Напоминание

"Системно-деятельностный подход к обучению на уроках русского языка"


Автор: Елена Михайловна Путятина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, пос. Совхоз им. Ленина
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход к обучению на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках русского языка

Путятина Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ

«СОШ совхоза им.Ленина» Ленинского района Московской области

В основе новых стандартов – системно-деятельностный подход к обучению учащихся. В

соответствии с ним активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей

образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учениками в процессе

познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как

презентации системы знаний к интенсивной работе обучающихся над заданиями, непосредственно

связанными с проблемами реальной жизни, к участию их в выборе методов обучения, что приводит к

изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Оно

принимает характер сотрудничества. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной

школе универсальных учебных действий, обеспечение умения школьников учиться, развитие

способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ

на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование

универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных

сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые

являются

надпредметными,

т. е.

формируются

средствами

каждого

учебного

предмета,

даёт

возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения,

приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. Такой подход позволит предупредить

узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон

окружающего мира.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу

требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые

способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-

практические задачи, в том числе максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не

только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в

рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). Развитие

системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных действий, определяющих формирование психологических способностей личности,

осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер

подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой

происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими

видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают

учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть

построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций

в основной школе может быть представлена следующими ситуациями:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с

помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в

лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ,

вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её

решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое

следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить

как по описанию ситуации, так и по её решению).

Деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в

предметной области, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость

для других.

Личностные универсальные учебные действия направлены на

личностное самоопределение,

развитие Я-концепции, на мотивацию, нравственно-этическое оценивание.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения проектов

на сравнение, оценивание, проведение эмпирического и

теоретического исследований, задач на

смысловое чтение.

Содержание

и

способы

общения

и

коммуникации

обусловливают

развитие

способности

обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Именно поэтому особое

внимание

в

программе

развития

универсальных

учебных

действий

уделяется

становлению

коммуникативных универсальных учебных действий, которые ориентированы на учёт позиции партнёра,

организацию и осуществление сотрудничества, передачу информации и отображение предметного

содержания, тренинги коммуникативных навыков, ролевые и групповые игры.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование, рефлексию,

ориентировку в ситуации,

прогнозирование,

целеполагание,

оценивание,

принятие решения,

самоконтроль, коррекцию.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования

конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание

образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ

учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся

проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания

определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается

совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для

решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими

обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится

действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному

сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект —

это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и

действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели —

решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного

продукта.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном

учреждении может быть представлена по следующим основаниям:

видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный,

прикладной

(практико-ориентированный),

игровой

(ролевой),

инновационный

(предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким

областям), относящийся к области деятельности;

количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до

15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской,

всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе

в Интернете);

длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего

проекта;

дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной

деятельности,

обеспечение

индивидуализации

и дифференциации

обучения,

поддержка

мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,

представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении

длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор

проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться

планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных

навыков, которым должен овладеть школьник.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.

Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка

собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя

обратиться за помощью).

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на

обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров.

Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей

партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

проводить эффективные групповые обсуждения;

обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных

решений;

чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для

достижения этих целей;

адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей

работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки

цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот

проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос:

«Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет

использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге.

Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно

приступать к работе.

Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно

в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные

проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный

способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может

проводиться в форме защиты учебного проекта.

Для успешного осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающиеся

должны овладеть следующими действиями:

постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией

результатов работ;

оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

представление

результатов

исследования

широкому

кругу

заинтересованных

лиц

для

обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может

приобретать разные формы.

Одна из них, успешно используемая мною на уроках русского языка, факультативах по русскому языку

в процессе апробации ФГОС ООО в 5 классе, - написание сочинений на заданную (часто проблемную)

тему и оформление работы в виде книги с иллюстрациями. Темы взяты из упражнений учебника

Львовой: «Что случилось с Васей?», «Почему нужно помогать птицам зимой?», «Сказка о беглых

гласных», «Кем я хочу стать?».

На внеурочных занятиях выполняются проекты о словарях, об

этимологии и лексическом значении слов. Учащиеся с удовольствием выполняют такую работу, а

лучшие детские книги представлены

на постоянно обновляемом тематическом стенде в классе.

Выполнение и публичная презентация лучших детских книг стимулирует учеников и способствует

развитию

таких

качеств

личности,

как

стремление

к

совершенствованию,

аккуратность,

целеустремленность. В процессе выполнения такого задания широко применяются межпредметные

связи (русский язык – история – литература – изо - биология). В течение учебного года собираются

книги по темам, затем в конце года формируется папка-портфолио на каждого ученика, анализируется

развитие личности, изменение взглядов, подхода к выполнению заданий, форм реализации целей.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию

позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов),

развитию информационной компетентности. В процессе применения системно-деятельностного подхода

к обучению учащихся основной школы индивидуальные и групповые формы учебной деятельности

помогают

формированию

уважительного

отношения

к

мнению

одноклассников,

воспитывают

терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные

качества.



В раздел образования