Автор: Алексеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние игровой деятельности на развитие детей
дошкольного возраста
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста являются главным в
их развитии. В дошкольном возрасте характеризуются совершенствованием
ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника
развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к
нагляднообразному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между
предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится выделять
наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно
связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет
планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического
действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К
примеру, ребенку трех и шести лет предложили собрать пазл. Ребенок трех
лет делает наугад, и если у него все получается, то он радуется. А ребенок
шести лет сначала проговаривает свои действия. Большую роль играет
узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше,
тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала
формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное
запоминание. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает
игра, воображение быстро развивается. Особенности образов, которые
создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в
рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра,
конструирование, рисование, лепка. Они создают оболочку для поддержания
воображаемых образов. У детей дошкольного возраста различают личные
мотивы и общественно значимые, но преобладают личные. Достаточно
посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми
предметами в игре. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится
заслужить похвалу. В дошкольном возрасте у ребенка начинают
формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем,
«что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной
ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок
ориентируется на поступки взрослого. Игра – один из тех видов детской
деятельности, которые используются взрослым в целях воспитания детей. В
игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит,
насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся
его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные
преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом
развития личности [55, стр. 176]. Игра имеет особую значимость в развитии
личности ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.),
она является естественной формой обучения детей (Е. Славинецкий, П.Ф.
Лесгафт, Р. Штайнер, Л.Н. Галигузова и др). Игра обладает
психологическими, организационно-методическими преимуществами:
имитирует различные виды социальной деятельности, помогает
ориентироваться в различных жизненных ситуациях; расширяет сферу
контакта личности; является действенным инструментом углубления
обучения, сотрудничества, социального диалога. Ценность и значимость
игры заключается в том, что она представляет собой единую деятельность. В
игре могут изменяться все формы человеческой активности: физической и
интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются
мыслительные и психологические структуры, соответствующие
разноплановым задачам: коммуникативным, оздоровительным,
адаптационным, стратегическим. Для маленького ребенка игра – это жизнь.
В игре формируются основы социального поведения, нравственные,
эстетические, этические принципы будущей личности. Игра является
основным средством физического, духовного и умственного развития
[Методика ИО, с. 18]. Игровая деятельность задается взрослым, который
учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами
игровых действий. Осваивая эти действия, ребенок обобщает игровые
способы и переносит их в другие ситуации. Игра ребенка приобретает
творческий, управляемый и согласуемый с другими ее участниками характер.
При таком развитии игровая деятельность максимально выполняет свои
функции.[56, с. 137]. Игра является основной формой организации детской
деятельности. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса
воспитания, максимально удовлетворяют потребности ребенка в
самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.д.).
Игра сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни
человека от рождения до последних дней. Игра – это форма деятельности в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение
общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах
осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра
имеет очень широкий диапазон применения: форма организации жизни и
деятельности детей; средство всестороннего гармоничного развития
личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка
в детском обществе, преодоления его познавательного и эмоционального
эгоцентризма; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения.
Знание различных видов игр, технологии проведения позволяет использовать
все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую,
организаторскую, коррекционную. Существует несколько классификаций
игр. Общепринятым является их деление на творческие, возникающие по
инициативе детей, и игры с правилами, организуемые взрослым. Творческие
игры делятся на несколько видов в зависимости от сложности игровых
действий, принятия детьми определенной роли и наличия сюжета. Сюжетно-
ролевая игра – вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и
усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий. Дети активно используют
игрушки в процессе игры. Роль игрушки универсальна и
многофункциональна. Она выполняет роль , во-первых, как средство
психического формирования ребенка, во-вторых, как способ подготовки его
к жизни в нынешней концепции отношений в обществе, в третьих, как
предмет, который служит для развлечений и забавы. К творческим играм
также можно отнести игры-экспериментирования (с водой, песком, глиной,
снегом) и игры с животными, инициаторами которых становятся сами дети.
Игра является важным средством развития личностных качеств ребенка:
самостоятельности, активности, инициативности. Она развивает
изобретательность, воображение, творческие способности, дает малышу
возможность проявить фантазию. В процессе игры формируются навыки
общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать
им, поэтому игра является важным фактором социального развития детей.
Рассматривая особенности игровой деятельности, В.А. Лутовинова выделяет
следующие этапы игровой деятельности:
ознакомительная игра с предметом (действия-манипуляции,
осуществляемые в процессе обследования предметов, а затем
ориентировочные действия – операции);
отобразительная игра (выявление специфических свойств предмета,
достижение при помощи предмета определенного результата);
сюжетно- отобразительная игра (действия ребенка имитируют в условной
форме использование предмета по назначению);
образно-ролевая игра (перевоплощение ребенка в образы предметов,
животных, героев);
сюжетноролевая и режиссерская игра, формирующиеся в дошкольный
период. Д. Б. Эльконин подчеркнул и обрисовал в еѐ развитии четыре уровня.
Первый уровень:
1) действия с определенными предметами, имеющие направление на
соучастника игры.
2) сами роли определяются действием. Ролям не дают название, и дети в
игре не применяют друг относительно друга настоящие взаимоотношения,
которые существуют среди взрослых или между взрослым и ребенком;
3) действия имеют в своѐм составе череду повторяющихся операций, к
примеру, кормление с переходом от одного блюда к иному. Помимо данного
действия, ровным счѐтом ничего не совершается: ребенок не проигрывает
процесс мытья рук или посуды, приготовление пищи.
Второй уровень:
1) основное содержание игры – это действие с предметом. Однако тут на
первый план выступает соотношение игрового действия настоящему;
2) роли детьми называются, и планируется распределение функций.
Осуществление роли обуславливается реализацией действий, сопряжѐнных с
этой ролью;
3) логика действий обуславливается их последовательностью в настоящей
действительности. Расширяется число действий.
Третий уровень:
1) основное содержание игры –осуществление действий, которые вытекают
из роли.
2) роли ясно очерчены и выделены. Им назначается название до игры, также
они устанавливают и указывают направление поведению ребенка;
3) логика и характер действий формируются присвоенной себе ролью.
Действия становятся многообразнее: приготовление пищи, кормление, мыть
рук, укладывание спать, чтение книги и т. д. Наличествует специфическая
речь: ребенок вживается в роль и свою речь формирует так, как требуется
согласно роли. В некоторых случаях в процессе игры могут выразиться
отношения между детьми, которые реально существуют: начинают
обзываться, браниться, дразниться и т. д.;
4) опротестовывается несоблюдение логики. Данный факт определяется в
том, что один ребенок произносит другому: «Так не бывает». Формируются
правила поведения, которым дети обязаны подчиняться. Несоответствие
исполнения действий замечается со стороны, это порождает у ребенка
огорчение, он стремиться исправить ошибку, а также отыскать ей
оправдание.
Четвертый уровень:
1) основное содержание –осуществление действий, которые связаны с
отношением к другим людям, чьи роли выполняют другие дети;
2) роли понятно выделены и очерчены. Во время игры ребенок
руководствуется определенной линией поведения. Ролевые функции детей
взаимосвязаны. Речь имеет отчѐтливо ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, отчѐтливо воссоздающей
настоящую логику в реальности. Они разнообразны и отображают богатство
действий лица, которое изображает ребенок;
4) нарушение логики правил и действий отвергается. Ребенок не желает
преступать свод правил, поясняя это тем, что таким образом всѐ происходит
на самом деле, а кроме того рациональностью правил.
Главным видом деятельности детей дошкольного возраста является ролевая
игра. В игре дети приобретают новые знания об окружающем мире,
уточняют приобретенные ими представления и улучшают свои
взаимоотношения со сверстниками. Игра дает возможность детям управлять
своим поведением, принимать новые практические важные решения.
Выполнение роли в игре для ребенка очень важный факт. Ведь именно играя
роль, он берет на себя функции взрослого человека, что пополняет его
социальный опыт. Игровые действия значимы для ребенка и носят
изобразительный характер, поскольку в действиях он учится
преобразовывать действительность. В игре ребенок осуществляет перенос
значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую
ситуацию и учится оперировать разными предметами, додумывая» их роль в
игре. Вместо сабли — палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо
лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву. В
игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность.
В игре зарождается смысл действий одного играющего для другого
играющего. Правила в игре очень важны, поскольку ребенок получает
удовольствие от правильности своих действий. Ролевая игра накапливает
появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет
требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную
роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом. Таким
образом игровая деятельность имеет важное значение в процессе развития
ребенка. Игровая деятельность имеет свои особенности. Такие как:
1. Свободная деятельность. Проявлением свободы является удовольствие
. 2. Временное действие
3. Игровое пространство. У игры есть определенное место действия
4. Эмоциональное и волевое напряжение
5. Свои правила. Правила имеют силу внутри ограниченного временем и
пространством игрового мира.
6. Таинственность игры
7. Явление «заигрывания». Если игра продолжается долго, то прервать ее
трудно.
8. Игровые ассоциации
В игровой деятельности определяют 4 уровня развития самостоятельности.
Первый уровень:
1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника
игры.
2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не
используют друг относительно
3) действия состоят из повторяющихся операций
Второй уровень:
1) основное содержание игры – действие с предметом.
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций.
3) логика действий определяется их последовательностью.
Третий уровень:
1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий.
2) роли конкретно выделены и очерчены.
3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.
4) опротестовывается несоблюдение логики.
Четвертый уровень:
1) основное содержание
2) роли ясно очерчены и выделены.
3) действия направлены в последовательности, четко воссоздающей
реальную логику.
4) нарушение логики правил и действий отвергается.
Таким образом, можно отметить, что игра является важным средством в
развитии ребенка дошкольного возраста. Игра является основной формой
организации деятельности. В игре используются различные функции, такие
как: воспитательная, развивающая, обучающая, коррекционная,
организационная.
Подразделяются игры на творческие и игры с правилами. Также дети
используют игрушки во время игры и она выполняет главную роль. Игра
развивает творческие способности и в процессе игры формируются навыки
общения. Для многих игр нужен товарищ, чтобы был смысл действий. Для
ребенка очень важны правила в игре, так как он получает удовольствие от
правильности действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в
образовательном процессе детского сада [Текст] / О.И. Чехонина // Детский
сад от А до Я. – 2008. - № 1 – С.101- 107.
2. Шапарь.Б. В. Практическая психология. Инструментарий [Текст]/ Б.В.
Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. – Ростов н/Д:Феникс.-2002.
3. Шептихина,Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития
активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста
[Текст] / Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – С.32-39.
4. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г.
Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 – С.28-29.
5. Демина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего развития в ДОУ [Текст] /
Е.С. Демина.-М.: Сфера.- 2009