Напоминание

Подготовка к итоговому сочинению


Автор: Коптяева Юлия Валентиновна
Должность: учитель русского и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР
Населённый пункт: Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока Общество и личность в рассказе Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил»
Тема: Подготовка к итоговому сочинению
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Тема: Общество и личность в рассказе Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил»

Цель: Через обсуждение рассказа подойти к ответу на вопрос «Как общество влияет на человека?»

Задачи. 1) проанализировать рассказ Ф. Искандера

2)создать условия для развития умения анализировать художественный текст, сравнивать, находить общее, делать умозаключения;

3)подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Человек и общество»

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, Толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа, презентация.

Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом, словарем, групповая исследовательская работа, дискуссия.

План урока: 1. Сюжет рассказа

2. Историческая справка

3. Комментирование проблемы, поставленной в рассказе

4. Дискуссия

5. Вывод по теме

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организацион

ный момент

2. Актуализация

знаний

Создание хорошего микроклимата,

побуждение к самостоятельному

определению темы, цели, мотивации.

Формирование мотивации.

- Вы познакомились с рассказом Ф.

Искандера «Мой дядя самых честных

правил». Узнаете строку в названии? Есть ли

связь с содержанием пушкинского «Евгения

Онегина»?

- Анализируя произведения художественной

литературы, мы определяем проблемы,

поставленные автором в данном тексте.

- Какие проблемы данного рассказа вы

можете назвать? (Слайд 1)

Запись в тетради, осмысление темы, цели,

мотивации с помощью учителя, запись плана.

Осмысление и рассуждение учащихся.

Приблизительные ответы.

-Нет, сходство отдаленное, но есть в названии

отношение к событиям автора.

- Влияние окружающего мира на человека.

- Отношение общества к душевнобольным,

увечным

- Нравственная проблема ответственности

человека за свои поступки

Личностные:

развитие познавательных

интересов, учебных

мотивов

3.Целеполагание

4.Изучение

- Посмотрите на экран. Что перед нами?

(Слайд 2)

- К какому направлению, по-вашему,

относится рассказ?

- Как вы считаете, общество влияет на

человека? Кто из вас считает, что влияет и

значительно? А кто склоняется к тому, что

человек вполне свободен от общества?

- Давайте порассуждаем о влиянии общества

на человека и сделаем этот вопрос целью

урока. (слайд 3)

- Связь с современностью

(записать в тетрадь по литературе)

- Направления тем итогового сочинения.

- Скорее всего, к теме «Человек и общество».

Сделаем это направлением нашего урока.

Обучающиеся записывают тему урока.

В зависимости от ответов, класс делится на две

группы (они могут быть неравные). «Оптимисты»

и «скептики».

Познавательные:

построение речевого

высказывания в устной

форме

Регулятивные:

Целеполагание

нового

материала

Знакомство с автором и героями. Сюжет.

Комментарий учителя.

- От чьего имени ведется рассказ?

- Такого героя как Чик называют в

литературе «сквозным». Он встречается в

целом цикле рассказов и повестей. Это одна

из историй о Чике.

- Есть ли в тексте точная дата событий?

- По каким деталям вы поняли, что это за

время?

- Чем воспользовался автор, чтобы рассказ

вышел в печати в 60-е?

- Как соотносится высказывание с

содержанием?

- Только на самый поверхностный взгляд это

Сообщение ученика о жизни и творчестве Ф.

Искандера. Знакомство с другими книгами

писателя. (Слайд 4)

Ответы учеников.

Город Мухус (Сухум); большая семья, дядя Коля

говорит на смеси трех языков.

Краткий пересказ рассказа одним из учеников.

Ответы и объяснения учеников. (Комиссии,

шепот соседей, портрет усатого человека во всех

газетах и т. Д.)

Примеры «эзопова языка» Ф. Искандера в

рассказе.

Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

Познавательные:

Умение находить нужную

информацию, речевое

высказывание в устной

форме.

Коммуникативные:

5. Дискуссия

легкий юмористический рассказ. На самом

деле, перед нами печальные рассуждения

автора о непростом времени, об обществе 30-

х и человеке.

Сейчас мы заполняем рабочие листы урока,

где вам предлагаются 5 утверждений. Вы

можете их опровергнуть или согласиться с

ними. Но обязательно выскажите свое

мнение: свободен ли человек от общества?

- Не просматривается ли в желании пионера

Чика «сдать дядю-шпиона» аналогия с

поступком Павлика Морозова? Что движет

героем? Откуда у мальчика «шпиономания»?

Возможно, все прояснит обращение к

особенностям эпохи. Обратите внимание на

Комментирование высказывания Ивановой Н.Б.,

литературоведа и исследователя творчества

писателя: «Для Искандера характерно поместить

героя в смешную, даже нелепую ситуацию,

оценить его, а затем показать, что даже самый

нелепый герой остается человеком» (Слайд 5)

Работа в группах, которые созданы в начале

урока.

Утверждения:

1.Душевнобольные люди – это изгои общества.

(рассуждения об отношении к юродивым на Руси,

«кровиночка» дядя Коля, отношение к нему

семьи, медицинские комиссии, отношение к

инвалидам в современном обществе)

2. Герой Чик – типичный представитель

своего общества.

Сообщение ученика «Социально-культурная

1. Уметь слушать и

понимать речь других.

2. Общение и

взаимодействие с

партнерами по совместной

деятельности или обмену

информацией.

3. Учет разных мнений и

стремление к координации

различных позиций в

сотрудничестве.

Регулятивные:

Умение решать проблемы.

Личностные:

1. Формирование границ

собственного знания и

незнания.

2. Самооценка личности.

Регулятивные:

Адекватное восприятие

оценки учителя

6. Итоги урока.

Рефлексия и

оценивание.

экран с коллажем эпохи.

- Показал ли Ф. Искандер влияние общества

на человека в своем произведении?

ситуация взросления главного героя». (Слайд 5)

Просмотр отрывка документального фильма о

Павлике Морозове. Рассуждение о том, почему

так менялось мнение общества об этом пионере

3.Семья мальчика Чика – типичная ячейка

советского общества.

Обсуждение признаков эпохи в рассказе.

Высказывания «за» и «против».

4.Человек может быть счастлив везде.

Моменты «счастья» дяди Коли, влияние природы

на человека (обращение к тексту рассказа)

5.Герои рассказа свободны от общества.

-Нет, присутствует в воздухе страх за близких.

Есть атмосфера несвободы и дыхание

тоталитарной системы. Хотя герои и стараются

обособиться от этого и жить своей жизнью.

- Чик и его родные подвергнуты влиянию

Познавательные:

1.Анализ объектов с

целью выделения

признаков.

2. Выражение своих

мыслей с полнотой и

точностью, умение

7. Домашнее

задание

- А наше сознание сильно подвергнуто

воздействию окружающего общества?

Порассуждаем об это дома.

Сочинение -рассуждение на одну из тем

«Можно ли жить в обществе и быть от него

свободным?» или «Влияние СМИ и Сети

Интернет на человека». (Слайд 6)

общества. Парадокс в том, что самым

здравомыслящим и свободным человеком

является сумасшедший, сознание которого

закрыто от идеологического воздействия.

Предметом исследования Искандера почти всегда

является тоталитарная система, основанная, как

правило, на страхе и лжи. Поэтому за юмором и

иронией Фазиля Искандера скрывается боль за

человека.

оформлять свои мысли в

письменной форме.

Регулятивные:

Умение планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей.

Презентация

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Рабочий лист урока:



В раздел образования