Напоминание

Освоение основ научно-исследовательской деятельности в начальной школе


Автор: Бурлакова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Освоение основ научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Освоение основ научно-исследовательской деятельности в начальной

школе

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте

общего

начального

образования

нашла

выражения

идея

реализации

личностно-ориентированной,

развивающей

модели

начальной

школы.

Содержание образования в такой школе должно обеспечить развитие

личности младшего школьника, в том числе и языковой личности. В

процессе обучения в начальной школе учащиеся должны приобрести опыт

различных

видов

деятельности,

овладеть

способами

познавательной

деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные

условия для включения младших школьников в активную познавательную

деятельность, в частности, научно-исследовательскую.

В настоящее время задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно

и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать

исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения

ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых

условиях. Как справедливо А. И. Савенков, «освоение учащимися общих

исследовательских

умений

и

навыков

выступает,

как

наиболее

соответствующий современному динамичному миру способ адаптации

личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Современная

психологическая,

педагогическая

и

методические

науки

уделяют

значительное

внимание

проблемам

организации

исследовательской

деятельности учащихся. Так, в отечественной психологии накоплен богатый

опыт

изучения

и

формирования

познавательной,

исследовательской

деятельности ученика (П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, О. В. Соловьёва).

В трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина доказано, что в

учебной

деятельности,

имеющей

исследовательскую

направленность,

наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество

школьников. Исследовательская деятельность младших школьников — это

творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира,

открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для

продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого

потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у

них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить

рамки изучаемого.

Организация

научно-исследовательской

деятельности

младших

школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от учителя высокого

уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых

объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно

работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ научно-исследовательской

деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных

наук.

Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней

стадии

общего

образования

позволяет

наиболее

полно

выявлять,

а

затем развивать

интеллектуальные

и творческие

способности

детей.

Стимулирование

исследовательской

активности,

поддержка

любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать

истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения

необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Приобретённые навыки в освоении принципов исследовательской

деятельности находят своё дальнейшее развитие. Учитель подготавливает

ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской

работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала,

самораскрытия и самореализации.

Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В

период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа

проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в

общую работу и ставить общие интересы выше своих.

В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные

интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы,

на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения

исследования

учащиеся

формируют

навыки

работы

с

источниками

информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под

наблюдением руководителя работы или родителей).

Организация исследовательской работы в начальной школе

осуществляется в соответствии с планом:

1.

Формулировка темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чем

сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

2.

Определение цели исследования.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить,

решить.

3.

Постановка задача исследования.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется,

как достичь цели.

4.

Установление гипотезы исследования.

Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не

подтвержденная опытом.

5.

Методы исследования

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что

исследуем? Для этого надо определить какими методами можно пользоваться,

а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, прием познания явлений окружающего мира, способ

действия.

6.

Результаты исследования.

Творческий продукт – это все, что придумано, сделано, создано, изготовлено.

Вывод – логический итог рассуждений, умозаключение.

7.

Защита исследования.

Таким образом, научно – исследовательская деятельность в начальной

школе -

это

организованная

познавательная

творческая

деятельность

учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью,

активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у

обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские

умения.

Литература

1. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к

обучению [Текст] / А. И. Савенков. — М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

2. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А.

Семенова//Начальная школа.- 2006. — № 2.-С.45–49.

3.Чефранова

М.

А.

Метод

проектов

как

способ

организации

исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе

изучения лексики // Молодой ученый. — 2017. — №30. — С. 84-88



В раздел образования