Напоминание

"Формирование духовно-нравственных качеств на уроках математики через решение задач"


Автор: Шевчук Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Зима
Наименование материала: Мастер класс
Тема: "Формирование духовно-нравственных качеств на уроках математики через решение задач"
Раздел: начальное образование





Назад




Вступление

СЛАЙД

ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально,

так как в современном обществе низкий уровень общественной морали,

утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому

духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том

числе и на уроках математики.

Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках,

связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках

естественных, тем более на математике.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и

принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать

аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть

манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от

учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и

укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению

умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у

учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие,

усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не

останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Мастер-класс

Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил

математику?

Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?

Предлагаю вам вернуться в детство.

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки

математики.

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать

задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать

задачи.

А зачем в школе учат решать задачи?

Смысл в решении предметных

задач состоит в том, чтобы научить

ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится

решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в

отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в

отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п.

Задача современного учителя сверхсложная: он должен раскрыть

внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений,

тем самым, формируя нравственную воспитанность. На сегодняшний день

общество

нуждается

в

добрых,

гуманных,

честных

и

справедливых

гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в

формировании такой личности.

Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает

большим воспитательным потенциалом. Даже выполнение математических

преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и

систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность,

вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять

ошибки. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной

работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к

систематическому

напряжению

умственных

усилий,

настойчивости

в

преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты

характера

как

трудолюбие,

усидчивость,

упорство

в

преследовании

намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не

впадать в уныние при неудачах.

I.

Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к каждому

уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и

афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и

нравственного содержания.

СЛАЙД

Например:

1. В математике есть своя красота и совершенство.

2. Математику уже за то любить стоит, что она ум в порядок приводит.

3. Имей знания отличные по теме «Дроби десятичные»

II.

Духовно-нравственное воспитание на своих уроках я реализую через

исторический материал, биографии ученых, таких как М.В. Ломоносов. С.В.

Ковалевской,

жизнь

и

деятельность

которой

является

примером

нравственности,

самопожертвования,

решение

различных

задач

с

практическим содержанием. Составлять такие задачи к уроку не так и

сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление

в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной

теме нравственного, патриотического воспитания, интегрированные уроки

математики и литературы, биологии. А можно использовать только одно

задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или

прочитать стихотворение, просмотреть презентацию.

НАПРИМЕР:

12.04..– день космонавтики. В связи с этим событием как не вспомнить о

Юрии Алексеевиче Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о

дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной

космонавтики! Числовые данные о длительности полета, скорости ракеты,

конечно же, использую при составлении задач вместе с учащимися. Можно

организовать конкурс на составление лучшей космической задачи.

Одним из типов таких задач являются задачи на установку соответствия

ответов к заданным примерам букв алфавита. Решение даже самого

«скучного»

примера

на

вычисление

оживает,

активизирует

ученика,

способствует развитию личностных УУД.

Задача:

Расшифруйте название космического корабля поставив в

соответствие ответам буквы.

(456+500): 2=

(302 - 239)*4 =

(900:3)+178 =

(78: 2)*5 =

Решая примеры и задачи на установление соответствия ребята работают с

большим энтузиазмом, узнают интересные факты. Такие задания составляю

сама, даю задания на дом.

ПРИМЕР

Большую роль для духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет

интересные факты из истории развития математики. При планировании

урока, учитель имеет большие возможности в подборке задач

воспитательного характера, для того чтобы показать межпредметную связь.

Используются задачи в стихах, ребусах, кроссвордах и дети, например,

узнают, что М.Ю. Лермонтов увлекался математикой, любил сочинять

математические фокусы. Вот одна из забав Михаила Лермонтова:

- Задумайте, пожалуйста, число. Прибавьте к нему 25. Прибавьте еще 125.

Отнимите 36, вычтите задуманное число, остаток умножьте на 5,

получившееся число разделите на 2.

252

478

195

478

О

С

З

Ю

После этого он говорил, что знает ответ. Знаю его и я. У Вас у всех

получилось 285. Вот Вы можете гордиться тем, что решили задачу,

придуманную великим поэтом.

(Х+25 + 125 – 36 - Х)*5 : 2

III.

Говоря о духовно-нравственном воспитании учащихся нельзя не

остановиться на военно-патриотическом воспитании.

Проводя уроки включающие элементы геометрии в начальной школе я

включаю в план урока раздел «Практическое применение треугольников».

Кроме красивых фронтонов крыш это еще и форма писем, приходивших с

фронта.

Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное

солдатом с фронта или солдату на фронт.

Определите вид этого треугольника (прямоугольный, равнобедренный).

Сейчас я научу вас складывать треугольное письмо. А Вы можете написать

небольшое письмо солдату, подарившему нам мир, поблагодарить за Победу.

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа.

Обычно это был страничный листик из школьной тетрадки. Первым делом

подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась

оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для

пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо

возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось

письмо.

Давайте сложим такое письмо по схеме.

Можно предложить ученикам написать письма ветеранам ВОВ, украсив

их георгиевской лентой. Такая работа не оставляет равнодушным ни одного

ученика,

воспитывает

глубокие

чувства

уважения,

благодарности,

сопереживания

старшему

поколению,

формирует

верность

традициям

прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться

своим народом. Детям же постарше можно предложить изготовление

пятиугольной звезды для украшения письма.

Давайте и мы с вами попробуем своими руками сделать и оформить

письмо солдату.

Сегодня современному школьнику необходимо не одностороннее

воспитание, а целостный подход к формированию личности. Поэтому перед

школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для

учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем. Тогда в

сердце ребят на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке

детства, о своей «малой родине

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-

нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и

воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное

в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так

важно не упустить реализацию

Спасибо за внимание!



В раздел образования