Напоминание

Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста


Автор: Алексеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние игровой деятельности на развитие детей

дошкольного возраста

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста являются главным в

их развитии. В дошкольном возрасте характеризуются совершенствованием

ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника

развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к

нагляднообразному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между

предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится выделять

наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно

связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет

планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического

действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К

примеру, ребенку трех и шести лет предложили собрать пазл. Ребенок трех

лет делает наугад, и если у него все получается, то он радуется. А ребенок

шести лет сначала проговаривает свои действия. Большую роль играет

узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше,

тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала

формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное

запоминание. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает

игра, воображение быстро развивается. Особенности образов, которые

создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в

рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра,

конструирование, рисование, лепка. Они создают оболочку для поддержания

воображаемых образов. У детей дошкольного возраста различают личные

мотивы и общественно значимые, но преобладают личные. Достаточно

посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми

предметами в игре. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится

заслужить похвалу. В дошкольном возрасте у ребенка начинают

формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем,

«что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной

ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок

ориентируется на поступки взрослого. Игра – один из тех видов детской

деятельности, которые используются взрослым в целях воспитания детей. В

игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит,

насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся

его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные

преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом

развития личности [55, стр. 176]. Игра имеет особую значимость в развитии

личности ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.),

она является естественной формой обучения детей (Е. Славинецкий, П.Ф.

Лесгафт, Р. Штайнер, Л.Н. Галигузова и др). Игра обладает

психологическими, организационно-методическими преимуществами:

имитирует различные виды социальной деятельности, помогает

ориентироваться в различных жизненных ситуациях; расширяет сферу

контакта личности; является действенным инструментом углубления

обучения, сотрудничества, социального диалога. Ценность и значимость

игры заключается в том, что она представляет собой единую деятельность. В

игре могут изменяться все формы человеческой активности: физической и

интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются

мыслительные и психологические структуры, соответствующие

разноплановым задачам: коммуникативным, оздоровительным,

адаптационным, стратегическим. Для маленького ребенка игра – это жизнь.

В игре формируются основы социального поведения, нравственные,

эстетические, этические принципы будущей личности. Игра является

основным средством физического, духовного и умственного развития

[Методика ИО, с. 18]. Игровая деятельность задается взрослым, который

учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами

игровых действий. Осваивая эти действия, ребенок обобщает игровые

способы и переносит их в другие ситуации. Игра ребенка приобретает

творческий, управляемый и согласуемый с другими ее участниками характер.

При таком развитии игровая деятельность максимально выполняет свои

функции.[56, с. 137]. Игра является основной формой организации детской

деятельности. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса

воспитания, максимально удовлетворяют потребности ребенка в

самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.д.).

Игра сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни

человека от рождения до последних дней. Игра – это форма деятельности в

условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение

общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах

осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра

имеет очень широкий диапазон применения: форма организации жизни и

деятельности детей; средство всестороннего гармоничного развития

личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка

в детском обществе, преодоления его познавательного и эмоционального

эгоцентризма; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения.

Знание различных видов игр, технологии проведения позволяет использовать

все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую,

организаторскую, коррекционную. Существует несколько классификаций

игр. Общепринятым является их деление на творческие, возникающие по

инициативе детей, и игры с правилами, организуемые взрослым. Творческие

игры делятся на несколько видов в зависимости от сложности игровых

действий, принятия детьми определенной роли и наличия сюжета. Сюжетно-

ролевая игра – вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и

усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных

способах осуществления предметных действий. Дети активно используют

игрушки в процессе игры. Роль игрушки универсальна и

многофункциональна. Она выполняет роль , во-первых, как средство

психического формирования ребенка, во-вторых, как способ подготовки его

к жизни в нынешней концепции отношений в обществе, в третьих, как

предмет, который служит для развлечений и забавы. К творческим играм

также можно отнести игры-экспериментирования (с водой, песком, глиной,

снегом) и игры с животными, инициаторами которых становятся сами дети.

Игра является важным средством развития личностных качеств ребенка:

самостоятельности, активности, инициативности. Она развивает

изобретательность, воображение, творческие способности, дает малышу

возможность проявить фантазию. В процессе игры формируются навыки

общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать

им, поэтому игра является важным фактором социального развития детей.

Рассматривая особенности игровой деятельности, В.А. Лутовинова выделяет

следующие этапы игровой деятельности:

ознакомительная игра с предметом (действия-манипуляции,

осуществляемые в процессе обследования предметов, а затем

ориентировочные действия – операции);

отобразительная игра (выявление специфических свойств предмета,

достижение при помощи предмета определенного результата);

сюжетно- отобразительная игра (действия ребенка имитируют в условной

форме использование предмета по назначению);

образно-ролевая игра (перевоплощение ребенка в образы предметов,

животных, героев);

сюжетноролевая и режиссерская игра, формирующиеся в дошкольный

период. Д. Б. Эльконин подчеркнул и обрисовал в еѐ развитии четыре уровня.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, имеющие направление на

соучастника игры.

2) сами роли определяются действием. Ролям не дают название, и дети в

игре не применяют друг относительно друга настоящие взаимоотношения,

которые существуют среди взрослых или между взрослым и ребенком;

3) действия имеют в своѐм составе череду повторяющихся операций, к

примеру, кормление с переходом от одного блюда к иному. Помимо данного

действия, ровным счѐтом ничего не совершается: ребенок не проигрывает

процесс мытья рук или посуды, приготовление пищи.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – это действие с предметом. Однако тут на

первый план выступает соотношение игрового действия настоящему;

2) роли детьми называются, и планируется распределение функций.

Осуществление роли обуславливается реализацией действий, сопряжѐнных с

этой ролью;

3) логика действий обуславливается их последовательностью в настоящей

действительности. Расширяется число действий.

Третий уровень:

1) основное содержание игры –осуществление действий, которые вытекают

из роли.

2) роли ясно очерчены и выделены. Им назначается название до игры, также

они устанавливают и указывают направление поведению ребенка;

3) логика и характер действий формируются присвоенной себе ролью.

Действия становятся многообразнее: приготовление пищи, кормление, мыть

рук, укладывание спать, чтение книги и т. д. Наличествует специфическая

речь: ребенок вживается в роль и свою речь формирует так, как требуется

согласно роли. В некоторых случаях в процессе игры могут выразиться

отношения между детьми, которые реально существуют: начинают

обзываться, браниться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается несоблюдение логики. Данный факт определяется в

том, что один ребенок произносит другому: «Так не бывает». Формируются

правила поведения, которым дети обязаны подчиняться. Несоответствие

исполнения действий замечается со стороны, это порождает у ребенка

огорчение, он стремиться исправить ошибку, а также отыскать ей

оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание –осуществление действий, которые связаны с

отношением к другим людям, чьи роли выполняют другие дети;

2) роли понятно выделены и очерчены. Во время игры ребенок

руководствуется определенной линией поведения. Ролевые функции детей

взаимосвязаны. Речь имеет отчѐтливо ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, отчѐтливо воссоздающей

настоящую логику в реальности. Они разнообразны и отображают богатство

действий лица, которое изображает ребенок;

4) нарушение логики правил и действий отвергается. Ребенок не желает

преступать свод правил, поясняя это тем, что таким образом всѐ происходит

на самом деле, а кроме того рациональностью правил.

Главным видом деятельности детей дошкольного возраста является ролевая

игра. В игре дети приобретают новые знания об окружающем мире,

уточняют приобретенные ими представления и улучшают свои

взаимоотношения со сверстниками. Игра дает возможность детям управлять

своим поведением, принимать новые практические важные решения.

Выполнение роли в игре для ребенка очень важный факт. Ведь именно играя

роль, он берет на себя функции взрослого человека, что пополняет его

социальный опыт. Игровые действия значимы для ребенка и носят

изобразительный характер, поскольку в действиях он учится

преобразовывать действительность. В игре ребенок осуществляет перенос

значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую

ситуацию и учится оперировать разными предметами, додумывая» их роль в

игре. Вместо сабли — палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо

лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву. В

игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность.

В игре зарождается смысл действий одного играющего для другого

играющего. Правила в игре очень важны, поскольку ребенок получает

удовольствие от правильности своих действий. Ролевая игра накапливает

появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет

требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную

роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом. Таким

образом игровая деятельность имеет важное значение в процессе развития

ребенка. Игровая деятельность имеет свои особенности. Такие как:

1. Свободная деятельность. Проявлением свободы является удовольствие

. 2. Временное действие

3. Игровое пространство. У игры есть определенное место действия

4. Эмоциональное и волевое напряжение

5. Свои правила. Правила имеют силу внутри ограниченного временем и

пространством игрового мира.

6. Таинственность игры

7. Явление «заигрывания». Если игра продолжается долго, то прервать ее

трудно.

8. Игровые ассоциации

В игровой деятельности определяют 4 уровня развития самостоятельности.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника

игры.

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не

используют друг относительно

3) действия состоят из повторяющихся операций

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом.

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций.

3) логика действий определяется их последовательностью.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий.

2) роли конкретно выделены и очерчены.

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.

4) опротестовывается несоблюдение логики.

Четвертый уровень:

1) основное содержание

2) роли ясно очерчены и выделены.

3) действия направлены в последовательности, четко воссоздающей

реальную логику.

4) нарушение логики правил и действий отвергается.

Таким образом, можно отметить, что игра является важным средством в

развитии ребенка дошкольного возраста. Игра является основной формой

организации деятельности. В игре используются различные функции, такие

как: воспитательная, развивающая, обучающая, коррекционная,

организационная.

Подразделяются игры на творческие и игры с правилами. Также дети

используют игрушки во время игры и она выполняет главную роль. Игра

развивает творческие способности и в процессе игры формируются навыки

общения. Для многих игр нужен товарищ, чтобы был смысл действий. Для

ребенка очень важны правила в игре, так как он получает удовольствие от

правильности действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в

образовательном процессе детского сада [Текст] / О.И. Чехонина // Детский

сад от А до Я. – 2008. - № 1 – С.101- 107.

2. Шапарь.Б. В. Практическая психология. Инструментарий [Текст]/ Б.В.

Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. – Ростов н/Д:Феникс.-2002.

3. Шептихина,Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития

активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста

[Текст] / Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – С.32-39.

4. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г.

Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 – С.28-29.

5. Демина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего развития в ДОУ [Текст] /

Е.С. Демина.-М.: Сфера.- 2009



В раздел образования