Автор: Бурлакова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Освоение основ научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование
Освоение основ научно-исследовательской деятельности в начальной
школе
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте
общего
начального
образования
нашла
выражения
идея
реализации
личностно-ориентированной,
развивающей
модели
начальной
школы.
Содержание образования в такой школе должно обеспечить развитие
личности младшего школьника, в том числе и языковой личности. В
процессе обучения в начальной школе учащиеся должны приобрести опыт
различных
видов
деятельности,
овладеть
способами
познавательной
деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные
условия для включения младших школьников в активную познавательную
деятельность, в частности, научно-исследовательскую.
В настоящее время задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно
и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать
исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения
ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых
условиях. Как справедливо А. И. Савенков, «освоение учащимися общих
исследовательских
умений
и
навыков
выступает,
как
наиболее
соответствующий современному динамичному миру способ адаптации
личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Современная
психологическая,
педагогическая
и
методические
науки
уделяют
значительное
внимание
проблемам
организации
исследовательской
деятельности учащихся. Так, в отечественной психологии накоплен богатый
опыт
изучения
и
формирования
познавательной,
исследовательской
деятельности ученика (П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, О. В. Соловьёва).
В трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина доказано, что в
учебной
деятельности,
имеющей
исследовательскую
направленность,
наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество
школьников. Исследовательская деятельность младших школьников — это
творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира,
открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для
продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого
потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у
них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить
рамки изучаемого.
Организация
научно-исследовательской
деятельности
младших
школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от учителя высокого
уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых
объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно
работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ научно-исследовательской
деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных
наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней
стадии
общего
образования
позволяет
наиболее
полно
выявлять,
а
затем развивать
интеллектуальные
и творческие
способности
детей.
Стимулирование
исследовательской
активности,
поддержка
любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать
истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения
необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Приобретённые навыки в освоении принципов исследовательской
деятельности находят своё дальнейшее развитие. Учитель подготавливает
ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской
работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала,
самораскрытия и самореализации.
Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В
период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа
проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в
общую работу и ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные
интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы,
на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения
исследования
учащиеся
формируют
навыки
работы
с
источниками
информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под
наблюдением руководителя работы или родителей).
Организация исследовательской работы в начальной школе
осуществляется в соответствии с планом:
1.
Формулировка темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чем
сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
2.
Определение цели исследования.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,
решить.
3.
Постановка задача исследования.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется,
как достичь цели.
4.
Установление гипотезы исследования.
Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не
подтвержденная опытом.
5.
Методы исследования
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что
исследуем? Для этого надо определить какими методами можно пользоваться,
а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, прием познания явлений окружающего мира, способ
действия.
6.
Результаты исследования.
Творческий продукт – это все, что придумано, сделано, создано, изготовлено.
Вывод – логический итог рассуждений, умозаключение.
7.
Защита исследования.
Таким образом, научно – исследовательская деятельность в начальной
школе -
это
организованная
познавательная
творческая
деятельность
учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью,
активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у
обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские
умения.
Литература
1. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению [Текст] / А. И. Савенков. — М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
2. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А.
Семенова//Начальная школа.- 2006. — № 2.-С.45–49.
3.Чефранова
М.
А.
Метод
проектов
как
способ
организации
исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе
изучения лексики // Молодой ученый. — 2017. — №30. — С. 84-88