Автор: Матаев Олег Васильевич
Должность: Преподаватель по классу медных духовых инструментов
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Обучение игре в духовом оркестре. Интегрированное обучение, как эффективный метод в воспитании музыканта.
Раздел: дополнительное образование
«Обучение игре в духовом оркестре. Интегрированное обучение, как эффективный
метод в воспитании музыканта»
Введение
Коллективные формы обучения также важны, как и индивидуальные занятия.
Такие уроки учат детей соотнести свое «Я» и общие цели. Оркестровое ансамблевое
музицирование активно вовлекает детей в творчество. Оркестр формирует такие стороны
поведения детей, как культура общения, добрые взаимоотношения, умение интересно
проводить досуг. Развивается также социальная активность.
Специфика духового оркестра такова, что каждый ребёнок чувствует свою
важность и нужность в коллективе. Не все дети могут быть исполнителями солистами в
ряде различных причин, но каждый ребёнок-духовик обязан стать оркестровым
музыкантом. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное количество времени, так
как ребёнок должен почувствовать, что значит играть не одному, а уметь слушать
товарища. В оркестре ученик должен слышать, где солирует его группа, а где – нет.
Занятия в оркестре преследуют, как правило, учебные цели: стройность звучания, чувства
ансамбля, умение «понимать» руку дирижёра. Огромную роль в работе оркестровых
музыкантов
имеют
самостоятельные
занятия,
разучивание
партий.
Работа
над
оркестровыми трудностями носит индивидуальный характер, и проводится либо
самостоятельно, либо с помощью педагога по специальности. Эти занятия имеют
неоценимую роль в процессе подготовки музыканта. Научиться ощущать себя частью
целого – в этом главная цель оркестра. Нельзя недооценить и профессиональные качества,
которые развиваются у детей в коллективном музицировании: ощущение ритма, темпа,
полифонический, гармонический и тембральный слух. Для того, что бы игра в оркестре
приносила учащимся радость, очень важно заинтересовать детей не только репертуаром, а
так же рядом мероприятий и методов обучения. Выступление на конкурсах способно
вызвать у учеников горячий интерес. Активная конкурсная деятельность коллектива
способна выработать «командный дух», желание играть на публике и побеждать. Дети
постепенно учатся тому, что хороший результат - это много труда. Репетиции, умение
хорошо исполнять свою партию, а так же выезды коллектива в летнее время в детские
лагеря – все это способствует хорошему результату.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних
оздоровительных лагерей. Лагеря способствуют формированию у ребят коммуникативных
навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для
творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Творческая
смена
совмещает
несколько
видов
деятельности
ребенка:
оздоровление,
отдых,
музыкальное обучение. Пребывание коллектива
в подобных лагерях способствует
высоким результатам деятельности данного коллектива. Летние каникулы составляют
значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития
творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, вхождения в
систему социальных связей, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-
значимых сферах деятельности. Целостное развитие личности возможно при гармоничном
развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья,
адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период
детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть
этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится
ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование
культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной
личности с активным созидательным отношением к миру. Мечта каждого педагогического
коллектива – воспитать гармонично развитых детей. В условиях современности, в детях,
как в зеркале отражается состояние общества: насилие, жестокость, беззаконие. Социум
наших детей явно не здоров. И в семьях, и в школе мало уделяется внимания культуре
поведения, культуре общения, мало работается над воспитанием патриотизма, любви к
большой и малой родине, гордости за страну. Многие школьники в каникулярный период
не знают чем заняться. Применить свои способности, как реализовать себя. В каникулы
ребёнок как бы, остаётся в вакууме. И именно в этот период необходимо создать для него
альтернативу нерастраченным способностям,
заполнить свободное время ребёнка
интересными делами, помочь раскрыть творческие способности, умение адаптироваться в
обществе, активно и правильно отдыхать, а также привлекать к активному отдыху своих
друзей, сверстников, родителей.
Руководитель оркестра должен правильно организовать занятия. Он должен
хорошо знать инструменты, специфику каждого инструмента, уметь чётко донести до
каждого поставленные задачи. Настроить, разыграть музыкантов, создать творческую
атмосферу. Игра в оркестре – бесценный опыт для юного музыканта.
Концерт или выступление на конкурсе - логическое завершение коллективной
работы, и, конечно, праздник. Каждое выступление - важный исполнительский опыт.
Накопление учениками опыта способствует их творческому росту. Хороший оркестр – это
сплоченный музыкальный коллектив. Каждый музыкант участвует в общем воплощении
авторского замысла, сохраняя свою индивидуальность. Игра в оркестре способствует
развитию у детей навыка работе в команде, а так же вносит яркие краски в жизнь
музыканта.