Автор: Кузнецова Галина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СО
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: доклад
Тема: Здоровьесберегающие технологии по музыке
Раздел: среднее образование
Кузнецова Галина Михайловна , учитель музыки высшей категории
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г.Саратова»
Здоровьесберегающие технологии по музыке
Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета
индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного,
психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и
укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю
специальному развитию способности естественного, радостного существования в
процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания,
двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов
работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг
к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, высокий уровень
удовлетворенности как учащихся, так и их родителей, проведением уроков музыки.
Наряду с применением основных методов работы с детьми, я широко использую на
уроках элементы логоритмической гимнастики в контексте темы урока, как наиболее
благоприятную форму активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения.
Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных
животных, мы куклы- марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия
отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха
внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и
переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии
(музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки выполняют
релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять
умственную перегрузку и утомление.
Русский песенный фольклор это естественная система арт-терапии, включающая в себя
излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом и несущая скрытые
инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Исполнение, а точнее,
разыгрывание традиционных детских песен, развивают у детей не только музыкальный
слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, а характерная для русских танцев
релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
Поэтому целесообразно широко использовать методы фольклорной арт- терапии,
особенно при выборе нетрадиционных форм уроков, таких как урок- обряд, урок-концерт,
урок-праздник, урок-путешествие.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на методику В.И. Петрушина,
направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и
формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и
включающую в себя движение, танец, просмотр слайдов с красивыми картинами природы
и шедевров мировой живописи, прослушивание великих музыкальных произведений.
Таким образом, использую не только музыкально- педагогические методы обучения, но и
музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья
школьников. Этому способствует образовательная программа по музыке творческой
группы Сергеевой, Критской и Шмагиной, в которой основной акцент ставиться на
приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства разных жанров,
эпох, направлений, восприятие и понимание которых заключается в ощущение её
связками, мышцами, движением, дыханием. Для того, чтобы музыка подействовала на
ученика наибольшим образом, учитель предварительно настраивает и подготавливает их
перед прослушиванием: дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При
прослушивании я использую репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее
подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального
произведения.
В своей работе я использую разнообразные виды музыкально- практической
деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей
на музыкальных инструментах, дирижёров, актеров. Участвуя в данном виде
деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и
спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют
развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на
психофизическое состояние детей.
Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю
вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в
младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.
Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга:
интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос-
это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по
реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и
пропеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые
помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают
координацию дыхания с речью. Вот лишь несколько таких упражнений физвокализа:
- детям предлагается потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко
поднять голову (столб достоинства), почувствовать себя победителем и обязательно
напевать (попевки или сочетания различных звуков предлагается ребятам придумать
самостоятельно);
- предлагается прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом
соблюдая правила пения: звук ветра (либо усиливающегося или затихающего) и так далее.
Таким образом, моя работа, как учителя музыки, по применению здоровьесберегающих
технологий на уроках музыки вносит весомый вклад в решении педагогическим
коллективом одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, - создание
условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, что демонстрирует
положительная динамика ежегодного уменьшения количества заболевших учащихся в
течение года.