителей желания помогать своему
ребенку, общаться с ним.
- Привлекать родителей к проблемам гражданско-
патриотического воспитания и развития детей.
- Обучать правильной организации досуга детей.
- Учить выдержке, терпению, доброжелательному отношению к
ребёнку.
- Знакомить родителей с традиционными и нетрадиционными
методами и формами работы с детьми в вопросах реализации
целей и задач гражданско-патриотического воспитания .
- Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого
родителя в педагогический процесс.
- Настроить на активное участие в жизни детского сада.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной
организации осуществляются на основе следующих
принципов работы по патриотическому воспитанию:
личностно-ориентированного общения;
тематического планирования материала подачу изучаемого
материала по тематическим блокам: родная семья, природа
родного края, культура родного края, малая родина, родная
страна;
наглядности;
последовательности;
занимательности;
опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в
семье, детском саду, посёлке, стране;
взаимодействие с семьями.
Психолого-педагогическое
просвещение родителей
Вовлечение родителей
в воспитательный процесс
Создание условий для
благоприятного взаимодействия
всех участников
воспитательного процесса
– педагогов, детей и их родителей
Собрания и консультации с родителями
Выпуск стенгазеты для детей, родителей «Дружная семейка»
Оформление фотостендов «Есть такая профессия – Родину
защищать!», «Наши домашние любимцы» и др.
Семейный фотоконкурс «Город, в котором я живу»
Семейная выставка рисунков (сотворчество детей и родителей)
«В мире нет прекрасней края», «Моя земля».
Проекты гражданско-патриотической направленности «Я –
гражданин России!», «Ребенок имеет право», «Моя семья»
Семейные праздники
Акция «Пусть наш город будет чистым!», «Письмо ветерану» и
т.д.
Воспитывая детей, нынешние родители
воспитывают будущую историю нашей страны, а
значит и историю мира. (А.С. Макаренко)