Автор: Елена Михайловна Путятина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, пос. Совхоз им. Ленина
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход к обучению на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках русского языка
Путятина Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ
«СОШ совхоза им.Ленина» Ленинского района Московской области
В основе новых стандартов – системно-деятельностный подход к обучению учащихся. В
соответствии с ним активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей
образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учениками в процессе
познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как
презентации системы знаний к интенсивной работе обучающихся над заданиями, непосредственно
связанными с проблемами реальной жизни, к участию их в выборе методов обучения, что приводит к
изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Оно
принимает характер сотрудничества. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной
школе универсальных учебных действий, обеспечение умения школьников учиться, развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ
на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных
сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые
являются
надпредметными,
т. е.
формируются
средствами
каждого
учебного
предмета,
даёт
возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения,
приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. Такой подход позволит предупредить
узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон
окружающего мира.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу
требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые
способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-
практические задачи, в том числе максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не
только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в
рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). Развитие
системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных действий, определяющих формирование психологических способностей личности,
осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер
подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими
видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают
учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть
построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций
в основной школе может быть представлена следующими ситуациями:
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с
помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в
лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ,
вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её
решения);
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое
следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить
как по описанию ситуации, так и по её решению).
Деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в
предметной области, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость
для других.
Личностные универсальные учебные действия направлены на
личностное самоопределение,
развитие Я-концепции, на мотивацию, нравственно-этическое оценивание.
Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения проектов
на сравнение, оценивание, проведение эмпирического и
теоретического исследований, задач на
смысловое чтение.
Содержание
и
способы
общения
и
коммуникации
обусловливают
развитие
способности
обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Именно поэтому особое
внимание
в
программе
развития
универсальных
учебных
действий
уделяется
становлению
коммуникативных универсальных учебных действий, которые ориентированы на учёт позиции партнёра,
организацию и осуществление сотрудничества, передачу информации и отображение предметного
содержания, тренинги коммуникативных навыков, ролевые и групповые игры.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на
планирование, рефлексию,
ориентировку в ситуации,
прогнозирование,
целеполагание,
оценивание,
принятие решения,
самоконтроль, коррекцию.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования
конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ
учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся
проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания
определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается
совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для
решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими
обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится
действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному
сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект —
это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и
действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели —
решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного
продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном
учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный,
прикладной
(практико-ориентированный),
игровой
(ролевой),
инновационный
(предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким
областям), относящийся к области деятельности;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до
15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе
в Интернете);
длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего
проекта;
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности,
обеспечение
индивидуализации
и дифференциации
обучения,
поддержка
мотивации в обучении, реализация потенциала личности.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,
представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор
проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться
планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.
Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка
собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя
обратиться за помощью).
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на
обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров.
Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей
партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
проводить эффективные групповые обсуждения;
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей;
адекватно реагировать на нужды других.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей
работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки
цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот
проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос:
«Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет
использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге.
Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно
приступать к работе.
Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно
в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные
проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный
способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может
проводиться в форме защиты учебного проекта.
Для успешного осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающиеся
должны овладеть следующими действиями:
постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией
результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление
результатов
исследования
широкому
кругу
заинтересованных
лиц
для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может
приобретать разные формы.
Одна из них, успешно используемая мною на уроках русского языка, факультативах по русскому языку
в процессе апробации ФГОС ООО в 5 классе, - написание сочинений на заданную (часто проблемную)
тему и оформление работы в виде книги с иллюстрациями. Темы взяты из упражнений учебника
Львовой: «Что случилось с Васей?», «Почему нужно помогать птицам зимой?», «Сказка о беглых
гласных», «Кем я хочу стать?».
На внеурочных занятиях выполняются проекты о словарях, об
этимологии и лексическом значении слов. Учащиеся с удовольствием выполняют такую работу, а
лучшие детские книги представлены
на постоянно обновляемом тематическом стенде в классе.
Выполнение и публичная презентация лучших детских книг стимулирует учеников и способствует
развитию
таких
качеств
личности,
как
стремление
к
совершенствованию,
аккуратность,
целеустремленность. В процессе выполнения такого задания широко применяются межпредметные
связи (русский язык – история – литература – изо - биология). В течение учебного года собираются
книги по темам, затем в конце года формируется папка-портфолио на каждого ученика, анализируется
развитие личности, изменение взглядов, подхода к выполнению заданий, форм реализации целей.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию
позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов),
развитию информационной компетентности. В процессе применения системно-деятельностного подхода
к обучению учащихся основной школы индивидуальные и групповые формы учебной деятельности
помогают
формированию
уважительного
отношения
к
мнению
одноклассников,
воспитывают
терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные
качества.