Напоминание

Здоровьесберегающие технологии по музыке


Автор: Кузнецова Галина Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СО
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: доклад
Тема: Здоровьесберегающие технологии по музыке
Раздел: среднее образование





Назад




Кузнецова Галина Михайловна , учитель музыки высшей категории

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г.Саратова»

Здоровьесберегающие технологии по музыке

Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета

индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного,

психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и

укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю

специальному развитию способности естественного, радостного существования в

процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания,

двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов

работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг

к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, высокий уровень

удовлетворенности как учащихся, так и их родителей, проведением уроков музыки.

Наряду с применением основных методов работы с детьми, я широко использую на

уроках элементы логоритмической гимнастики в контексте темы урока, как наиболее

благоприятную форму активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения.

Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных

животных, мы куклы- марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия

отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха

внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и

переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии

(музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки выполняют

релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять

умственную перегрузку и утомление.

Русский песенный фольклор это естественная система арт-терапии, включающая в себя

излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом и несущая скрытые

инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Исполнение, а точнее,

разыгрывание традиционных детских песен, развивают у детей не только музыкальный

слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, а характерная для русских танцев

релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

Поэтому целесообразно широко использовать методы фольклорной арт- терапии,

особенно при выборе нетрадиционных форм уроков, таких как урок- обряд, урок-концерт,

урок-праздник, урок-путешествие.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на методику В.И. Петрушина,

направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и

формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и

включающую в себя движение, танец, просмотр слайдов с красивыми картинами природы

и шедевров мировой живописи, прослушивание великих музыкальных произведений.

Таким образом, использую не только музыкально- педагогические методы обучения, но и

музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья

школьников. Этому способствует образовательная программа по музыке творческой

группы Сергеевой, Критской и Шмагиной, в которой основной акцент ставиться на

приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства разных жанров,

эпох, направлений, восприятие и понимание которых заключается в ощущение её

связками, мышцами, движением, дыханием. Для того, чтобы музыка подействовала на

ученика наибольшим образом, учитель предварительно настраивает и подготавливает их

перед прослушиванием: дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При

прослушивании я использую репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее

подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального

произведения.

В своей работе я использую разнообразные виды музыкально- практической

деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей

на музыкальных инструментах, дирижёров, актеров. Участвуя в данном виде

деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и

спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют

развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на

психофизическое состояние детей.

Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю

вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в

младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.

Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга:

интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос-

это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по

реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и

пропеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые

помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают

координацию дыхания с речью. Вот лишь несколько таких упражнений физвокализа:

- детям предлагается потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко

поднять голову (столб достоинства), почувствовать себя победителем и обязательно

напевать (попевки или сочетания различных звуков предлагается ребятам придумать

самостоятельно);

- предлагается прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом

соблюдая правила пения: звук ветра (либо усиливающегося или затихающего) и так далее.

Таким образом, моя работа, как учителя музыки, по применению здоровьесберегающих

технологий на уроках музыки вносит весомый вклад в решении педагогическим

коллективом одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, - создание

условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, что демонстрирует

положительная динамика ежегодного уменьшения количества заболевших учащихся в

течение года.



В раздел образования