Автор: Миняева Юлия Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: Коломенский г.о.
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические и методические особенности уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО с позиции преемственности
Раздел: среднее образование
«Дидактические и методические особенности уроков
математики в условиях реализации ФГОС ООО
с позиции преемственности».
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
Единство и различия в системном и
художественном оформлении учебников 3-4 и 5 классов………………… 4
Методическая разработка урока математики в 5 классе…………………... 9
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы………………………………………… 16
Приложение……………………………………………………………………. 17
1
Пояснительная записка.
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к
образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для
которых создавалась ныне действующая система образования. И учителя
вынуждены
решать
очень
сложные
задачи
переосмысления
своего
педагогического опыта, искать ответ на вопрос «Как обучать в новых
условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это
значит,
что
у
современного
ученика
должны
быть
сформированы
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
способность
к
организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом
в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное
на решение задач проектной формы организации обучения.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать
ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний,
а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной
информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Школа становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и
усвоение новых знаний.
2
Единство
и
различия
в
системном
и
художественном
оформлении учебников 3-4 и 5 классов.
Обучающиеся в 3-4 классах зрительно привыкают к оформлению
учебников
и
рабочих
тетрадей.
Оформленные
аналогично
учебные
материалы
в
5 классе значительно сокращают и облегчают процесс
адаптации школьников в среднем звене. Именно поэтому достаточно важным
является
вопрос
о
согласованности
символьного
и
художественного
оформления учебников и рабочих тетрадей обучающихся.
Для проведения логико – диагностического анализа содержания учебного
материала в УМК по математике, используемых в МБОУ СОШ №15, были
рассмотрены учебники и рабочие тетради «Математика. 3 класс.» и
«Математика. 4 класс.», авторы В.Н.Рудницкая и Т.В.Юдачёва, а также
«Математика. 5 класс.», авторы: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.
Во всех учебниках и рабочих тетрадях белый фон страниц и чёрный
текст. Номера заданий проставлены по левому полю страниц. Многие задачи
проиллюстрированы.
3
Основные понятия и определения выделены жирным шрифтом. Это
характерно как для учебников 3-4 классов, так и для 5 класса.
Красный цвет лучше остальных привлекает к себе внимание. Как
отмечают психологи, этот цвет вызывает сильное желание совершить какое-
то действие.
Именно для того, чтобы привлечь особое внимание
обучающихся, начало нового раздела, главы, параграфа выделяют красным
цветом. Учебники В.Н.Рудницкой и А.Г.Мерзляка – не исключение. Отличие
состоит лишь в том, что в начальных классах рядом с новой темой изображён
красный треугольник и имеется подпись «узнаём новое». В учебнике 5 класса
красным цветом отмечены лишь номера раздела, главы и параграфа.
Правило или определение также отмечено красным цветом. В
учебниках 3-4 классов – это красный треугольник, в учебнике 5 класса –
красный квадрат.
4
В учебниках математики
В.Н.Рудницкой
встречаются записи в
рамочках, именуемые «карточкой – помощницей». Это подготавливает
обучающихся к восприятию записи формулы, знакомство с которой
происходит уже в 5 классе.
В рабочих тетрадях 3 - 4 класса также встречаются некоторые записи в
прямоугольнике с условным обозначением «подсказка».
В учебниках А.Г.Мерзляка дети встречаются уже с полноценными
формулами, которые принято обводить «в рамочку».
5
Задачи повышенной сложности отмечены «звёздочкой» во всех УМК.
С древнейших времён сову считают символом мудрости. В учебниках
В.Н.Рудницкой встречаются задания с изображением совы. Согласно
условным обозначениям это - задание для сообразительных.
6
В учебнике 5 класса А.Г.Мерзляка тоже встречается сова. Она
предлагает для решения нестандартную задачу.
Отличия в оформлении данных учебно-методических комплексах,
безусловно, имеются. Это обосновывается и различными взглядами авторов
учебников, и различным возрастом обучающихся.
Однако, стоит заметить, что основные моменты в оформлении
учебников и рабочих тетрадей В.Н.Рудницкой и Т.В.Юдачёвой, а также
А.Г.Мерзляка, В.Б.Полонского и М.С.Якир совпадают. Преемственность
данных УМК соблюдается. Учебники и рабочие тетради вышеуказанных
авторов совместимы.
7
Заключение.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного
подхода.
Ученик
должен
стать
живым
участником
образовательного
процесса.
На
сегодняшний
день
некоторые
дети
так
и
остаются
незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то
услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может
развиваться
при
пассивном восприятии учебного материала.
Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации
условий, провоцирующих детское действие.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели
образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как
«научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин.
Результатом обучения должна стать гармоничная всесторонне развитая
личность, обладающая целостной картиной мира, способная жить и работать
в высокотехнологичном конкурентном мире.
Известно,
что
часто
внедрение
нового
вызывает
у
человека
настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые
многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35
лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на
новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия,
чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный
стандарт.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у
детей завтра»,- Джон Дьюи.
8
Список используемой литературы.
1.
Буцко Е.В.: «Математика: 5 класс: методическое пособие.». М.:
Вентана-Граф, 2018.
2.
Концепция
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования/
Под
ред.
А.М.Кондакова,
А.А.Кузнецова. М.:Просвещение, 2008.
3.
Мерзляк
А.Г.
Математика:
5
класс:
учебник
для
учащихся
общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2017.
4.
Мерзляк А.Г. Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие
для обучающихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-
Граф, 2017.
5.
Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс. М.:
Мнемозина, 2012.
6.
Национальная образовательная
инициатива
«Наша
новая
школа».
[Электронный документ].
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 «Эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН
2.4.2.2621-10).
9