Напоминание

Дидактические и методические особенности уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО с позиции преемственности


Автор: Миняева Юлия Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: Коломенский г.о.
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические и методические особенности уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО с позиции преемственности
Раздел: среднее образование





Назад




«Дидактические и методические особенности уроков

математики в условиях реализации ФГОС ООО

с позиции преемственности».

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………………….. 3

Единство и различия в системном и

художественном оформлении учебников 3-4 и 5 классов………………… 4

Методическая разработка урока математики в 5 классе…………………... 9

Заключение……………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы………………………………………… 16

Приложение……………………………………………………………………. 17

1

Пояснительная записка.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к

образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для

которых создавалась ныне действующая система образования. И учителя

вынуждены

решать

очень

сложные

задачи

переосмысления

своего

педагогического опыта, искать ответ на вопрос «Как обучать в новых

условиях?»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе

становится

использование

в

обучении

приемов

и

методов,

которые

формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую

информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это

значит,

что

у

современного

ученика

должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия,

обеспечивающие

способность

к

организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом

в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное

на решение задач проектной формы организации обучения.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить

мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать

ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний,

а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной

информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит

учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом

творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и

усвоение новых знаний.

2

Единство

и

различия

в

системном

и

художественном

оформлении учебников 3-4 и 5 классов.

Обучающиеся в 3-4 классах зрительно привыкают к оформлению

учебников

и

рабочих

тетрадей.

Оформленные

аналогично

учебные

материалы

в

5 классе значительно сокращают и облегчают процесс

адаптации школьников в среднем звене. Именно поэтому достаточно важным

является

вопрос

о

согласованности

символьного

и

художественного

оформления учебников и рабочих тетрадей обучающихся.

Для проведения логико – диагностического анализа содержания учебного

материала в УМК по математике, используемых в МБОУ СОШ №15, были

рассмотрены учебники и рабочие тетради «Математика. 3 класс.» и

«Математика. 4 класс.», авторы В.Н.Рудницкая и Т.В.Юдачёва, а также

«Математика. 5 класс.», авторы: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.

Во всех учебниках и рабочих тетрадях белый фон страниц и чёрный

текст. Номера заданий проставлены по левому полю страниц. Многие задачи

проиллюстрированы.

3

Основные понятия и определения выделены жирным шрифтом. Это

характерно как для учебников 3-4 классов, так и для 5 класса.

Красный цвет лучше остальных привлекает к себе внимание. Как

отмечают психологи, этот цвет вызывает сильное желание совершить какое-

то действие.

Именно для того, чтобы привлечь особое внимание

обучающихся, начало нового раздела, главы, параграфа выделяют красным

цветом. Учебники В.Н.Рудницкой и А.Г.Мерзляка – не исключение. Отличие

состоит лишь в том, что в начальных классах рядом с новой темой изображён

красный треугольник и имеется подпись «узнаём новое». В учебнике 5 класса

красным цветом отмечены лишь номера раздела, главы и параграфа.

Правило или определение также отмечено красным цветом. В

учебниках 3-4 классов – это красный треугольник, в учебнике 5 класса –

красный квадрат.

4

В учебниках математики

В.Н.Рудницкой

встречаются записи в

рамочках, именуемые «карточкой – помощницей». Это подготавливает

обучающихся к восприятию записи формулы, знакомство с которой

происходит уже в 5 классе.

В рабочих тетрадях 3 - 4 класса также встречаются некоторые записи в

прямоугольнике с условным обозначением «подсказка».

В учебниках А.Г.Мерзляка дети встречаются уже с полноценными

формулами, которые принято обводить «в рамочку».

5

Задачи повышенной сложности отмечены «звёздочкой» во всех УМК.

С древнейших времён сову считают символом мудрости. В учебниках

В.Н.Рудницкой встречаются задания с изображением совы. Согласно

условным обозначениям это - задание для сообразительных.

6

В учебнике 5 класса А.Г.Мерзляка тоже встречается сова. Она

предлагает для решения нестандартную задачу.

Отличия в оформлении данных учебно-методических комплексах,

безусловно, имеются. Это обосновывается и различными взглядами авторов

учебников, и различным возрастом обучающихся.

Однако, стоит заметить, что основные моменты в оформлении

учебников и рабочих тетрадей В.Н.Рудницкой и Т.В.Юдачёвой, а также

А.Г.Мерзляка, В.Б.Полонского и М.С.Якир совпадают. Преемственность

данных УМК соблюдается. Учебники и рабочие тетради вышеуказанных

авторов совместимы.

7

Заключение.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного

подхода.

Ученик

должен

стать

живым

участником

образовательного

процесса.

На

сегодняшний

день

некоторые

дети

так

и

остаются

незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то

услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может

развиваться

при

пассивном восприятии учебного материала.

Именно

собственное действие может стать основой формирования в будущем его

самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации

условий, провоцирующих детское действие.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели

образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие

учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как

«научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования

является формирование совокупности универсальных учебных действий,

обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение

учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных

дисциплин.

Результатом обучения должна стать гармоничная всесторонне развитая

личность, обладающая целостной картиной мира, способная жить и работать

в высокотехнологичном конкурентном мире.

Известно,

что

часто

внедрение

нового

вызывает

у

человека

настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые

многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35

лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на

новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия,

чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный

стандарт.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у

детей завтра»,- Джон Дьюи.

8

Список используемой литературы.

1.

Буцко Е.В.: «Математика: 5 класс: методическое пособие.». М.:

Вентана-Граф, 2018.

2.

Концепция

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования/

Под

ред.

А.М.Кондакова,

А.А.Кузнецова. М.:Просвещение, 2008.

3.

Мерзляк

А.Г.

Математика:

5

класс:

учебник

для

учащихся

общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2017.

4.

Мерзляк А.Г. Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие

для обучающихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-

Граф, 2017.

5.

Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс. М.:

Мнемозина, 2012.

6.

Национальная образовательная

инициатива

«Наша

новая

школа».

[Электронный документ].

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010 №189 «Эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН

2.4.2.2621-10).

9



В раздел образования