Автор: Коптяева Юлия Валентиновна
Должность: учитель русского и литературы
Учебное заведение: МБОУ ВМР
Населённый пункт: Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока Общество и личность в рассказе Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил»
Тема: Подготовка к итоговому сочинению
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока литературы в 11 классе
Тема: Общество и личность в рассказе Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил»
Цель: Через обсуждение рассказа подойти к ответу на вопрос «Как общество влияет на человека?»
Задачи. 1) проанализировать рассказ Ф. Искандера
2)создать условия для развития умения анализировать художественный текст, сравнивать, находить общее, делать умозаключения;
3)подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Человек и общество»
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, Толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа, презентация.
Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом, словарем, групповая исследовательская работа, дискуссия.
План урока: 1. Сюжет рассказа
2. Историческая справка
3. Комментирование проблемы, поставленной в рассказе
4. Дискуссия
5. Вывод по теме
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Организацион
ный момент
2. Актуализация
знаний
Создание хорошего микроклимата,
побуждение к самостоятельному
определению темы, цели, мотивации.
Формирование мотивации.
- Вы познакомились с рассказом Ф.
Искандера «Мой дядя самых честных
правил». Узнаете строку в названии? Есть ли
связь с содержанием пушкинского «Евгения
Онегина»?
- Анализируя произведения художественной
литературы, мы определяем проблемы,
поставленные автором в данном тексте.
- Какие проблемы данного рассказа вы
можете назвать? (Слайд 1)
Запись в тетради, осмысление темы, цели,
мотивации с помощью учителя, запись плана.
Осмысление и рассуждение учащихся.
Приблизительные ответы.
-Нет, сходство отдаленное, но есть в названии
отношение к событиям автора.
- Влияние окружающего мира на человека.
- Отношение общества к душевнобольным,
увечным
- Нравственная проблема ответственности
человека за свои поступки
Личностные:
развитие познавательных
интересов, учебных
мотивов
3.Целеполагание
4.Изучение
- Посмотрите на экран. Что перед нами?
(Слайд 2)
- К какому направлению, по-вашему,
относится рассказ?
- Как вы считаете, общество влияет на
человека? Кто из вас считает, что влияет и
значительно? А кто склоняется к тому, что
человек вполне свободен от общества?
- Давайте порассуждаем о влиянии общества
на человека и сделаем этот вопрос целью
урока. (слайд 3)
- Связь с современностью
(записать в тетрадь по литературе)
- Направления тем итогового сочинения.
- Скорее всего, к теме «Человек и общество».
Сделаем это направлением нашего урока.
Обучающиеся записывают тему урока.
В зависимости от ответов, класс делится на две
группы (они могут быть неравные). «Оптимисты»
и «скептики».
Познавательные:
построение речевого
высказывания в устной
форме
Регулятивные:
Целеполагание
нового
материала
Знакомство с автором и героями. Сюжет.
Комментарий учителя.
- От чьего имени ведется рассказ?
- Такого героя как Чик называют в
литературе «сквозным». Он встречается в
целом цикле рассказов и повестей. Это одна
из историй о Чике.
- Есть ли в тексте точная дата событий?
- По каким деталям вы поняли, что это за
время?
- Чем воспользовался автор, чтобы рассказ
вышел в печати в 60-е?
- Как соотносится высказывание с
содержанием?
- Только на самый поверхностный взгляд это
Сообщение ученика о жизни и творчестве Ф.
Искандера. Знакомство с другими книгами
писателя. (Слайд 4)
Ответы учеников.
Город Мухус (Сухум); большая семья, дядя Коля
говорит на смеси трех языков.
Краткий пересказ рассказа одним из учеников.
Ответы и объяснения учеников. (Комиссии,
шепот соседей, портрет усатого человека во всех
газетах и т. Д.)
Примеры «эзопова языка» Ф. Искандера в
рассказе.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Познавательные:
Умение находить нужную
информацию, речевое
высказывание в устной
форме.
Коммуникативные:
5. Дискуссия
легкий юмористический рассказ. На самом
деле, перед нами печальные рассуждения
автора о непростом времени, об обществе 30-
х и человеке.
Сейчас мы заполняем рабочие листы урока,
где вам предлагаются 5 утверждений. Вы
можете их опровергнуть или согласиться с
ними. Но обязательно выскажите свое
мнение: свободен ли человек от общества?
- Не просматривается ли в желании пионера
Чика «сдать дядю-шпиона» аналогия с
поступком Павлика Морозова? Что движет
героем? Откуда у мальчика «шпиономания»?
Возможно, все прояснит обращение к
особенностям эпохи. Обратите внимание на
Комментирование высказывания Ивановой Н.Б.,
литературоведа и исследователя творчества
писателя: «Для Искандера характерно поместить
героя в смешную, даже нелепую ситуацию,
оценить его, а затем показать, что даже самый
нелепый герой остается человеком» (Слайд 5)
Работа в группах, которые созданы в начале
урока.
Утверждения:
1.Душевнобольные люди – это изгои общества.
(рассуждения об отношении к юродивым на Руси,
«кровиночка» дядя Коля, отношение к нему
семьи, медицинские комиссии, отношение к
инвалидам в современном обществе)
2. Герой Чик – типичный представитель
своего общества.
Сообщение ученика «Социально-культурная
1. Уметь слушать и
понимать речь других.
2. Общение и
взаимодействие с
партнерами по совместной
деятельности или обмену
информацией.
3. Учет разных мнений и
стремление к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
Регулятивные:
Умение решать проблемы.
Личностные:
1. Формирование границ
собственного знания и
незнания.
2. Самооценка личности.
Регулятивные:
Адекватное восприятие
оценки учителя
6. Итоги урока.
Рефлексия и
оценивание.
экран с коллажем эпохи.
- Показал ли Ф. Искандер влияние общества
на человека в своем произведении?
ситуация взросления главного героя». (Слайд 5)
Просмотр отрывка документального фильма о
Павлике Морозове. Рассуждение о том, почему
так менялось мнение общества об этом пионере
3.Семья мальчика Чика – типичная ячейка
советского общества.
Обсуждение признаков эпохи в рассказе.
Высказывания «за» и «против».
4.Человек может быть счастлив везде.
Моменты «счастья» дяди Коли, влияние природы
на человека (обращение к тексту рассказа)
5.Герои рассказа свободны от общества.
-Нет, присутствует в воздухе страх за близких.
Есть атмосфера несвободы и дыхание
тоталитарной системы. Хотя герои и стараются
обособиться от этого и жить своей жизнью.
- Чик и его родные подвергнуты влиянию
Познавательные:
1.Анализ объектов с
целью выделения
признаков.
2. Выражение своих
мыслей с полнотой и
точностью, умение
7. Домашнее
задание
- А наше сознание сильно подвергнуто
воздействию окружающего общества?
Порассуждаем об это дома.
Сочинение -рассуждение на одну из тем
«Можно ли жить в обществе и быть от него
свободным?» или «Влияние СМИ и Сети
Интернет на человека». (Слайд 6)
общества. Парадокс в том, что самым
здравомыслящим и свободным человеком
является сумасшедший, сознание которого
закрыто от идеологического воздействия.
Предметом исследования Искандера почти всегда
является тоталитарная система, основанная, как
правило, на страхе и лжи. Поэтому за юмором и
иронией Фазиля Искандера скрывается боль за
человека.
оформлять свои мысли в
письменной форме.
Регулятивные:
Умение планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Презентация
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Рабочий лист урока: